Спортивная журналистика: до и после
Как было
Возможно, кто-то уже слышал эту историю. Но не начать с нее не могу. Следуя заветам родителей и тенденциям в обществе середины 90х, я готовился к выпускным школьным экзаменам, уже поступив к тому моменту в два технических ВУЗа. Благо была тогда такая интересная возможность решить все вопросы еще на этапе предварительных весенних тестов, именуемых красивым словом «олимпиада».
Мой глубоко уважаемый и любимый классный руководитель вдруг начал тираду. Смысл ее сводился к интересному и разумному выбору будущей профессии. Подумалось: во-первых, откуда он вообще узнал про институты (ну, допустим, мама рассказала). А во-вторых, чем интересно вызвано его нескрываемое удовлетворение этим?! Потом он добавил: «ты всегда здорово писал сочинения». И закончил совсем странным: «журналистика – классный выбор, это то, что тебе нужно!»
Тот разговор я свернул своим нескрываемым удивлением, мол, с кем-то меня, наверное, перепутали. И не возвращался к нему много лет. За это время успел «создать и разбазарить» багаж разного калибра. Этого у меня не отнять, мои года – мое богатство.
Случай и общие знакомые предоставили попутчика в лице молодого корреспондента одной известной газеты. Его любовь к спорту совсем не была связана с тем материалом, над которым он работал. Но атмосферные рассказы о поездках на Кавказ, общении с простыми людьми, их житейские истории – все это давало почву поверить: он счастлив в своей профессии. И вместе с тем осознать: а ведь мой поезд уже ушел. Для начала «этому» нужно лет пять учиться. Затем, как и везде у нас в стране, еще далеко не факт, что ты со своей корочкой вообще будешь кому-нибудь нужен…
Летом я отправил семью в отпуск. Конечно же, был повод встретиться со своими закадычными друзьями. Всеми вместе и с каждым по-отдельности. Само собой выпивали – куда ж без этого. Товарищ обмолвился, что жена его в шутку сватает на спортивное радио. В том смысле, что про футбол-хоккей тот говорит много и без умолку. Может, стоит направить талант в нужное русло? В каждой шутке есть доля шутки.
- Почему бы собственно и нет?
- Да я с русским языком не особо дружу, - самокритично отрезал он.
«Но ведь у меня-то с этим как раз все в порядке», - про себя отметил я.
Словом, решение назревало.
Как стало
По сути, первый раз в жизни не ставлю перед собой больших задач. Просто получаю удовольствие от процесса. Маленькие конечно имеются, но они скорее идут фоновым ориентиром, межой и колеей для проложенного пути. Осознание того, что можно вот так запросто пообщаться с медийными людьми, задать вопросы и быть услышанным. Теми, чей закадровый голос воспринимается само собой разумеющимся приложением к телеэфиру, а подписи колонок газетных полос привычно отдают авторским почерком их создателей.
Конечно, как и многие из нас, нет-нет да и грешил порой зубоскальством. Мол, просиживают штаны перед камерой и говорят с умным видом. О том, что и мы под бокал-другой пенного не хуже соображаем!
Сейчас для меня открылись горизонты профессии. Понимание того, что это, прежде всего, труд. Нет, не так. Труд – это сухо и даже где-то пошло. Труд – это про разгрузку вагонов, лесопилку и заводы. Здесь другое. Творчество? Безусловно. В этой области, как и в любой творческой, нужно искренне любить спорт. Это – основа, базис, аксиома. Хорошо, ну а кто из нас его не любит?
Наверное, надо быть еще и психологом, читать по глазам. Наконец, нужна самодостаточность. Вера в себя и понимание, что даже для звезд первой величины наличие нашего брата не менее важно, чем их самих – для окружающей публики. Это симбиоз. Взаимовыгодное сожительство. А значит, долой авторитетов на пути захватывающего репортажа, громкой статьи, красивого интервью!
И вместе с тем, появился новый взгляд на специфику разных журналистских механизмов. Насколько отточено и профессионально работают асы спортивного ремесла. Как на самом деле это сложно: прокомментировать матч, рассказать новости, разговорить собеседника.
Теперь пришло откровение. В том, что без малого двадцать лет назад мой, тогда еще молодой, учитель русского и литературы все же смотрел в корень.
Видимо, больше не позволю себе «поливать» комментатора за скучный репортаж, ляп в эфире или фактическую ошибку. Мне будет совестно прочитать по-диагонали статью о состязании, интерес к которому идет вразрез с моими спортивными пристрастиями. Вряд ли назову теперь скучным интервью с неразговорчивым собеседником.
А еще обладание даже небольшим Знанием дает массу инструментов для эффективного результата. Один из них я даже применил на практике. Организовал часовое интервью с чемпионкой мира. Пусть не самого раскрученного вида спорта и даже не самой престижной версии. Just do it! Мечты сбываются.