Реабилитация Лодыгина
фото с сайта www.championat.com
Всегда забавляет способность некоторых людей навешивать ярлыки, стоит другим немного оступиться. Да, спортсмены – люди публичные и должны быть готовы к негативу со стороны болельщиков. Тем более в стране, где всякий гражданин с рождения имеет право на веские суждения относительно футбола. Эту привилегию, думаю, уже давно пора вписать в Конституцию.
Кто только не воспользовался своей лицензией на критику и не высказался относительно сентябрьской игры Юрия Лодыгина. Когда он допустил ряд нелепых ошибок в нескольких матчах подряд. Часть игр были принципиальными для команды, и многие промахи, увы, оказались результативными.
Такой спад, безусловно, заслуживает критики, но – как и любое другое неудачное действие в любой другой области – только конструктивной. А эмоциональную оценку игры того или иного футболиста вряд ли можно отнести к серьёзному анализу.
Однако чего только не удалось наслушаться в те дни о вратаре «Зенита». «Да что вы хотите – у него же нет никакой вратарской школы», «как вратарь Лодыгин уже кончился», «зачем его вообще из Греции забирали – своих что ли нет?» и так далее. Только ленивый не высказался по поводу голкипера петербургской команды. Думаю, что он сам был в шоке от всех этих реплик. Резкая смена восторженности публики на негодование и раздражение не добавляет положительных эмоций.
С одной стороны, было обидно слышать такое в адрес отличного вратаря – все как-будто забыли прекрасную игру Юрия в предыдущие сезоны, его невероятные сэйвы, отбитые пенальти (бывало и по два в одном матче), самоотверженные действия, неоднократные избрания игроком месяца. Но память болельщика коротка. Всем нужно зрелище здесь и сейчас. Никто не хочет ждать или жить воспоминаниями.
С другой стороны – налицо был кризис игры второго вратаря сборной России. Вроде бы ничего страшного: такой период бывает в игре любого футболиста. Однако голкипер всегда на виду, и его ошибки гораздо заметнее – это факт известный. Поэтому было тревожно. Справится ли с давлением? Ведь это был первый серьёзный спад в игре Лодыгина после его переезда в Петербург. Первое за два года очевидное падение качества его работы.
Пропущенные голы, недовольные болельщики, насторожившиеся партнеры, вал негатива в СМИ – всё это легко может превратить успешного футболиста в сбитого лётчика. Примеры есть. Ситуация такова, что или ты становишься сильнее, или тебя с распростёртыми объятиями принимает зенитовская лавка. А она обладает всеми свойствами болот, на которых построен Петербург – вырваться оттуда практически нереально. Только утонуть и реинкарнировать в клубе послабее даже зенитовской скамейки.
В общем, либо греческий петербуржец становится одним из воспоминаний болельщиков с берегов Невы, и его фамилия навечно заносится во всероссийскую книгу памяти имени Филимонова-Нигматуллина. Либо мы становимся свидетелями его выхода на новый уровень мастерства.
Когда после месячного отсутствия, Лодыгин вышел на кубковую игру с «Тосно», подумалось, что теперь в «Зените» вратари будут играть по английской системе: первый номер – в чемпионате, второй – в кубке. Следующей мыслью было: этот матч – единственный шанс для реабилитации номинального первого номера «Зенита». Если допустить хотя бы один серьёзный промах, то вся невесёлая картина с болотом и реинкарнацией станет реальностью. Поэтому болельщики Юрия глубоко вдохнули и выдохнули – будь что будет.
И было, надо сказать, хорошо!
Все помнят результат той кубковой игры – 5:0. И ноль в графе пропущенных мячей, наводит на мысль, что у «Тосно» просто не было шансов. Но они были, да ещё какие! Просто как-то незамеченной осталась игра вратаря «Зенита», вышедшего на свой экзаменационный матч. В комментариях и СМИ пропала вообще какая-либо оценка действий питерского вратаря. Оптимисты боялись сглазить, а пессимисты – не спешили признавать, что игра-то Лодыгину удалась.
У «Тосно» было три (!) выхода один на один. Во всех трёх дуэлях победу одержал вратарь «Зенита». Причём в последней из них уже был зафиксирован оффсайд, но эпизод был доигран до конца – настолько не хотел голкипер пропускать мяч даже из вне игры, даже при подавляющем преимуществе своей команды.
Необоснованные выходы за пределы штрафной площади и неудачные действия в таких забегах – были одной из претензий к игре вратаря в том невесёлом сентябре. В игре с «Тосно» голкипер «Зенита» пробежался почти к середине поля лишь однажды и абсолютно по делу – на 89-й минуте, когда казалось, что защита Питера провалилась и сейчас последует уже четвертый выход один на один. Действовал Лодыгин в той ситуации уверенно, спокойно и без суеты. Мяч был выбит не абы как, а высокой свечой – ровно так, чтобы успеть вернуться в ворота.
Твёрдая пятёрка – как сказал бы один известный эксперт.
Да, скептики резонно заметили, что показывать такую игру против аутсайдера первой лиги – просто обязан любой игрок команды-чемпиона.
Трудно не согласиться. Однако защита «Зенита» не сыграла идеально в той игре. Дала возможность трижды выйти на своего вратаря, и ещё пару раз пробить в упор. При желании, в таких действиях можно усмотреть и признаки заговора.
Через три дня Лодыгин повторил успех. Уже с соперником повыше классом – саранской «Мордовией». Мало? Далее последовал матч Лиги чемпионов с «Лионом» - одним из лидеров чемпионата Франции.
Но первый номер «Зенита» и здесь не подвёл – сыграл надёжно, снова был вынужден ликвидировать выходы один на один и делал это бесстрашно, выиграв все дуэли.
Да, трёхсотминутная сухая серия прервалась в матче с «Локомотивом». Но в первом голе странно винить Лодыгина – удар-то он отбил, а среагировать на молниеносное добивание в исполнении Николаса Ломбертса было просто невозможно. Ситуация со вторым голом оставляет вопросы в правильности выбора позиции. Однако, даже если это и была ошибка Лодыгина, то один раз в четырёх матчах позволительно ошибиться и вратарю. Тем более, что «Зенит» проиграл совсем не из-за этого, а по причине того, что его атакующая линия просто была «съедена» соперником.
А в матче за сборную с хорватами свой тайм Юрий снова отстоял на ноль. Хотя это было совсем непросто – чего стоит хотя бы ликвидированный выход Марио Манджукича. Субботняя игра с «Уралом» – снова на ноль. Итог после кризиса: шесть матчей – два пропущенных гола. То есть, в среднем – один за три игры. До кризиса было 16 пропущенных в 12 играх – в среднем, почти полтора за матч. Причем, десять из них залетело в тех самых пяти матчах, которые отправили голкипера в запас.
Мне кажется, что вся эта сентябрьская нервозность, неуверенная игра, перевод в запас – всё это осталось позади. Более того, зенитовский вратарь изменился. Возможно, говорить пока рано, но мы видим даже не прежнего Лодыгина, радовавшего нас своими действиями на поле сразу после переезда из Греции. Его игра стала более зрелой, а он сам – сконцентрированнее. Ушла в небытие невесть откуда взявшаяся суета.
На мой взгляд преображение произошло. Лодыгин вырос. А вместе с этим выросла и уверенность в том, что он справился с первым серьёзным давлением в большой команде.
И спада, на мой взгляд не было, Ломбертс пару раз забил в ворота сам, ещё пару раз обрезал Лодыгина без надежд. Были 1-2 своих ошибки, но это у каждого бывает, и за такое на банку не сажают.
Тренер, видя, какой срач поднялся, решил Юру поберечь, вывести из-под прессинга на какое-то время. При этом всегда говорил, что Лодыгин остаётся номер 1. Я не поклонник АВБ, но в данном случае он очень хорошо разобрался в ситуации и правильно её отработал.
Никакого апгрейда в связи с возвратом опять же не видно, Юра показывает свой уровень, но игр после возврата в раму маловато сыграно, чтобы выводы серьёзные делать.