Выборы в «Барселоне». Борьба за священное право голоса
Уже в конце недели главный клуб Каталонии определит свое будущее на ближайшие 6 лет. В Барселоне пройдут выборы нового президента – вернее, «нового старого», поскольку главными фаворитами гонки являются люди, уже стоявшие у власти – Жоан Лапорта и Хосеп Мария Бартомеу. Впрочем, обо всех кандидатах мы поговорим подробнее несколько позже – на «Барсамании» вас ждет специальный материал. А сегодня остановимся на том, как это было раньше.
В субботу «сосьос» клуба потянутся к участкам для голосования, чтобы оставить свой голос за одного из четырех действующих кандидатов. Но так было далеко не всегда. Настолько открытыми и широкомасштабными выборы в «Барселоне» будут лишь в четвертый раз в истории – после 1978 года (начало царствования Нуньеса), 2003-го (выиграл Лапорта) и 2010-го (президентом стал Росель). Во всех остальных случаях либо выбор был предельно ограничен, либо его и не было вовсе.
Первые десятилетия, словом, свою юность, сине-гранатовый клуб пережил в довольно закрытом режиме, когда президент клуба избирался на специальной ежегодной ассамблее сосьос, коих в те времена насчитывалось совсем немного. Так первым главой «Барсы» стал Вальтер Уайлд, который получил эту должность не только за свои организаторские и управленческие качества, но и просто потому, что был самым старшим среди собравшихся.
Бартомеу Террадес не первых порах был одним из главных финансовых мешков клуба, в частности, например, позволив клубу перебраться на новое поле, а также погасив его долги. Именно это обстоятельство позволило ему на 507 дней стать новым президентом клуба.
Впрочем, были и исключения в лице того же Жоана Гампера, который неоднократно получал эту должность именно благодаря своей грамотно проводимой политике, которые неоднократно спасала клуб от расформирования. В 1908 году, когда в штате клуба осталось всего 38 человек, швейцарец сумел провести грамотную социальную реформу, вернув в систему «Барселоны» более двухсот ее бывших членов. А команда обрела свою собственную арену – шеститысячную «Ла Эскпидору».
Последнее пришествие Гампера на пост президента завершилось тем, что в 1925 году он вместе со всем Советом директоров был отстранен от занимаемых ими должностей. А сам Жоан был депортирован из Испании за пропаганду каталонского национализма. Сменивший его на этой должности Аркади Балагер на протяжении четырех лет боролся с правительством страны, притеснявшим клуб. К примеру, все активы клуба были заморожены на 6 месяцев за неуважение к гимну страны во время матча на домашнем стадионе «Лес Кортс». Знакомо, правда?
Далее гайки закручивали лишь еще сильнее. Закончилось же все нашумевшим убийством Хосепа Суньоля в августе 1936 года, после чего для клуба настали самые мрачные времена. На протяжении трех лет у «Барселоны» попросту не было президента. Руководила клубом так называемая Комиссия Сотрудников, главной задачей которой было просто не допустить его перехода в чью-либо собственность в период Гражданской войны.
В 1939 году при диктатуре Франко президент «Барселоны» выбирался путем прямого назначения от испанских лидеров. Кроме того устанавливался тотальный контроль за их деятельностью. Полиция даже заводила специально дело, чтобы шпионить за «блауграной».
Так продолжалось вплоть до 1953 года, когда в Барселону снова вернулись президентские выборы и впервые появились специальные урны для голосования – формат, который так привычен нашему современному обществу.
Этот период жизни клуба уже гораздо более известен – о нем написано много разных материалов. И дабы не дублировать все описательные рассказы о современной истории клуба, мы вам предлагаем подробную таблицу, которая в подробностях покажет цифровую историю всех выборов, проходивших в ФК «Барселона».
Но прежде хотелось бы отметить еще один интересный факт. Не всегда все члены клуба имели право голосовать на выборах. В период с 1958 до 1974 годы действовало правило, согласно которому оно было только у специальных делегатов – определенных «сосьос», который должны были представлять интересы всех остальных членов клуба.
Современный формат голосования закрепился лишь с приходом на пост президента Нуньеса, который к слову трижды переизбирался автоматически ввиду отсутствия какой-либо конкуренции. В дальнейшем такой фокус удался лишь однажды - Жоану Лапорте в 2006 году.
Автор: Alex-Kimi (А. Шкультецкий)