7 мин.

Самый парадный пост - «Чей строевой шаг круче?»

 Кажется, что только вчера было открытие Олимпиады в Сочи, где  две недели кипели страсти совсем нешуточные, а  уже сегодня Олимпиада торжественно закроется... Да, это были незабываемые дни и не только потому, что Игры  проходили в России, хотя и это обстоятельство очень греет душу. Такие большие турниры - всегда событие и драйва было столько, что ещё нескоро отойдем.

фото

Я так подумал и решил, что в ожидании церемонии закрытия, неплохо бы вспомнить, как проходили триумфальные шествия в разное время и в разных местах, тем более, что и день у нас сегодня не простой, а Праздничный - смекаете?

Так что готовьте парадные мундиры и вперед - пройдемся "по главной улице с оркестром!"

 Music, please!

                                             Дина Гарипова и Военный хор - "Прощание славянки"

Расскажем вам немного за самый красивый военный (и не только) марш — самое узнаваемое на сегодня музыкальное произведение,  символизирующее Россию. 

                   Сочинил этот марш трубач-кавалерист Василий Агапкин в 1912 году  

                              

фото

Агапкин отвез ноты в Симферополь, где жил и работал известный в музыкальных кругах того времени военный капельмейстер и издатель нот Яков Богорад. Мелодия так понравилась ему, что он бесплатно помог записать клавир и сделал нотную раскладку для оркестра.

Говорят, что название маршу — «Прощание славянки» - тоже придумал Богорад. А вскоре Богорад напечатал в типографии нотный тираж марша, где на обложке издания была изображена молодая женщина, прощающаяся с воином на фоне Балканских гор и отряда солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина"

Впервые марш исполнил оркестр на строевом смотре запасного кавалерийского полка в Тамбове. А уже через два года его исполняли оркестры многих стран: Франции, Швеции, Норвегии, Польши, Югославии и  других.

Марши всякие нужны, марши всякие важны - напомню вам ещё два знаменитых марша

                                                                  "Entry Of The Gladiators - Julius Fucik"

 Чешский композитор Юлиус Фучик оставил о себе  память, написав в 1899 году «Большой хроматический марш».

Сочинить эту мелодию его вдохновил роман «Камо грядеши» Генриха Сенкевича, особенно та часть, где описывается схватка гладиаторов на арене римского амфитеатра. Позже композитор переименовал «Большой хроматический  марш» на «Выход гладиаторов». 

А когда в 1910 году канадский композитор и музыкант Луи-Филлип Лорандо сделал аранжировку этого марша для небольшого духового оркестра, аккомпанирующего на цирковых выступлениях, мелодия это моментально стала популярной. Ее стали исполнять все цирковые оркестры, под нее выходили на арену артисты разных жанров — те, кто составлял «гвоздь» программы. Этот марш и по сей день сопровождает выступления циркачей во всем мире.

                                                    Isaac Dunayevski - Entrée March (The Circus),1938

Этот цирковой марш вошел в историю после выхода советского кинофильма «Цирк» в 1936 году. Неизвестно, стала бы картина культовой, если бы не музыка композитора Исаака Дунаевского в этом фильме. «Выходной марш» моментально стал цирковым гимном.  Сначала в СССР, а вскоре и в зарубежных социалистических странах этим маршем стали открывать цирковые выступления. С «Выходного марша», или марша «Парад, алле», как его переименовали, и сегодня неизменно начинается каждое цирковое представление.  

( Ну, это было немного лирическое отступление от главной темы - спишем его на эйфорию от побед вчерашнего дня и предвкушения нового шоу закрытия Олимпиады )

 Порывшись в памяти и совершив прогулку по Интернету, выяснил, что никакого особенного разнообразия  в триумфальных шествиях и военных парадах как-то не наблюдалось - везде трубы трубят, барабаны  гремят, а герои дня проходят победным маршем. Тем не менее различия отыскались -  парадная военная форма везде разная, а строевой шаг и вовсе отдельная песня, у которой интересная история.

Вот у какой армии самый крутой строевой или церемониальный шаг, вы знаете? И вообще, где и когда это умение шагать строем возникло?

 Оказалось, что строевой шаг появился с появлением воинских построений, то есть когда перестали воевать толпой. 

(Вот это "воевать толпой" - сильно понравилось)

Первое военное построение - фаланга. Впервые стала использоваться греческими полисами примерно в 800-700 гг. до н. э. (так говорит история) . 

фото

Лучшее её исполнение - фаланга Александра Македонского (!) Если бойцы будут двигаться вразброд, то строй нарушится. Для удержания строя необходимо двигаться строевым шагом, ритм должен задавать или командир (на расстояние голоса) или боевой барабан (слышно дальше)

 

фото

Сам по себе строевой шаг - оружие и очень мощное. Даже в эпоху пулемётов бойцы бросали позиции и разбегались при виде такой безупречной боевой сплочённости, да под барабанную дробь...Что уж говорить о временах, когда пулеметов ещё не было?

                                                                          "Патриот"

На самом деле разделяют три вида - строевой, походный и церимониальный (гусиный). Строевой  шаг — это ходьба с темпом 110—120 шагов в минуту. Устав устанавливает размер в пределах 70-80 см. Походный - это тот же строевой, только после команды "Вольно!"

                                                        Марш Лейб-гвардии Преображенского полка

                                                         Раз-два-левой! Левой! Левой! 

фото

Гусиный - церемониальный шаг, впервые введенный в Пруссии при Фридрихе II Великоми использовавшийся во время военных парадов. При этом шаге вытянутая нога должна подниматься вверх до такой высоты, чтобы она составляла прямой угол с телом. Яркий пример - кинохроники третьего Рейха, но смотреть не очень хочется, поскольку у нас праздник.

А вот у греческого  почетного караула очень интересные движения...

                                                           Почетный караул в Афинах

 Кстати, есть мнение, что "русский строевой шаг" хоть и некоторым образом производное от прусского, но, тем не менее, отдельный шедевр. Но нашел и другое соображение:"Классический прусский "гусиный шаг" медленнее, 75 шагов в минуту, но нога идёт выше. Советский быстрее, до 120, нога не так высоко, но движения совершенно те же". 

Добавляйте здесь свои знания и практический опыт на предмет, а я поздравляю всех джентльменов с  законным праздником и полюбуемся на свой парад.

                                            

 Sunday, hello!:)                                                    

фото