10 мин.

«Маэстро, который никогда не халтурил» - Исаак Шварц

 125 - именно столько фильмов композитор Исаак Шварц украсил своими мелодиями, а их замечательный тандем с Булатом Окуджавой сделал знаменитыми песни и романсы даже из тех фильмов, которые мало кто  уже и вспомнит, а они живут до сих пор своей  отдельной жизнью и западают в душу так же, как и прежде.

фото

                                                                           Исаак Иосифович Шварц

 

фото

Расскажу вам немного о нем и поудивляюсь уже вместе с вами тому, как  порой прихотливо распоряжается судьба нашими жизнями...

Вот Исаак Шварц родился в Украине - в городе Ромны Черниговской области и был,что называется, хорошим мальчиком из приличной еврейской семьи, где и  родители были прекрасно образованными людьми и дети не обделены талантами и умениями.  Дальше семья переехала в Ленинград и именно он станет по настоящему  родным городом для всей семьи Шварца.

В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло шибко важное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена и это был большой успех.

(В 12 лет сыграть Шопена - это действительно явление - мало кто сможет )

Но у жизни свои сюрпризы - вскоре его отец был арестован и осужден по печально известной 58-й статье. Семью вышлют в Киргизию - во Фрунзе, где юный музыкант начнет работать, давая уроки музыки. Из лагерей отец уже не вернется, а Исаак так и останется за старшего в семье.

Тем не менее, в ссылке судьбина свела Шварца со многими замечательными и  образованнейшими людьми, среди которых были филологи, историки, философы и общение с ними не только обогатило его на всю жизнь, но и помогло определиться со своим будущим в дальнейшем.

Шварц, в отличие от Окуджавы, не воевал - был  руководителем  Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа, а завершит свое образование в Питерской консерватории уже после войны.

 Вот что интересно, так это их творческий союз с Окуджавой. Я не стану придерживаться хронологии, а начну сразу с фильма, который никогда не утратит своей актуальности.

(Ну, это я так думаю...)

                                                                               "Белорусский вокзал"

фото

Вот  вы их просто  послушайте и  сразу поймете, что такое люди войны в мирное время:

 ! - Наш взводный говорил когда-то, что каждая складка на вашем одеяле есть лазейка для агентов империализма. И в известной степени он был прав. 

! - Чего Вы боитесь?

- Простуды. Больше мне бояться нечего. 

! - Вы знаете, о чем я скучаю последнее время? Об армии. Стоишь себе в строю, думаешь... о чем-нибудь. Командуют налево - повернулся налево. Шагом арш - пошел. Куда, зачем - там знают. Идешь, главное, в ногу, думаешь о своем.

 - И о чем же ты думал? 

- Небось о том, как хорошо на гражданке было.

! - Пробки пережег, Коля. Бывает.

- Нет, ты знаешь, мне на минуту показалось...

- Чего те показалось?

- Понимаешь, я вдруг на минуту почувствовал себя как на фронте. Все ясно - вот враг, рядом свои, и наше дело правое.

! - Прекрасно, чисто, светло.

- Как в аквариуме.

                                                            "Здесь птицы не поют...деревья не растут..."

А ведь и в самом деле - на войне все просто и понятно - " Все ясно - вот враг, рядом свои, и наше дело правое" и нет таких понятий, как "планы на завтра". Там все  здесь и сейчас, главное - жизнь, а все остальное суета сует.

На днях многие Блокаду вспоминали... А есть поразительное свидетельство того, что люди в осажденном городе  не только  просто выживали, но даже в футбол играли!

            31 мая 1942-го года, в блокадном Ленинграде состоялся футбольный матч. 

                                                                                                                                            

фото

Но, хотелось бы рассказать не о самом матче, о котором много написано, а о человеке, который его комментировал.

Прочел я о нем у Александра Кикнадзе:

"Фриц Фукс человек уникальный. Был участником венских баррикад 1934 года, эмигрировал в Советский Союз, жил в Ленинграде, ранней осенью получил предложение выехать в эвакуацию, но враг подходил к берегам Невы, и сказал Фукс примерно так:  

  — Ленинград — теперь и мой город, и ни я, ни моя жена никуда отсюда не уедем.     Работал он в радиокомитете.     

  Вечером 6 мая 1942 года Фрица Фукса попросили перевести и записать на шоринофон одно необычное сообщение. На листке оберточной бумаги было набросано несколько фраз. Фукс подошел к машинке и быстро отстукал текст. Потом перешел в другую комнату и подсел к звукозаписывающему аппарату:

   — Здесь Ленинград, здесь Ленинград. Передаем новости спортивной жизни. Сегодня у нас был футбольный матч. Команда «Динамо» — участник предвоенных чемпионатов — встречалась с командой энской части. Матч собрал немало зрителей и начался атаками динамовцев, многие из которых пришли и приехали на игру из прифронтовых частей…    

Плыли над затемненным городом, измученным блокадой и голодом, плыли над фронтом, над фашистскими окопами слова:    — Здесь Ленинград, здесь Ленинград… Сегодня у нас был футбольный матч.

 Футболистам, для того, чтобы они смогли продержаться на поле два тайма... так они решили — сыграют два не укороченных, а полных тайма...  дали перед началом по сто граммов клюквенного киселя."  

(Мдаа... А тут миллионы платят, а претензий выше крыши у игроков...)

Так-то весь ужас Блокады, помимо всего того, что за это время написано, снято, показано, как это часто бывает, остается в самых прозаичных деталях, с которыми сам неожиданно сталкиваешься много лет спустя и вот тогда и доходит как следует, ЧТО это было...

У них - у старых уже блокадников, было необыкновенно бережное отношение к хлебу, который они никогда не выбрасывали. Они вообще были чрезвычайно бережливы (если не сказать больше) и экономны во всем... И  старенькую даму, на квартире у которой мы несколько дней жили и  то, как она выговаривала своему старику в тех случаях, когда он вдруг  недокурил дешевую папироску до мундштука, я запомнил на всю жизнь, хотя и мелкий  юный совсем тогда был.  Но, при этом, у них была изумительно правильная речь и безупречные манеры - это была старая питерская гвардия и  я ими просто восхищался.

 Признаем друзья - Санкт-Петербург  совершенно необыкновенный город, с какой стороны не посмотри...

 

фото

 И вот она - "Звезда пленительного счастья!" Как же давно это было, а дух  тех  аристократов- бунтарей так  и витает  над городом до сих пор...

 

 Ну, эту песню специально представлять не нужно - Павел Луспекаев и эти все сказано...

"Женя, Женечка и Катюша"...Одно название чего стоит! История о нескладном  и неумелом интеллигенте на войне - кто же ещё, как не Олег Даль так нам его покажет, а Окуджава сложит стихи о таких же, как и он сам - ну ведь совсем не бравый вид  был у Булата, разве нет?

  

   У Исаака Шварца было уникальное свойство не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке.  Всегда невольно возникает ощущение, что пронзительно-печальная, нежная и задумчивая музыка Шварца знает всё, даже то, что мужчина и женщина на экране в самые интимные мгновения не решаются сказать друг другу вслух.  

Фильм " Капитан Фракасс" я, к стыду своему, не только не видел, а даже о нем не слышал.

Но песни к этому фильму просто замечательные и поет их Елена Камбурова тоже прекрасно.

                                                                           "Ах, как летят за днями дни"

 

фото

"Ах, как летят за днями дни,  вся наша жизнь скорлупка, Скорее ручку протяни и слез не лей, голубка. Не жди наград, лови момент, пусть краткий, пусть ничтожный, Ведь лишь любви ангажемент - ангажемент надежный"

                                                                               "Надежды крашенная дверь"                                                                                                                                                                                                 

 "Эта женщина в окне в платье розового цвета  Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слез, Потому что перед ней две дороги - та и эта, Та прекрасна, но напрасна, эта, видимо, всерьез..."

Давным-давно, совсем молодой Сергей Соловьев, снял фильм «Мелодия белой ночи» с Юрием Соломиным и Комаки Курихара в главных ролях. Он показался зрителям трогательным, щемяще-грустным, утончённо-психологичным, но... малодостоверным. Говоря словами соломинского персонажа: " В эпоху крылатых ракет и томагавков, мы были не в том состоянии, когда ждут феерических женщин из иных миров"

Но мы, забывая о прочем, бережно храним и воскрешаем её в памяти благодаря волшебной музыке Исаака Шварца.

"Она была рядом, но с каждой минутой я почему-то ощущал её всё более и более далёкой...Я вдруг подумал, что то ленинградское лето для неё исчезло давно и не тревожит больше, – как покидают и растворяются без следа в прошлом полузабытые детские сны...»

Все-таки закончить  хочется  самым жизнерадостным и светлым фильмом с музыкой Шварца, стихами Окуджавы и актерами, которыми мы можем гордиться всю  оставшуюся жизнь. Лишнее доказательство того, что французские водевили ( и не только они) лучше всего ставились у нас.

"Назад тому сто лет, cлучилась эта штука, В ней, может, правды нет, но в ней своя наука."

 

«Шварц – необыкновенный человек, интеллигентный, тонко чувствующий. Бог одарил его талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным – с помощью музыки. А музыке нас птицы научили»  Б.Кушнер

Я рассказал только об одной грани таланта Исаака Шварца - ведь он  был блестящим пианистом, автором симфонической музыки  и двух балетов. Это единственный в стране композитор — трёхкратный обладатель кинопремии Ника и Маэстро, который никогда не халтурил - это о нем...

  Good evening, friends :)

фото