«Маэстро, который никогда не халтурил» - Исаак Шварц
125 - именно столько фильмов композитор Исаак Шварц украсил своими мелодиями, а их замечательный тандем с Булатом Окуджавой сделал знаменитыми песни и романсы даже из тех фильмов, которые мало кто уже и вспомнит, а они живут до сих пор своей отдельной жизнью и западают в душу так же, как и прежде.

Исаак Иосифович Шварц

Расскажу вам немного о нем и поудивляюсь уже вместе с вами тому, как порой прихотливо распоряжается судьба нашими жизнями...
Вот Исаак Шварц родился в Украине - в городе Ромны Черниговской области и был,что называется, хорошим мальчиком из приличной еврейской семьи, где и родители были прекрасно образованными людьми и дети не обделены талантами и умениями. Дальше семья переехала в Ленинград и именно он станет по настоящему родным городом для всей семьи Шварца.
В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло шибко важное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена и это был большой успех.
(В 12 лет сыграть Шопена - это действительно явление - мало кто сможет )
Но у жизни свои сюрпризы - вскоре его отец был арестован и осужден по печально известной 58-й статье. Семью вышлют в Киргизию - во Фрунзе, где юный музыкант начнет работать, давая уроки музыки. Из лагерей отец уже не вернется, а Исаак так и останется за старшего в семье.
Тем не менее, в ссылке судьбина свела Шварца со многими замечательными и образованнейшими людьми, среди которых были филологи, историки, философы и общение с ними не только обогатило его на всю жизнь, но и помогло определиться со своим будущим в дальнейшем.
Шварц, в отличие от Окуджавы, не воевал - был руководителем Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа, а завершит свое образование в Питерской консерватории уже после войны.
Вот что интересно, так это их творческий союз с Окуджавой. Я не стану придерживаться хронологии, а начну сразу с фильма, который никогда не утратит своей актуальности.
(Ну, это я так думаю...)
"Белорусский вокзал"

Вот вы их просто послушайте и сразу поймете, что такое люди войны в мирное время:
! - Наш взводный говорил когда-то, что каждая складка на вашем одеяле есть лазейка для агентов империализма. И в известной степени он был прав.
! - Чего Вы боитесь?
- Простуды. Больше мне бояться нечего.
! - Вы знаете, о чем я скучаю последнее время? Об армии. Стоишь себе в строю, думаешь... о чем-нибудь. Командуют налево - повернулся налево. Шагом арш - пошел. Куда, зачем - там знают. Идешь, главное, в ногу, думаешь о своем.
- И о чем же ты думал?
- Небось о том, как хорошо на гражданке было.
! - Пробки пережег, Коля. Бывает.
- Нет, ты знаешь, мне на минуту показалось...
- Чего те показалось?
- Понимаешь, я вдруг на минуту почувствовал себя как на фронте. Все ясно - вот враг, рядом свои, и наше дело правое.
! - Прекрасно, чисто, светло.
- Как в аквариуме.
"Здесь птицы не поют...деревья не растут..."
А ведь и в самом деле - на войне все просто и понятно - " Все ясно - вот враг, рядом свои, и наше дело правое" и нет таких понятий, как "планы на завтра". Там все здесь и сейчас, главное - жизнь, а все остальное суета сует.
На днях многие Блокаду вспоминали... А есть поразительное свидетельство того, что люди в осажденном городе не только просто выживали, но даже в футбол играли!
31 мая 1942-го года, в блокадном Ленинграде состоялся футбольный матч.

Но, хотелось бы рассказать не о самом матче, о котором много написано, а о человеке, который его комментировал.
Прочел я о нем у Александра Кикнадзе:
"Фриц Фукс человек уникальный. Был участником венских баррикад 1934 года, эмигрировал в Советский Союз, жил в Ленинграде, ранней осенью получил предложение выехать в эвакуацию, но враг подходил к берегам Невы, и сказал Фукс примерно так:
— Ленинград — теперь и мой город, и ни я, ни моя жена никуда отсюда не уедем. Работал он в радиокомитете.
Вечером 6 мая 1942 года Фрица Фукса попросили перевести и записать на шоринофон одно необычное сообщение. На листке оберточной бумаги было набросано несколько фраз. Фукс подошел к машинке и быстро отстукал текст. Потом перешел в другую комнату и подсел к звукозаписывающему аппарату:
— Здесь Ленинград, здесь Ленинград. Передаем новости спортивной жизни. Сегодня у нас был футбольный матч. Команда «Динамо» — участник предвоенных чемпионатов — встречалась с командой энской части. Матч собрал немало зрителей и начался атаками динамовцев, многие из которых пришли и приехали на игру из прифронтовых частей…
Плыли над затемненным городом, измученным блокадой и голодом, плыли над фронтом, над фашистскими окопами слова: — Здесь Ленинград, здесь Ленинград… Сегодня у нас был футбольный матч.
Футболистам, для того, чтобы они смогли продержаться на поле два тайма... так они решили — сыграют два не укороченных, а полных тайма... дали перед началом по сто граммов клюквенного киселя."
(Мдаа... А тут миллионы платят, а претензий выше крыши у игроков...)
Так-то весь ужас Блокады, помимо всего того, что за это время написано, снято, показано, как это часто бывает, остается в самых прозаичных деталях, с которыми сам неожиданно сталкиваешься много лет спустя и вот тогда и доходит как следует, ЧТО это было...
У них - у старых уже блокадников, было необыкновенно бережное отношение к хлебу, который они никогда не выбрасывали. Они вообще были чрезвычайно бережливы (если не сказать больше) и экономны во всем... И старенькую даму, на квартире у которой мы несколько дней жили и то, как она выговаривала своему старику в тех случаях, когда он вдруг недокурил дешевую папироску до мундштука, я запомнил на всю жизнь, хотя и мелкий юный совсем тогда был. Но, при этом, у них была изумительно правильная речь и безупречные манеры - это была старая питерская гвардия и я ими просто восхищался.
Признаем друзья - Санкт-Петербург совершенно необыкновенный город, с какой стороны не посмотри...

И вот она - "Звезда пленительного счастья!" Как же давно это было, а дух тех аристократов- бунтарей так и витает над городом до сих пор...
Ну, эту песню специально представлять не нужно - Павел Луспекаев и эти все сказано...
"Женя, Женечка и Катюша"...Одно название чего стоит! История о нескладном и неумелом интеллигенте на войне - кто же ещё, как не Олег Даль так нам его покажет, а Окуджава сложит стихи о таких же, как и он сам - ну ведь совсем не бравый вид был у Булата, разве нет?
У Исаака Шварца было уникальное свойство не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке. Всегда невольно возникает ощущение, что пронзительно-печальная, нежная и задумчивая музыка Шварца знает всё, даже то, что мужчина и женщина на экране в самые интимные мгновения не решаются сказать друг другу вслух.
Фильм " Капитан Фракасс" я, к стыду своему, не только не видел, а даже о нем не слышал.
Но песни к этому фильму просто замечательные и поет их Елена Камбурова тоже прекрасно.
"Ах, как летят за днями дни"

"Ах, как летят за днями дни, вся наша жизнь скорлупка, Скорее ручку протяни и слез не лей, голубка. Не жди наград, лови момент, пусть краткий, пусть ничтожный, Ведь лишь любви ангажемент - ангажемент надежный"
"Надежды крашенная дверь"
"Эта женщина в окне в платье розового цвета Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слез, Потому что перед ней две дороги - та и эта, Та прекрасна, но напрасна, эта, видимо, всерьез..."
Давным-давно, совсем молодой Сергей Соловьев, снял фильм «Мелодия белой ночи» с Юрием Соломиным и Комаки Курихара в главных ролях. Он показался зрителям трогательным, щемяще-грустным, утончённо-психологичным, но... малодостоверным. Говоря словами соломинского персонажа: " В эпоху крылатых ракет и томагавков, мы были не в том состоянии, когда ждут феерических женщин из иных миров"
Но мы, забывая о прочем, бережно храним и воскрешаем её в памяти благодаря волшебной музыке Исаака Шварца.
"Она была рядом, но с каждой минутой я почему-то ощущал её всё более и более далёкой...Я вдруг подумал, что то ленинградское лето для неё исчезло давно и не тревожит больше, – как покидают и растворяются без следа в прошлом полузабытые детские сны...»
Все-таки закончить хочется самым жизнерадостным и светлым фильмом с музыкой Шварца, стихами Окуджавы и актерами, которыми мы можем гордиться всю оставшуюся жизнь. Лишнее доказательство того, что французские водевили ( и не только они) лучше всего ставились у нас.
"Назад тому сто лет, cлучилась эта штука, В ней, может, правды нет, но в ней своя наука."
«Шварц – необыкновенный человек, интеллигентный, тонко чувствующий. Бог одарил его талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным – с помощью музыки. А музыке нас птицы научили» Б.Кушнер
Я рассказал только об одной грани таланта Исаака Шварца - ведь он был блестящим пианистом, автором симфонической музыки и двух балетов. Это единственный в стране композитор — трёхкратный обладатель кинопремии Ника и Маэстро, который никогда не халтурил - это о нем...
Good evening, friends :)

Какой светлый и вдохновенный пост.. )
спасибо за то особое настроение, которое он создает..)
Этот возвышенный.. какой-то даже эмпирейский.. ) дух восприятия поста сразу же навевает образ-портрет Исаака Иосифовича Шварца..
светлый.. добрый.. проникновенный.. весь светящийся как-то изнутри человек...
как ты любишь говорить, Кот, сейчас таких не делают.. )
относительно Шварца - это истинная правда..)
и еще прав ты, безусловно..что это тот неповторимый..такой тонкий, но стойкий..питерский аристократический шарм захватывает и очаровывает в этом талантливом.. необыкновенном человеке.. )
Я помню под партой Джером.К. Джерома читал и забылся и смеялся во весь голос )
Мине с урока выперли - там совсем другое "проходили" )
Поэта - тоже.
Что ни песня, то шедевр )
Муравьева какая необыкновенная..."Эта женщина в окне"
И она сама поет )
Слова какие - вроде все просто, все о том же, а спокойно не прочтешь даже...
Или "Надежды крашенная дверь" - никто сейчас так не пишет (
Ну, эт даа - там столько песен и музыки - сейчас такой не делают )
Не очень вышло здорово. как по-мне, но, надеюсь представление о нем дал.
Слова в песнях изумительные и музыка...Как и вснда.
Я бы все поставил, если бы смог.
Вальс из "100 дней после детства", как и сам фильм - просто чудо )
Да у него что не мелодия, то всегда в тему )
Верно - я тоже не заметил ))
Я помню за Евгения и наваяю скоро.
Но там же столько всего ...Трудно выбрать ))
Я читать начинаю и помираю от всего - увлекаюсь и ппц...Время вышло )