9 мин.

Очень юбилейный пост - Виват «Джентльменам удачи»!

 А сегодня вечер "лучшей пятницы на неделе" и вот  теперь...

фото

Теперь можно полностью расслабиться, забыть за трудовые будни и заняться чем угодно -  хочешь пой, хочешь пей, впереди уикенд -  жизнь прекрасна и удивительна!

 Вообще-то месяц декабрь, как правило, напичкан разными важными событиями - там и  конец квартала, и итоги  года, Рождество и ещё много чего, но для фильма "Джентльмены удачи" - это ещё и особенный месяц.

Ровно 42 года назад, 13 декабря 1971 года, на экраны вышел фильм из тех, что "на всю жизнь" - во всяком случае, ни разу не встретил кого-то, кто считал бы иначе.

фото

Чтобы получился  такой шедевр, нужен парад планет на небе и на земле чтобы  звезды тоже сошлись, а иначе никак - история создания этой картины не менее поразительна, чем сюжетные повороты в самом фильме.

Читая эту историю, вы поневоле знакомитесь с историей страны, которой больше нет. Некоторые нюансы сегодня кажутся полным абсурдом, хотя думаю, что и сейчас мало что поменялось - просто за "то" время мы теперь некие детали знаем, а за наше - узнают наши внуки и, вероятно, так же будут удивляться.

Звезды на земле сошлись в тот момент, когда уже известный режиссер Георгий Данелия и молодая  писательница Виктория Токарева принесли на «Мосфильм» сценарную заявку под условным названием «Рецидивист».

У этой заявки и появившейся два года спустя ленты почти нет ничего общего. Кроме разве что Косого - Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова – а именно для него, в первую очередь, и писался сценарий – изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным заведующим детского сада.

Всю историю создания фильма можно будет прочесть в подарочной ссылке, а мне бы хотелось по-своему представить всех главных действующих лиц и исполнителей.

Не так давно я представлял вам Геннадия Гладкова и его музыку. Она настолько хороша, что не грех послушать её ещё раз - тем более наш любимый фильм она здорово украсила.

                                                     Theme Song - "Gentlemen of Fortune"

Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.» – с этого обращения к худсовету начинается сценарная заявка. По задумке Данелия и Токаревой, роли должны были распределяться так:

Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;

Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец;

Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;

Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.

(Эх! На Никулина альфонса я бы посмотрел...!)

Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.

Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе – Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой - «поработать над гримом».

                                                                    "Лошадью ходи"  

         

              "Хорошо пьяного сыграть в кино может только трезвенник" Георгий Вицин  

                                 

фото

Странно, но девизом этого популярнейшего актера было «Прожить надо незаметно». Не в смысле бегства от жизни, а занимаясь любимым делом и не замечая пролетающего времени.

Отвлекаться от дела не любил, поэтому журналистов не жаловал. С «мастерами пера» беседовал в основном по телефону. От личных встреч уклонялся, заявляя: «Поболтать по телефону — это одно, а чтобы куда-то идти, надо брюки надевать. А от микрофона я вообще заикаться начинаю!»

Свои редкие интервью долго вычитывал и правил, боясь непонимания и двусмысленности: «В разговоре я теряю контроль, могу сказать лишнее. Журналисты и рады… А я потом нервничаю».

В 1998 году, накануне «официального» 80-летия (реальный юбилей был годом раньше), отбиваясь от назойливой прессы, искренне и по-детски наивно сетовал: «Если бы вы меня любили, давно бы оставили в покое!»

А знаете ли вы, что в молодые годы  годы Георгий Вицин был сексуально неотразим?

Рассказывают, что на съёмках «Женитьбы Бальзаминова» в Суздале за Вициным пытались ухаживать десять актрис, но ни одна из них не добилась взаимности.

Как-то предложили ему на ужине водочку, думали, пропустит рюмашку, развеселится. Но они, бедные, не знали, что Вицин не пьёт.

«Ну что ж, бабоньки, — воскликнула тогда в сердцах одна из актрис, — видно, никому он так и не достанется».

(Ахах! Так вот!)

                         «Эх, шакал я паршивый. Ворую и ворую…». Раднэр Муратов

Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна, но его не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР  и этот вариант отпал. Тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем:

Эй,гражданина! Ты туда не ходи — ты сюда ходи. А то снег башка попадёт — совсем мёртвый будешь…

А в тюрьме сейчас ужин — макароны!

Ну вы будэтэ жрать или нэт???

О съемках у Муратова остались свои воспоминания:

«Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий… Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!».

Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость».

«Карту купи, лапоть! О! Нашёл, нашёл! Вон мужик в пиджаке! А вон оно, хи-хи — дерево!»  Савелий Крамаров

Красавец Олег Видов ( сыгравший милиционера, переодетого в таксиста) в этом эпизоде столкнулся с "производственными проблемами" - как раз когда Крамаров, сидевший справа от него, честно произносил свой текст. Но сколько бы режиссер не командовал: «Повернись и поговори с человеком!», Видов запарывал дубли, так как просто плакал от смеха.

Савелия Крамарова представлять не нужно, скажу только, что на самом деле он был  очень элегантным  и серьезным мэном - по-жизни, ну а в фильме...Вы сами все видели.

                                                              Евгений Леонов умел все!

Да...Леонов умел все, но его так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость — Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы.

                                                                    "Ложи верблюдА!"

Съемки, кстати, едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем. Верблюда звали  Алмаз и в 2008 он ещё был жив и здоров.

                                              Режиссер Александр Иванович Серый

                              

фото

Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый.

Александр учился вместе с Данелия на Высших режиссерских курсах, но попал в места "не столь отдаленные", подравшись с неким архитектором, приревновав к нему свою девушку.

Комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин», но все-таки слава "Джентльменов.." была  настолько оглушительной, что эти картины не смогли её обойти.

Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву». А вот хохму про памятник Лермонтову («мужик в пиджаке») и выражения вроде «всю жизнь работать на лекарства будешь» — придумали сценаристы.

Викторию Токареву нужно просто читать, а их тандем с Данелия подарил нам ещё один незабываемый шедевр - "Мимино"

По количеству известных артистов «Джентльмены удачи» побили все рекорды советского кино. Даже в эпизодических ролях — «звезда на звезде»: Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова, Наталья Фатеева...

                                                              Финальный аккорд...

Несмотря на то, что из четверки «джентльменов»  никого уже в живых не осталось, для миллионов людей они все равно по-прежнему живы. Они все так же ищут шлем Александра Македонского и будут искать его вечно, потому что мы их любим.

 "— Вы из какого общества, ребята?  — «Трудовые резервы». — А что, «Динамо» бежит? — Все бегут" :))

фото

История создания - http://monoblog.su/?p=4094