Апофеоз каменных джунглей
Добравшись до произведения Умберто Эко "Средние века уже начались", я не мог просто пройти мимо и не черкануть пару строк на эту тему.
При желании можете ознакомиться с этим довольно неоднозначным чтивом тут - http://anthropology.ru/ru/texts/eco/midages.html
Теперь же я возьму слово.
На протяжении всего произведения Эко пытается доказать нам, простым читателям, что век, в котором мы живем, все же не информационный, а самое что ни на есть неосредневековье. Профессор Болонского университета разложил по полочкам все аспекты жизни Средневековья и фактически разъяснил, что Средневековье из себя представляет в подобном разрезе. Так же реализованы параллели между тем, что было «тогда» и тем, что мы имеем «сейчас» как доказательства общего тезиса, вынесенного в заглавие. Аргументы звучат убедительно, и разбирать их нужды нет никакой: атаковать критикой, если уж она есть, такой авторитет – все равно, что атаковать танк «Абрамс М1» гусарской саблей. А если же душа лежит согласиться то все равно нет смысла ворошить 10 страниц аргументов, чтобы сказать ровно столько же, сколько можно сказать в одном слове: «Соглашаюсь». И, читая те страницы, тянет согласиться, если бы не одно «но», упорно сидящее в сознании и отказывающееся уходить. Маэстро разложил по полочкам все, но упустил чуть ли не самое главное.
Средневековье – эпоха жизни общества людей. А оно, естественно, состоит из обычных людей. Какие они, в большинстве своем, эти люди? Разве все они – добрые самаритяне из библейских легенд? Разве каждый из них – ученый, трудящийся на благо человечества? Разве каждый из этого общества мечтает о благе всем и готов поступиться своими интересами и работать в более плохих условиях, чтобы у кого-то там другого было то, чего сейчас нет? Безусловно, есть и такие. Но сколько их в реальном обществе? Обычный человек жаден, эгоистичен, жесток, его ведут только низменные желания, неважно, будь то голод, гордыня, зависть или похоть. Только единицы умеют переступить через себя обрести ту власть, которую дает контроль над этими желаниями. Только единицы способны находить компромисс между совестью и эго. В остальном же люди остаются неизменными с того самого момента, когда ученые решили называть так облысевшую прямоходящую обезьяну с палкой в руках. Ведь что изменилось за все эти года в сознании людей? Ничего. Все так же все хотят жить в комфорте, но по-прежнему какой-нибудь умный ( ех. США) ездит на том, кто потупее, а потому и за чертой бедности (ех. Буркина-Фасо). При том вторые по-прежнему усиленно старались пополнить количество первых. Что тогда, что сейчас люди не понимали и не понимают, что на всех одинакового богатства не хватит, а настоящее равенство – утопия. Нельзя даже сказать, что подавляющее большинство стало образованнее в наш век. Ведь умение читать и писать – не то, чем нужно гордиться сегодня, а многие и это делают с ошибками. Не говоря уже о том, что большинству умение мыслить, если такое когда-либо проявлялось, давно заменил сайт Google.com, позволяющий узнать практически все практически обо всем в мгновение ока. Но что реально знает средний человек без этого? Что будет делать средняя домохозяйка, целыми днями просиживающая у телевизора, бесценной возможности делиться полезной информацией на самом деле, если, например, попадет одна в джунгли или (пусть, гипотетически) вдруг попадет в реальное Средневековье? Как она сможет выжить или чему сможет научить людей той эпохи? Разве что ее будут держать как сказочницу-юродивую на голодном пайке, а по вечерам всей деревней слушать очередную «МЕГАСЕНСАЦИЮ» из какого-нибудь шоу «Пусть говорят». И это если ей повезет и если ее не спалят как порождение Сатаны, что, помня образ среднестатистической современной домохозяйки, в десятки тысяч раз более возможен.
И это, казалось бы, самый важный аспект человеческой эволюции за все время существования. Мы обязаны были накопить невероятное количество всяких знаний, и мы это сделали, бесспорно. Но – только в умах единиц из тысяч и тысяч или на цифровых хранилищах тысяч и тысяч серверов и компьютеров. Вот почему человечество так боится восстания машин – ведь средняя машина знает или может узнать в кратчайшие сроки, как и из чего изготовить порох, а средний человек – нет, да и знал ли он когда-нибудь об этом? Его это мало интересует. Его больше интересует, как бы в комфорте набить свое брюхо, в таком же комфорте найти что-нибудь, что его бы развлекло, а затем с таким же комфортом удовлетворить свою похоть. Единственная по-настоящему революционная вещь, утвердившаяся в человеке за тысячи и миллионы лет эволюции, это понятие о повседневном комфорте. Сейчас они, конечно, не те, что прежде, и комфорт, бывший средней нормой, скажем, лет пятьсот назад, показался бы современному homo sapiens жуткой нищетой. Еще бы, как это, без телевизора-то и без социальных сетей.
Но есть и аспекты жизни, в которых люди даже деградировали. Например, в жизни половой. В Средние века, например, была религиозная мораль и насаждаемая ею мораль общественная. Нет, разумеется, развратники были всегда, но тогда таких, коли находили и если уж могли, общество прожаривало на костре до хрустящей обуглившейся корочки как поправшего святую Библию, а точнее, разделы о браке. Что мы видим теперь? Где-то еще сохранилась мораль, но ныне это – личный выбор каждого. И нетрудно догадаться, что это за выбор, в мире, где верность столь же редка, как и иридий в почве, миром правят ночные клубы и вечеринки в них, а в интернете на простое слово «порно» находится роликов или картинок в миллионы раз больше, чем картинок с тегом «хлеб» или даже кинокартин, любых, не только высокохудожественных. Сейчас, когда всюду в моде толерантность и терпимость, прямо как в Риме перед его падением, для обычных людей нет причин хотя бы стыдиться или скрывать это. Круг замыкается при осозновании факта «так делают все, почему нет?», просматривая очередной «шедевр» предыдущих таких же и так же подумавших за просмотром, в свою очередь, другого шедевра. И зачастую выбор делается открыто и осознанно, ведь откуда тогда взяться порнозвездам в парламентах разных стран (как ни прискорбно, документальный факт – на это даже у вездесущего Forbes имеется свой горячий хитпарад «десяти лучших») или откуда тогда взяться продажам мемуаров очередной проститутки, большим, чем продажи всех книг о, скажем, герое информационного века Джулиане Ассанже? Добро пожаловать в реальный мир.
Отдельно рассказывать про жадность человеческую и о том, как в океане бизнеса одна акула пожирает другую, чтобы завтра быть съеденной самой смысла нет совершенно. Все эти истории как на подбор стары как мир, и со временем в них изменились лишь средства и объекты. Хотелось бы просто задать просто никому не адресованный вопрос: Следит ли кто-нибудь за тем, как со своими средствами поступают большинство благотворительных фондов, или это считается дурным тоном? Выписать чек на спасение китов и получить шикарный китовый ус в качестве подарка в благодарность – вот на вы можете надеяться, «спасая» таким образом планету.
Профессор Эко рассказал все верно, кроме того факта, что люди не меняются. И то, что единицы улучшают жизнь и остальных вместе со своей собственной – прискорбный факт для мира и радостный для большинства. В остальном же век, в котором мы живем, не менялся, он был и остается «каменным» для человечества. Только теперь наши пещеры застеклены, в них стоят компьютеры и мебель от IKEA, а в карманах мы носим коммуникаторы, дабы не орать друг другу сообщения из пещеры в пещеру. Апофеоз каменных джунглей наступил, когда человечество сделало шаг назад в плане морали зациклило свою жизнь на удовольствиях и развлечениях. Движение ради движения, и только единицы понимают, куда и зачем они двигаются. При этом Профессор Эко пишет в таком ключе, что можно понять, что он жалеет о том, что снова наступило Средневековье. Он жалеет о том, кем мы были и кем мы могли бы стать. Я же считаю, что раз мы ничего не потеряли, какой смысл об этом жалеть? Жалеть можно только об утраченной или деформированной морали, но это опять же моральный выбор каждого. И пока этот выбор будет столь известен и легкопредсказуем, как и все прочие, ночь века Каменных джунглей будет продолжаться. По древнегреческой легенде Прометей, принеся свет учения и огонь людям, поплатился своей свободой на долгие годы непрекращающихся пыток. Чешский героя Ян вырвал себе сердце, чтобы его светом осветить своему народу путь до места, где они могли бы поселиться. Способно ли человечество хотя бы на меньшие жертвы, чтобы утро нового века началось с рассвета надежды? Пока ответ слишком предсказуем и безрадостен. «Американская» мечта, как и мечта и всего мира, стала явью.
But the hope keeps alive even in the face of Armageddon.
Нет способов улучшить мораль?