8 мин.

Уйтинельзяостаться. Капкан для Аллегри

Фото: ilmessaggero.it

То о чем говорили практически со старта ушедшего чемпионата, то, чего все ждали, как свершившегося факта, когда остается только официальное объявление, здесь актуален и особенно красноречив пример Моуринью с его бесконечно долгим возвращением в «Челси», то, что, по сообщению газет, пятьдесят раз успел решить Сильвио Берлускони – все это не случилось.

Макс Аллегри остается в «Милане».

Не то чтобы это было совсем уж удивительно, но в этом, определенно, есть толика нелогичности. Что-то такое, что не просчитывается математическими уравнениями бизнес-планов, контрактных обязательств и всякой остальной бесчеловечной херней, так ненавистной простым болельщикам, желающим видеть во всем происходящем исключительно футбольные проявления.

Проще говоря, то, что не подчиняется логике, подчиняется сердцу. Это крайне близко тем самым болельщикам, но совершенно немыслимо в мире миллионных контрактов топ-клубов.

Понятно, почему в итоге удалось отговорить Берлускони, и почему Галлиани так рьяно поддерживал нынешнего наставника, здесь как раз таки все очевидно. Посадить на скамейку кого-то типа Зеедорфа, Гаттузо или Индзаги, надеясь, что Тассотти сумеет как-то все разрулить, попутно подгружая в голову новоиспеченного тренера необходимое программное обеспечение – идиотизм. Пример Страмаччони не идеален в своем проявлении, но весьма конкретен и категоричен.

Топ-клуб – не место для экспериментов, особенно сейчас, особенно «Милан», только начавший вставать на новые рельсы построения команды.

Можно ли было найти кого-то лучше Аллегри? Безусловно. Но и здесь нет противоречия, поскольку раз уж оставили Макса, значит, замену найти не удалось. Серьезные дяди стоят дорого и крайне редко сидят без работы.

В этом плане характерен пример Спаллетти. Воображение без труда раскрашивает контуры вечно грустного Лучано в красно-черные тона, но он остается в России, а Аллегри – в «Милане». Чем не пример?

Это вовсе не говорит, что Берлускони не захотел вызволять Спаллетти из Питера или что условия контракта с «Миланом» не устроили наставника «Зенита». Здесь в силу вступают другие факторы, к примеру, фактор риска, на который пойдут далеко не все, тем более те, кто и без того хорошо устроен. Та самая логика принимаемых решений, с которой поспорит любой фанат, но только не состоявшийся, высокооплачиваемый тренер.  

Понять миланских боссов легко, сложнее понять Аллегри.

Он с готовностью запихнул башку в медвежий капкан, в который ногой попасться страшно до смерти, поскольку ног предусмотрено только две и на всю жизнь. А этот, не раздумывая, вставляет в убийственную стальную конструкцию голову.

Либо Макс – псих, либо одно из двух.

У него были все возможности для того, чтобы уйти. Тем более момент со всех точек зрения наиболее подходящий, найти идеальнее будет сложно и вряд ли когда-либо получится, если только «Милан» в наступающем году не перекроет результаты нынешнего, сделав что-то по-настоящему героическое. Скажем, выиграет скудетто или пройдет, как минимум, в полуфинал Лиги чемпионов, что станет общепризнанным чудом, а Макса либо назначат новым Папой, либо – сразу святым.

Аллегри спас прошлый сезон, балансируя на самом краю – максимум эффектности и наглядности. Тифози ради него (хотя в некотором смысле против Зеедорфа, но частенько против=ради) вспомнили, что умеют писать, а некоторые, вполне возможно, научились. Журналисты вовсю нахваливали, кое-кто даже проникся настолько, что предложил от чистого красно-черного сердца бежать из «Милана». Галлиани бился за Макса до последнего патрона, что удивляло даже чуть больше, чем восхищало.

Все это активы ушедшего года, то, что Аллегри сумел заработать и это весомые достижения, более чем. Перед ним открылись самые разнообразные клубные двери и расстелились полотнища контрактов…

«Рома» пошла дальше всех, сделав практически идеальное предложение - серьезные деньги, уютное место, неплохие перспективы. Вот это самое любопытное, потому что практически необъяснимо логическими доводами.

Измучившие сами себя поисками чудес «волки» мечтали о добротном тренере. О том, кто не станет строить из подручных средств космический корабль и не попытается уничтожить к такой-то матери галактику, призывая помочь ему в этом, а просто будет тихо-мирно работать (Андреаццоли в этом контексте, судя по всему, даже не рассматривался, особенно после кубковой точки сезона).

Добавьте сюда весьма недурной состав, нуждающийся в небольшой корректировке и позволяющий строить практически любую тактическую схему, ориентируясь на собственные предпочтения, а не на исходные возможности. Не зря же по ростеру римлян пускает слюни практически в каждом интервью Фабио Капелло, наверняка, скучающий по тем временам, когда приходилось тренировать игроков уровня Ламелы и, скажем, Тотти, а не Файзулина с Широковым.

Осталось только умножить все вышесказанное на свободу действий (с этим в «Роме» практически никогда не было особенных проблем, а в последнее время - особенно) и достаточно скромные цели. Думается, если «волки» по итогам будущего сезона пробьются в Лигу Европы, продемонстрировав хоть сколько-нибудь стабильную и сбалансированную игру – столичные боссы предложат наставнику руку, сердце и кольцо всевластия.

«Рома», конечно, не самое спокойное на планете место для работы, но точно не хуже танцев с дьяволами в красно-черном дурдоме имени Берлускони.

Впрочем, Аллегри выбрал именно танцы в газовой камере «Сан-Сиро», разглядывая угрожающих размеров капкан с максимально близкого расстояния.

В разговоре с другом, Андреа Камплоне, он скажет, что остается ради болельщиков и игроков, принявших его сторону и верящих в него. Звучит весьма благородно, а главное красиво, что нравится болельщикам, да и игрокам, думаю, тоже. Другое дело, что благородство само по себе – чушь, основанная на нормах морали и воспитания и, прямо скажем, плохо применимая к реалиям большого спорта.

За Аллегри, к слову, по ходу сезона водились подобные штуки, когда он, к примеру, открыто говорил о неверных решениях арбитров, которые были приняты в пользу «Милана» (пример – пенальти в ворота «Удинезе»). Редкая и одновременно забавная черта, когда тренер так активно рассуждает о судейских ошибках в пользу его команды.

Кто-то наверняка впечатлился, проникся откровенностью и честностью наставника, посчитав того крутым, как и в случае с неуходом из «Милана». Но крутость путают с идиотизмом даже чаще, чем гениальность с сумасшествием. Слишком уж похожие качества личности по внешним проявлениям, иногда и вовсе неотличимые.

Так же крайне сложно разобраться, какой из двух вариантов прошлогоднего «Милана» был настоящим. Вариант, скажем так, середины сезона, мобильный, яркий, дерзкий и опасный для любого соперника или версия начала и конца чемпионата, вязкий, тяжелый, неповоротливый, провальный и неэффективный?

Можно, конечно, ляпнуть что-то бестолково-нравоучительное в духе «истина всегда посередине, ну или в гармонии», но говорить такую банальщину, все равно что публично признавать решающий пенальти, назначенный в пользу твоей команды, неправомерным. Нести подобную чушь можно только в двух случаях, вернее в трех: либо тебе плевать, либо ты преследуешь определенную цель, либо ты – идиот. Последний вариант исключает любые сомнения в действиях и все их оправдывает, самоустраняясь.

Аллегри может быть кем угодно, человеком недальновидным, простодушным, прямолинейным, но точно не полным придурком. А значит, он и вправду видит смысл в своем решении остаться в Милане, принимая вместе с ним весь груз ответственности, которая, велика вероятность, окажется для него на сей раз неподъемной.

Второй сезон подряд Берлускони никто не сможет отговорить, и как только дела пойдут хуже, чем это покажется боссу, тренер вылетит из клубного офиса, как пробка из бутылки шампанского.

Это действительно капкан, поскольку от Аллегри будут ждать улучшения прошлогоднего результата, причем во всех турнирах, причем на фоне добротной игры. Макс уже успел потребовать приобретения четырех игроков (центрбека, двух хавов и вингера), но что это будут за игроки, пока не слишком понятно (вроде бы подписан Андреа Поли, а Аллегри еще очень хотел Черчи). В любом случае ждать трансферной революции точно не стоит.

Насколько нынешний «Милан» сможет прибавить за счет внутренних ресурсов и приобретения хоть и добротных, но все же далеко не самых звездных игроков – вопрос и не просто вопрос, а сдобренный серьезной долей скепсиса в виде многоточия. К тому же про «не самых звездных» еще очень мягко сказано, так мягко, что практически невесомо, практически вранье.

Вряд ли кто-то особенно удивится, если осенью или в начале зимы в красно-черной команде случится тренерская отставка. Это совершенно точно не станет неожиданной новостью, более того, такое развитие событий весьма вероятно. Аллегри знает об этом лучше других и случись подобное – скажет что-то хорошее и правильное. Скажет и уйдет. Быть благородным и успешным одновременно – задача посложнее победы во всех турнирах пару сезонов подряд. По сути, так просто не бывает.

Ты либо честный и ответственный, либо побеждаешь. И дело тут не в том, что нужно быть ублюдком, просто это совершенно не сочетающиеся качества, одно из которых действительно качество, а второе – следствие. Логика карьерных решений обезличена, в ее установках нет пункта «мораль». Поэтому так и непонятно, кто же такой Макс Аллегри: герой или банальный заложник этических норм, которые по какой-то странной причине все еще воздействую на него?

Быть гением или идиотом – практически одно и то же. В обоих случаях сам человек вряд ли способен осознать себя таким, каков он есть. Для этого нужны окружающие, которые и примут окончательный вердикт, ведь мы те, какими нас видят.

Остаться в Милане – нелогичное решение со стороны тренера и поэтому интересное.

В самом начале этого лета у Макса Аллегри была идеальная возможность развернуть карьеру в другом направлении, выбрав выгодный до выверенности вариант, но он предпочел остаться. Зачем? Видимо, ему интересно узнать, что же все-таки находится на дне медвежьего капкана.

Либо все закончится прожорливым металлическим щелчком, оставившим благородного идиота без головы, либо он станет героем, отважным, простодушным и честным. Безальтернативно безнадежный и красивый до крайности расклад – редко такое увидишь. Мало кто рискнет, а он может себе это позволить.

Макс Аллегри на берегах GreenЛандии:

Поймай его, если сможешь

На одной ноге или как важно быть счастливым

Чувство ущербности как стимул

Мертвец идет