6 мин.

Военно-полевой роман Петра Тодоровского - » И все-таки мы победили!»

  Актер, режиссер, оператор, композитор и просто замечательный человек - все это Петр Тодоровский. 

фото

Даже не знаю, с чего начать...За свою долгую жизнь Тодоровский успел очень много, а его знаменитый фильм "«Военно -полевой роман»,  был выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

 Интересно, что во ВГИК Петр поступил со второго раза, а на первом курсе его все норовили исключить за профнепригодность.

                Несколько отрывков из одного из последних интервью мастера

 Как получилось, что именно война потом стала для режиссера  основной темой?

" — Это одно из сильнейших впечатлений, ­которое осталось в памяти. Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой ­теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. Не знаю, мне было 19 лет — возраст, когда ты впитываешь очень быстро и очень много. Ты даже толком не понимаешь, что с тобой происходит в этот момент, но когда проходит время, ты меняешься, начинаешь заниматься другим ремеслом, эти впечатления все равно всплывают и приходят к тебе независимо от тебя самого. И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует..."

Фильм «Военно-полевой роман» о том, что возвращаться с войны было даже сложнее, чем воевать - возвращение к нормальной жизни очень многих людей и сломало.

" — На фронте ты могла быть королевой, как героиня Андрейченко, а после войны была вынуждена продавать пирожки. Это было самое страшное и самое печальное. Устраивали парады пышные, выдавали ордена, приемы давали, а калеки на рынках жили. Потом приказ вышел — убрать их всех из Москвы, чтобы иностранцы, не дай бог, этого не увидели. Есть замечательный анекдот из тех времен. Приходит муж домой после работы уставший, открывает дверь спальни, там жена с каким-то мужиком лежит, а он безучастно говорит: «Изменяешь? А во дворе яйца дают». Во дворе продавали все что угодно, чтобы иностранцы не видели длинных очередей."

(Надо же! А я этого тоже не знал, как и Елена Ванина, бравшая это вью )

Один из первых и, любимых нашими старшими,  фильмов -"Весна на Заречной улице" - Тодоровский здесь выступил  в качестве оператора.

                  Как давно это было... а безответная любовь и сейчас расстраивает

                          

На самом деле интервью очень интересное - как и личность самого Петра Ефимовича. Вот  момент очень понравился:

— Один знаменитый человек 500 с лишним лет назад сказал: «Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды». Я взял это на вооружение. Я так всю жизнь и работал с актерами: главное — не ври и оставайся собой...

 Как это — работать с Чуриковой? Когда я только ей послал сценарий «Военно-полевого романа», она мне вдруг перезвонила и сказала: «Петя, у меня в два раза меньше сцен, чем у Андрейченко, а значит, каждая сцена — на вес золота. Значит, мы должны встретиться и каждую сцену проговорить». И это было единственное условие.

E. В. — Это еще одно ваше умение — вы очень ­хорошо умеете женщин снимать, чувствуете их очень хорошо, понимаете, что у них в голове…

— Я их люблю просто.

Е.В. — Это видно.

— Ну, это было до революции. (Смеется.) На самом деле мне очень повезло, потому что я работал с великими женщинами"

                            У Тодоровского в  фильмах всегда прекрасная музыка:

                     "Городской романс" - фильм тонкий, лиричный " и   песни... (!)

                           

                                               Ты у меня одна... Юрий Визбор

                          

               "Интердевочка " -  шедевр перестройки. Вы только посмотрите!

                        

фото

Все-таки наши дамы самые красивые - я и забыл, что это Тодоровского фильм ...нет мне прощения. Книга тоже замечательная, между прочим )

Ко всему прочему, Петр Тодоровский не только сам сочинял, но и отлично играл на гитаре - вот, пожалуйста, знаменитая тема из фильма " Восемь с половиной"

                             

                                                                   "Рио-Рита"

                            

Один из любимых фильмов  "По главной улице с оркестром" - Олег Борисов там изумительно сыграл и музыка роскошная - Тодоровского, естественно.

                                                            "Колыбельная"

                            

                                                       "И все-таки мы победили"                          

                            

И действительно - победили! Ведь были ещё "Любимая женщина механика Гаврилова", "Анкор, ещё Анкор","Ретро втроем "..."Риорита"... Да что там говорить - один другого лучше фильмы... светлую память оставил по себе замечательный наш Петр Ефимович Тодоровский

P.s. (Из интервью)

 — Вы столько видели кромешной жути, предательств, смертей, лживой власти, а цинизм при этом отсутствует как категория в принци­пе. Наоборот, что-то такое от князя Мышкина в интонации общей. Как так?

 

— Думаю, главный ответ такой: мы остались живы. А это, знаете, такое чувство… особенное. Это было ни с чем не сравнимое чувство — когда восьмого мая после тяжелейшей битвы на Эльбе вдруг затихли орудия и наступила тишина. И вот мы увидели зеленую траву и голубое небо. Мы не думали в тот момент о том, что мы выжили, нет, мы просто впали в оцепенение. Сняли вонючие сапоги с портянками, пропитанные потом и пылью, распахнули одежду и легли на майскую траву. И мой друг Сережа Иванов через секунду уже храпел. И через какое-то время ему на грязный с подтеками палец сел мотылек. Палец вздрагивал — мотылек на секунды взлетал, но потом садился обратно. И так снова и снова. Я не спал и как завороженный смотрел на это. Где-то уже пиликала гармошка. И вдруг я понял — война ­закончилась. И это было такое чувство… Организм требовал освобождения от ужасов, которые пришлось ­пережить..."

                                              В.Высоцкий - Марш о конце войны

                           

 http://www.afisha.ru/article/pundits-todorovskiy/  

фото