Начало
О том, что будет в данном блоге – и зачем это будет. Краткое описание видения ситуаций «as is» и «to be» в российском футбольном менеджменте.
Всем привет! Добро пожаловать в блог, посвященный менеджменту и корпоративному управлению в футболе. Если вам интересно то, как управляется футбол и в России и на западе, а также любопытны качественные управленческие изменения, которые могут происходить в российском футболе, то вам будет интересен и данный блог.
В глобальном плане, актуальность направленности блога определяется тем, что, несмотря на хлынувшие в отечественные футбол миллионы, эффективность расходования данных средств – уровень управления субъектами футбольной системы, мягко говоря, остается не на самом высоком уровне.
Умение эффективно утилизировать деньги – вот залог качества любого бизнеса, и футбольный – не исключение! Близорукость и элементарное отсутствие какого-либо образования, адаптированного к современным реалиям, большинства футбольных чиновников приводит к тому, что вся российская футбольная экономика сводится к перекачке денег из кармана акционеров в карманы футболистов через фильтр ряда «посреднических структур». Или, если хотите, бьет из брандспойта шампанским по бокалам, которые надо аккуратно наполнить.
Корпоративное управление в нашем футболе – тоже не та область, изменениями в которой хочется хвастаться. Интересы реальных акционеров футбольных клубов зачастую практически на представлены на операционном уровне управления – распространена практика вливания денег в футбол со стороны компаний-доноров в обмен на определенные административные привилегии со стороны местных органов власти.
На фоне игнорирования интересов акционеров в процессах управлении клубами, говорить еще и об учете интересов иных заинтересованных лиц, в частности – болельщиков – не приходится. И это на фоне того, что в большинстве европейских стран клубы принадлежат и, соответственно, управляются своими болельщиками; в Англии набирает обороты практика вхождения представителя фанатов в Совет директоров своего клуба.
Российский футбол в его сегодняшнем состоянии является одной из самых отсталых отечественных индустрий в области применения современных практик менеджмента и корпоративного управления. Развитие отечественного футбола так и будет топтаться на месте на фоне мегалозунгов а-ля «догоним и перегоним» если не будет качественно меняться структура и состав органов управления всеми субъектами футбольного хозяйства – от РФС до клубов КФК, равно как если не будут меняться подходы к управлению множеством ключевых процессов в футбольном бизнесе – от продажи билетов, селекции и до подачи заявки на проведение ЕВРО и ЧМ.
И пока не начнет меняться система менеджмента и корпоративного управления в нашем футболе, мы все будем иметь возможность лицезреть такие «яркие» явления в отечественном футболе как:
- Кандидата наук, не попадающего в дубль и получающего бешеные (не только для кандидатов) деньги
- Дефицит тренерских кадров
- Бездейственный КДК образца сезона-2006
- Недоумение болельщиков ведущих клубов на предмет наплевательского отношения к себе со стороны клубов
- Переходящие всякую грань этики корпоративные конфликты внутри структур, как отдельно взятых клубов, так и в рамках федерации и т.п.
Конечно же, наш футбол без перечисленных выше моментов будет уже не нашим – скажем, каким-то уже рафинированным, но, все-таки, хотелось бы, чтобы каждый в нашем футболе стал заниматься своим делом и, при этом – хорошо. Иными словами – пусть сезон-2008 порадует нас докторской диссертацией Дмитрия Булыкина!
1. потому что блог – излагаю то что знаю и думаю (или скопировал откуда-нибудь). а на вопросы ответить всегда готов.
2. комп.игры – сугубо позитивно отношусь. с другой стороны экономическая модель в них все-таки хромает (было бы хотя бы как в серии Capitalizm). С другой стороны, последний футб. менеджер в который я играл так и назывался Football Manager и играл я в него году в 94-96. Лютая по тем временам была игра. Помню увеличивал доходы за счет увеличения мест на стадио, а цены оставлял на минимуме. В итоге – постоянные издержки на содежржание стадиона превысили возможные доходы и, несмотря на то, что стабильно выигрывал чемп. меня за долги понижали ).
А так – балуюсь в Pro evolution soccer 6 (физика игры просто поражает)
3. В следующих клубах у трастов контрольные пакеты: Brentford F.C.,
Chesterfield F.C., A.F.C. Bournemouth, Stockport County F.C.
Кроме того, Реал и Барселона (как и множество других испанских клубов) также принадлежат болельщикам-членам спортивного общества (сосиос). Вспомни эпопею выборов в Реале и Барсе – президентов (если все по честному) выбирают болельщики – члены клуба.
4. Неа. Не все )
Про покупку клубов второй лиги болельщиками - ну а чем тебе не фильтр на востребованность клуба в жизни? (нужен он фанатам? или только властям для выборов?)
--------
ну об чем и речь. Хотя с другой стороны - получается очень логично. Наши спортивные клубы в массе своей возникли на базе госпредприятий в стране, где гос-во было единственным собственником и инвестором. И опять все идет к тому же.
2. Про юнайтед оф манчестер. Мне понравился финал в той статье: в результате клуб сталкивается с теми же управленческими проблемами, что наверно были и у МЮ лет 30 назад:). Законы бизнеса по-маленьку поджимают идеологию..
2 Aldg
1. Я не говорил, что ТВ надо втиснуть вторым звеном. Его надо либо последним, либо ввобще другую схему нарисовать)
2. А игроков поставил первее болельщиков исходя из той простой мысли, что в футбол начали играть не для того, чтобы кого-то заинтересовать или развеселить, а для себя в основном. Но это, действительно было так давно, что в сущности сегодня не так уж важно. Тех условий развития сейчас все равно нигде не повторить. Например, на новые рынки в Азию - футбол выходит по-другому: как ТВ-картинка, это вы правильно заметили.
Про покупку клубов второй лиги болельщиками - ну а чем тебе не фильтр на востребованность клуба в жизни? (нужен он фанатам? или только властям для выборов?)
2 Подкаменный
Рад проявленному интересу. Если коротко и по порядку: то, пытаясь задать один вопрос было затронуто ооочень много тем футбольной экономики и корп. управления.
Про схемы и переставления компонентов - все имеют права на жизнь и встречаются в практике. Если говорить о том, как должно быть, то конечно же, болельщики должны стоять во главе угла. В этом плане показателен пример создания Юнайтед оф Манчестер (на сайте есть статья Дмитрия Навоши - в ней можно получить ответы на некоторые вопросы о том, что первее в футболе - «курица или яйцо»?)
И еще. Важно понимать различие в понятиях «спонсор», «меценат», «акционер»
1. спонсор - вкладывает деньги в объект спонсоринга с целью излечения выгод
2. меценату - выгоды не нужны
3. акционер - собственник бизнеса, в который он и вкладывает деньги + привлекает спонсоров и меценатов, что себе полегче было)
Спасибо за проявленный инетерс!
1. Продажа билетов;
2. Атрибутика;
3. Реклама;
4. Продажа прав на трансляции.
ВООООТ именно тут и появляются вездесущие многомилионные ТВконтракты. Но это, как вы понимаете, следствие. А причина их появления- конечно же, популярность у телезрителей, т.е БОЛЕЛЬЩИКОВ. Вспомните, какой в Германии разрозился скандал, когда «Бавария» попыталась выйти из единого пула Бундес- лиги. Именно суперклубы- и есть составляющая немыслимых ТВ-контрактов. Сейчас именно в Англии самый высокооплачиваемый ТВ-пул. А почему? Потому что в Англии 4 рейтинговых топ- клуба (надеюсь, не надо объяснять каких). В Испании и Италии- по 2, но у испанцев немного выше средняя результативность чемпионата, у германии- 1. Вот вам и футбольная карта европы. И, кстати, почему ВСЕГДА чемпионат Голландии будет выше Российского. Потому что у них есть АЯКС- топ-бренд мирового футболного рынка. Думаю- все понятно. Т.е. ТВ- просто расширяет круг поклонникоа N-й команды (ограничюещегося пределами стадиона, района, города). Пример - «МЮ». В Азии поклонников этого клуба в 3 раза больше, чем в Англии (вот бы «Лучу» такие рейтинги :))) ). В общем, я так думаю, что мне удалось отстоять СВОЮ схему :) И, все же, было бв очень интересно услышать комментарий Дмитрия. А с вами, г-н Подкаменный, я бы с удовольствием продолжил дискуссию...
Не знаю как Дмитрий, а я бы звенья западного футбольного бизнеса по-другому расположил:
Игроки-Тренер-Болельщики-Спонсор.
По крайней мере, исторически они именно в таком порядке возникали: Сначала были ребята, которые любили просто играть в футбол, на них ходили болельщики и (не сразу!) даже согласились платить за зрелищо деньги. Тогда ребята-футболисты образовали клуб (тоже важное понятие, надо его куда-нить в схему тиснуть) и стали платить себе и своему тренеру зарплату. Появился проф. футбол. => стали приглашать играть за деньги, пошли «легионеры»... И спонсоры подтянулись. Но это произошло никак не раньше чем игра стала популярной (т.е. после болельщиков)!
...Ну а щас новый этап: после спонсора можно вписывать следующую стадию: ТЕЛЕкомпании. Покупают право трансляций, рекламные контракты с теми же Спонсорами и тд.. - это совершенно другие бабки. А наши убыточные клубы все еще пытаются с этими прибыльными организациями конкурировать с помощью нахождения Денежных мешков! Это даже не спонсор, а меценат какой-то, птому что вернуть свои деньги он может и не надеяться...
Спонсор-Игроки-Тренер-Болельщики
Т.е.: сначала появляется денежный мешок (или мешочек) и начинает усиливать команду, конечно же игроками, т.к. в футболе они основные двигатели прогресса (все помнят новорусскую догму о 90% успеха команды). Затем на оставшиеся деньги зовут тренера, который должен чегото слепить из этих игроков. В результате после нескольких сборов у этой команды появляется некий стиль игры, который на выходе и предлагается лицезреть весь сезон (или до отставки тренера) болельщикам.
А на западе звенья этой цепи расположены несколько по-другому:
Спонсор-Болельщики-Тренер-Игроки
Да, основа очевидна: в большом футболе без денег никуда и первая позиция спонсора незыблема. А вот затем начинается главное: спонсор в западном понимании это не мецинат, который будет просто тратить деньги, а бизнесмен, который хочет эти деньги заработать. А кто главный источник дохода- конечно болельщики. Ведь именно они должны финансово подпитывать команду, значит они и заказывают музыку. Т.е. болельщики определяют стиль игры команды, за что они готовы платить. Потом под этот стиль подбирается тренер, который по своему видению игры наиболее близок к выбранному стилю. И уже затем только набираются в команду игроки.
Именно в этом разница между нашим футболом и западным. А не в системе «Весна-Осень» и т.д. Пока основным критерием работы клубов не станет самоокупаемость и получение прибыли, движения вперед не будет. А что по этому поводу думаете вы, Дмитрий?