Сборная игроков Серии А «нулевых», по которым мы скучаем
Совместными усилиями с автором блога «Нестандартный футбол» Павлом Вяткиным мы решили попробовать собрать эдакую «солянку» из футболистов итальянского первенства времен 2000-х, по которым у многих болельщиков сохранилась теплая ностальгия. Здесь не будет звезд в привычном восприятии Серии А (вроде Роберто Баджо, Алессандро Дель Пьеро, Буффона и тд), но в большинстве своем перечисленные футболисты так или иначе вполне себе могут претендовать на «околозвездный» статус.
По крайней мере, раз уж мы вспоминаем их два десятилетия спустя, их вклад уж точно должен измеряться эпитетами «важный», «незабываемый», «исключительный». И, разумеется, в аннотации не станем упоминать все клубы, в которых наши кандидаты успели засветиться – речь ведь идет о Кальчо, где бесчисленные аренды и путешествия по десятку клубов различных дивизионов всегда были в порядке вещей. Остановимся непосредственно на ключевых этапах карьеры.
Анджело Перуцци, вратарь.

Анджело всегда был «любимчиком» толпы, причем дело касается как болельщиков, так и футболистов. Не самый высокий вратарь с очень низким центром тяжести, что создавало впечатление эдакого «приземленного» детины без шеи и талии.
Ввиду ограниченности антропометрических параметров, Перуцци делал ставку на тактическую выучку – редкие ошибки при выходе из ворот вкупе с отличной игрой ногами компенсировали отсутствие эффектных героических спасений на уровне его сменщика, то бишь Буффона.
Что интересно, Анджело, в отличие от того же Джиджи, куда более фактурного и звездного вратаря, сумел взять бесценную чашку Лиги чемпионов, сыграв при этом аж в трех финалах подряд. И даже при всем этом многие болельщики колеблются, причислять ли Перуцци к эпохе итальянских легенд вратарского цеха…
Да, легендарности меньше, зато чуть больше рациональности и смиренности с собственным статусом. Думаю, именно так лучше всего описать Анджело для тех, кто не застал его игры.
Кристиан Пануччи, защитник.

Уникальный в своем роде прецедент, где легендарность обусловлена стабильностью вопреки, нежели статусностью клуба. Вопреки обстоятельствам, возрасту и прежнему резюме.
Кристиан Пануччи уже на третий профессиональный сезон сумел устроиться на работу в «Милан», с которым моментально завоевал Скудетто и Лигу чемпионов. Затем Пануччи стал первым итальянцем в истории Ла Лиги, перейдя в «Реал Мадрид». Еще одна чашка Лиги чемпионов, а заодно и Межконтинентальный кубок впридачу.
«Интер», «Монако», «Челчи» – перечень клубов, в которых попробовал себя Пануччи, впечатляет. Добавим сюда уже собранные титулы и статусность, уже будто бы речь идет о звездном футболисте. Увы, в Италии Пануччи все чаще упоминался лишь в контексте завышенных ожиданий и несложившейся карьеры защитника, ярко сверкнувшего сиюминутной вспышкой…
Все изменил переход в «Рому».
Несмотря на сложные для римского клуба времена, именно там Пануччи почувствовал себя как дома. 31 матч в дебютном сезоне (при том, что в большинстве предыдущих клубов Кристиан котировался как резервист), звание вице-капитана на седьмой год игры, 19 забитых мячей при двух сотнях сыгранных матчей, Кубок Италии и серебро Серии А.
Главное достоинство Кристиана в том, что его карьера всегда напоминала нам о бессмысленности трофеев в контексте определения «легендарности». Болельщики куда выше ставят преданность и самоотверженность, особенно в нестабильные сезоны.
Марко Матерацци, защитник.

Да простят меня болельщики «Интера» за включение Марко в состав ностальгической сборной, где сразу делалась отсылка на «незвездный» статус ее участников. И потому я сразу обозначу, что речь пойдет о ностальгии именно по раннему Матерацци, который сумел превознести классическую итальянскую оборонительную школу в разряд не столько эффективных, сколько дерзких.
Итальянские защитники нулевых вполне успешно сочетали эффективность и элегантность. Работа Каннаваро и Мальдини в паре с Нестой до сих пор можно показывать нарезками, получая от них не меньше наслаждения, нежели от бесчисленных голов Дель Пьеро и Тотти. Матерацци был из другого текста, его не заботили красота и техника, он забирал победы в дуэлях напалмом из ярости и жесткости.
Это было ближе к Монтеро и Джентиле, самым известным бунтарям Серии А. И именно Матерацци стал последним выпускником этой суровой «школы».
Многие болельщики помнят Серию А как чемпионат, где искусство обороны возведено в абсолют. И ностальгия по Марко определяется тем, что еще до своего перехода в «Интер» он обозначил важность упорной борьбы за мяч и итоговую победу вне зависимости от правомерности способов ее достижения.
Ярость, азарт, гнев, безумие – забавно осознавать, что в жизни Матерацци совсем не такой. Многие юные футболисты, которые сталкивались с Марко на площадках или товарищеских турнирах, неизменно вспоминают его с теплом и любовью. Итальянец не чурается тратить свое личное время ради молодых и талантливых игроков, проводя с ними многие часы на поле. Во время интервью или на личных встречах Марко очень спокоен и весел, проявляя уважение к собеседнику, никогда не повышая тон.
Да, мир будет помнить его лишь по словам, обращенным к Зидану во время финала ЧМ в Берлине. Но олдскульные фанаты Серии А вспомнят и то, как сложно было играть футболистам их любимых команд против «Интера», когда на поле выходил Матерацци.
Марк Юлиано, защитник.

И вновь отдаю себе отчет в том, что могу задеть болельщиков (в этот раз «Юве») попаданием Юлиано в перечень игроков, коих нельзя назвать звездами или легендами в мировом масштабе.
Тем не менее, на фоне куда более «крутой» с точки зрения медийности компании в Турине Юлиано отличался тем, что его камера попросту обходила стороной. Конкуренция с Монтеро и Феррарой за место в основе мощнейшей армады Марчелло Липпи уже поражала, однако тот факт, что зачастую именно Марк оказывался на поле, уже заставлял выказать уважение не самому узнаваемому на тот момент защитнику.
Увы, и вновь мы можем говорить о том, что скандальность затмила под собой все остальное.
Сперва Юлиано попал в хроники после столкновения с Роналдо в битве «Интера» против «Ювентуса», которое арбитр проигнорировал (что и по сей день вызывает лютую обиду со стороны болельщиков «нерадзурри»), а затем его отстранили от футбола на два года за употребление кокаина.
Что ни говори, но и в этом есть определенная ностальгия: скандальность и громкие прецеденты в медиаполе при фактическом отсутствии медийной узнаваемости футболиста за пределами Италии.
Альваро Рекоба, полузащитник.

До сих пор мне кажется, что легенда о нереализованном таланте Рекобы держится на фундаменте его чрезмерно успешного дебюта.
Посудите сами: молодое дарование из Уругвая, которого толком еще никто не знал и не видел в деле, выходит на поле впервые в футболке «Интера» в тот момент, когда его команда уступает в счете на Сан-Сиро (еще и кому – «Брешии»). Рекоба лупит по воротам издалека – гол. Фанаты в экстазе, а Рекоба берет, и забивает второй гол со штрафного, когда до ворот было метров сорок.
Ну все, это же абсолютно точно готовая легенда! И плевать, что парень слишком юн и зелен…
Увы, но этот дебютным матч фактически предопределил всю карьеру Альваро, заранее сделав его «не оправдавшим ожидания». Гениальный с точки зрения индивидуального мастерства игрок оказался абсолютно неприспособлен к командному футболу, если его поставить чуть поодаль от штрафной. И да, ввиду феноменальной формы Кристиано Вьери и присутствия Роналдо, Рекобу постоянно смещали либо на фланг, либо подальше к опорной зоне. Добавим сюда редкостную лень, присущую юношам, рано добившимся успеха, и по итогу получим самородок под покрывалом многочисленных обстоятельств…
Его аренда в «Венецию, где не было подобного давления или конкуренции в основе, показали истинный уровень Альваро – он в одиночку тащил всю команду, не чураясь жервовать эффективностью ради эффектности, развлекая тем самым трибуны. 11 мячей при 9 голевых передачах в 19 играх позволили «Венеции» сохранить прописку в Серии А, и вот казалось бы грядет долгожданный подъем – и тут же грянул скандал с фальшивым паспортом.
Рекоба стал одним из самых неоднозначных футболистов «золотой эпохи» Кальчо – даже болельщики «Интера» готовы спорить часами о статусе Альваро. Можно ли называть его легендой? Был ли он непризнанным гением? Нереализованный талант, или же переоцененный самородок? Это ли не ностальгический диспут эдаких «дедов» итальянского первенства…
Анджело Паломбо, полузащитник.

Сложно найти плюсы в падении «Фиорентины» в 2002 году, когда флорентийцы обанкротились и провалились на самое дно итальянского футбола, но Паломбо точно может назвать этот опыт определяющим в своей карьере.
Молодого римлянина скауты «Фиорентины» заметили довольно поздно – парню уже стукнуло 18 лет, а на профессиональном уровне он все еще не дебютировал. Успев отыграть до случившегося клубного банкротства всего десять игр, Анджело вместе с командой провалился в низшие дивизионы, откуда его подобрала «Сампдория».
Паломбо оценил сей жест, и ответил бесконечной преданностью. Несмотря на врожденную скромность, которая множество раз проявлялась во время интервью и конференций, на поле Анджело буквально перевоплощался в зверя. Он никогда не пререкался с тренером и не конфликтовал с товарищами по команде, стремясь демонстрировать образец поведения для своим болельщикам. И даже при этом он умудрялся превращаться в степенный ужас для соперника, не щадя никого.
Говорить о ностальгии в контексте Паломбо очень легко: он стал олицетворением одного клуба, что в современном футболе стало редкостью. И при всем этом Анджело никогда не прельщался предложениями куда более именитых и богатых команд – 16 лет в футболке «Сампы» и по сей день внушают безграничное уважение и трепет.
Массимо Амброзини, полузащитник.

В случае с Массимо мы рискуем получить эдакий «коктейль» из нескольких достоинств, перечисленных ранее. Тут нам и преданность цветам на рубеже эпох, когда в Италии постепенно зарождался тренд на «побег» вместе со своим любимым тренером (речь, разумеется, идет об Анчелотти), и отсутствие значительной медийности в то время, как рядышком бегали Пирло, Гаттузо и Зеедорф, и при всем этом мы говорим о стабильности и эффективности эдакого «рабочего класса» – к нему стоит относить игроков, забиравших на себя всю грязную работу за своих именитых коллег в любых сопоставимых объемах.
Амброзини всегда виделся мне человеком, который умудрялся сохранять место в «Милане» лишь за счет магического вмешательства. 18 лет! 18 лет Амброзини держался в звездном коллективе, где тренерский конвейер чередовался таким же конвейером футболистов на вход и выход. Лишь Массимо сохранял свой пост и неустанно бдил за тем, чтобы в «Милане» сохранялась соответствующая преемственность идеалов и ценностей.
Четыре Скудетто, Кубок и Суперкубок Италии, две Лиги чемпионов, два Суперкубка УЕФА, КЧМ и серебро чемпионата Европы – и очень редкий болельщик при перечислении легендарных итальянцев вспомнит про неуступчивого Массимо…
Диего Фузер, полузащитник.

Пишу и ловлю себя на мысли, что сыграй Паломбо, Амброзиини и Фузер в одной команде, они бы втроем передрались за право быть местной иконой «антимедийности».
Фузер успел застать золотые времена «Пармы», хотя сам к тому времени уже находился на излете своей карьеры – разумеется, если мы говорим непосредственно о пике его эффективности. Для меня именно его перехода в «Парму» из «Лацио» стал олицетворением рождения новой силы на Апеннинах, что осталось лишь обманчивым заблуждением…
Да, имя и статус Диего заработал себе все же в составе римской команды, но таки «пармезанцы» для большинства фанатов остаются тем самым ностальгическим флером по безвозвратно ушедшим временам. И тот факт, что Фузер был столь важным звеном в центре поля, лишь превозносит то чудо, что совершила команда прямо перед собственным крахом. Да, не Бокшич, не Каннаваро, не Креспо и не Тюрам для меня символизируют романтику возвышения маленькой команды – тогда это делал Фузер. Пусть пришедший на тренерский пост Малезани лишил Диего места в основе, это нисколько не умаляет его значимость в контексте оценки всего «пармезанского» периода.
Еще одна легенда девяностых, увлекшая меня лишь в нулевые.
Стефано Фьоре, полузащитник.

Увлекательное пересечение судеб: если Фузер сделал себе имя в «Лацио», а затем нашел себя в «Парме», то в случае с Фьоре все как раз наоборот. Перспективный юноша, изредка появлявшийся в составе маленькой «Козенцы» неведомым образом умудрился привлечь к себе внимание куда более солидной команды. В «Парме» закрепиться получилось лишь после череды аренд, и это в тот самый момент, когда в составе уже оказались заиграны и Дино Баджо, и Верон, и Станич, и Креспо – составчик, не нашедший себе равных в битве за Кубок УЕФА, зацепивший попутно и Кубок Италии.
Увы, но за два года Фьоре успел устать сражаться за каждое попадание в заявку, будто бы это финал всей его карьеры… И Стефано предпочел перейти в «Удинезе», где и давление поменьше, и амбиции попроще. Такой перепад сыграл ему лишь на руку – выступая в Удине Фьоре вновь ощутил пресловутый вкус удовольствия от игры, вместо беспощадного деклассирования на тренировках более именитыми партнерами.
Так, в 2001 году во время трансфера в «Лацио» Фьоре уже был полноценным состоявшимся лидером, способным вести за собой коллектив. Грянувший локальный финансовый кризис в клубе грозил опрокинуть клуб в весьма затяжную турбулентность из долгов и бесконечных распродаж (иронично, что с его «Пармой» именно это в итоге и произошло), однако Стефано всеми силами помогал товарищам поддерживать класс в тяжелых условиях.
Забавно осознавать, что несмотря на два завоеванных Кубка УЕФА с «Пармой», Фьоре без раздумий называет Кубок Италии, взятый с «Лацио» своим главным и любимым трофеев. Ну как тут не погрузиться в ностальгический транс по началу «нулевых»…
Марко Ди Вайо, форвард.

Тут мы плавно перемещаемся из начала «нулевых» в их завершающуюся стадию, где Ди Вайо котировался в Европе наравне с Диего Милито и Златаном Ибрагимовичем, в то время как звезды уровня Давида Трезеге и Алессандро Дель Пьеро постепенно закатывались на футбольном небосклоне. И ведь именно из-за этой пары у Марко не получилось заиграть в «Ювентусе»…
Ди Вайо представлял собой классический типаж итальянского форварда «золотой эпохи» Кальчо. Это мобильный и техничный здоровяк, способный создавать моменты буквально «из ничего», при том, что тренер запросто мог включать его в любые схемы без опаски за результативность.
При всем это Марко оставался для болельщиков «своим парнем». Пока звездные форварды частенько дистанцировались от простого народа, Ди Вайо умудрился превратиться именно в народного героя. И это немудрено: пока «Болонья» прозябала в зоне вылета, Марко в своем дебютном сезоне тащил команду на своих плечах, забивая больше половины голов всего состава, что называется, в «одно лицо». 24 гола и спасение от вылета всего за тур до конца сезона – нужны ли еще слова для определения «народности» в части грянувшего обожания?
И ведь не за голы его любили. Точнее, не только за голы. Ди Вайо обращался с мячом куда лучше большинства футболистов Серии А, его движение не могли остановить сильнейшие защитники лиги. И ни один итальянский клуб не сумел его переманить, никто. Даже его любимая и всем сердцем обожаемая «Рома» (что забавно, ведь вся его семья исторически поддерживала «Лацио»). Урожденный римлянин, который сперва пошел против семьи, предпочтя другую команду, а затем и против собственных убеждений, выбрав статус «бессмертной легенды» там, где в нем нуждались куда больше.
Даже добавлять ничего не буду.
Антонио Ди Натале, форвард.

Редчайший случай с моей стороны поклонения игроку, который столько раз отказывал моей любимой команде в трансфере. И каждый раз я в глубине души радовался, что эта волшебная сказка не заканчивается (хотя не буду лукавить, я таки бы не отказался от такого форварда в «Ювентусе»).
Ди Натале часто обвиняли в лицемерии, когда слышали его слова о преданности одному клубу. Оно и не мудрено, страх провалиться на высоком уровне вряд ли кого-то удивит, особенно если мы говорим о звезде клуба лишь второго эшелона Серии А. И да, в этом случае мы точно можем провести границу с Ди Вайо без параллелей, ведь Марко таки успел сыграть в «Ювентусе», осознав, что конкуренция для него непосильна. Антонио же, напротив, всячески избегал подобного опыта.
Тем не менее, за подобными словами стоит лишь бессмысленная фанатская бравада, и ничего более. Ди Натале на протяжении десятка лет демонстрировал удивительную стабильность, сохраняя высочайшее качество игры в условиях отсутствия помощи со стороны остальных игроков куда ниже классом. В составе «Удинезе» Антонио настрелял более 150 голов, оставаясь преданным любимым цветам даже на пороге бесчисленных кризисов и периодов упадка.
Общество настолько привыкло видеть его в «Удинезе», что руководство не постеснялось вывести его десятый номер из оборота еще до завершения Ди Натале карьеры футболиста! Правда, как затем выяснилось, это был лишь символический жест – сам Антонио обратился к президенту клуба с просьбой вернуть возможность игрокам носить его «десятку».
Равно как и в случае с Ди Вайо, пик эффективности Ди Натале пришелся уже на самое завершение «нулевых». Именно с ним мы и закроем эту сборную. Не судите строго.
Подписывайтесь на мой канал в телеграм:

























