«Оксфорд» впервые в сезоне победил дома, хотя гости особо и не сопротивлялись этому
18.10.2025 Oxford, Kassam Stadium
Oxford United – Derby County 1:0 (Mills)

На ранних этапах разговоров над сезоном было много мрачных мыслей о том, что «Оксфорд» поддается так называемому “Синдрому Второго Сезона”, как будто это надвигающаяся тень или потусторонний дух, пытающийся утащить команду на дно таблицы.
Но хотя все, кажется, понимают его симптомы — по сути, возвращение в Лигу 1, — никто до конца еще не определил его причины. Если вы как клуб сможете это сделать, то, возможно, сможете избежать ошибок, которые к нему приводят.
Первый вопрос, на который нам нужно ответить: существует ли он вообще. Ответ на него — примерно такой: с 2013 года семь новых команд продержались в Чемпионшипе два сезона, прежде чем вернуться обратно в Лигу 1. Однако это меньше, чем число тех, кто продержался здесь всего один сезон (десять), а еще шестнадцать команд продержались тут более двух сезонов, причем тринадцать из них до сих пор еще не вылетали из Чемпионшипа.
Итак, похоже, это психологический фактор: пережить первый сезон сложно, но вообще это и неудивительно. Правда в том, что после первого сезона вероятность пережить второй уже вдвое выше, чем вероятность вылета. Так в чем же тогда была ошибка команд, пострадавших от этого “синдрома второго сезона”?
Из этих семи команд только у «Бертона» не было очевидных причин для вылета во втором сезоне. Дело в том, что выживание в первом было для «пивоваров» абсолютным перебором, чудом, аномалией. Если бы они задержались в Чемпионшипе и на третий год, то про Найджела Клафа и Бена Робинсона пришлось бы снимать кино наподобие Moneyball. По своим финансовым возможностям клуб считался аутсайдером в Лиге 1, из которой теперь тоже никак не может вылететь, хотя с прошлого года Бен Робинсон передал «Бертон» скандинавским инвесторам.
Среди остальных шести клубов «Барнсли», «Болтон» и «Уиган» были выведены из строя вследствие финансовых и имущественных неурядиц, а «Плимут», «Ротерхэм» и «Блэкпул» были разгромлены из-за управленческого бардака.
Похоже, в основе “синдрома второго сезона” лежит саморазрушение, а в основе его лежит кризис идентичности. Часто бытует мнение, что после первого сезона пора «идти дальше вперед» — другими словами, не нужно больше переживать из-за угроз, связанных с вылетом, как в предыдущем сезоне. Теперь надо закрепляться уже в новом статусе, который позволит пробыть в боттом-3 не более недели за весь чемпионат. Проблема в том, что переход от уровня команды-аутсайдера к уровню середняка турнирной таблицы или выше требует гораздо большего, чем, например, назначение на пост менеджера Уэйна Руни.
Такое решение просто ложится на ваши фундаментальные проблемы, а реальные инвестиции должны впитываться в ваш клуб, постепенно, неуловимо меняя его вкус. Это как добавить пакетик соли в суп, чтобы улучшить его вкус, вместо того, чтобы просто перемешать имеющуюся приправу и позволить ей раствориться и улучшить то, что у вас уже есть.
Как устоять перед соблазном максимально помешать сопернику — вот вопрос, который стоял перед «Оксфордом» и «Дерби» перед субботним матчем. Обе команды начали второй сезон в Чемпионшипе, стремясь улучшить свои позиции после 17-го и 19-го мест, и ни одна из них не хотела снова дожидаться последних двух туров, чтобы подтвердить свое выживание.
Однако, как только новый сезон начался, эти амбиции, казалось, мгновенно испарились, поскольку обе команды сразу скатились в нижнюю часть турнирной таблицы, с трудом борясь за победы, несмотря на обнадеживающую игру. В такой ситуации есть риск впасть в панику.
«Дерби», по крайней мере внешне, выглядит так, будто достоин играть в Чемпионшипе: у них есть славная история, стадион, бренд, которые позволяют им уверенно держаться хотя бы в середине турнирной таблицы. Пока «Оксфорд» играет на Кассам Стэдиум, с его забором вместо четвертой трибуны, клуб всегда будет выглядеть немного не на своем месте. Это постоянное напоминание о том, что пока не построят новый стадион, «Оксфорд» остается в глазах остальных несовершенным клубом.
Гари Роуэтт провел перерыв на матчи сборных, размышляя о своих следующих действиях после обидного поражения от «Уотфорда». Сразу после игры он, казалось, не был уверен, что нужно делать, но был на удивление честен в этом. Он разительно отличается от Карла Робинсона, который утверждал, что всегда знает решение любой проблемы, никогда не раскрывая, в чем именно оно заключается, и не демонстрируя никаких доказательств его применения.
Роуэтт ответил перестановками в составе; смена Грега Ли не стала неожиданностью, учитывая его выездные обязательства перед сборной Ямайки, но основной упор был сделан на увеличение количества перехватов в центре поля. Нападающий Уилл Ланкшир был усажен в запас, а полузащитник Уилл Волкс был назначен на роль опорной точки перед линией защиты, что позволило Кэму Брэннагану выдвинуться вперед в качестве более свободного полузащитника позади единственного нападающего Ника Прелеца. Хотя Сэма Лонга заменили в центре защиты, мало кто мог предположить, что долго отсутствовавший Кирон Браун сразу выйдет в стартовом составе вместо Бена Дэвиса.

Были конечно риски: не станут ли эти перестановки уязвимыми зонами для таргетинга со стороны соперника? Соответствует ли Волкс уровню Чемпионшипа, если вынести за скобки его броски из аутов? Разумно ли вместо Лонга, который был хорош в сентябре, выпускать игрока, который пропустил полгода. Сможет ли команда набрать достаточно импульса для атаки, чтобы выиграть матч, в котором решающим скорее всего станет единственный гол? В прошлом сезоне Роуэтта часто критиковали за прагматизм и оборонительную тактику, и, похоже, такие изменения вновь возвращают нас к этому. Вряд ли это признак того, что команда наконец «набирает обороты» в текущем сезоне.
Было бы упущением не упомянуть, что игра была посвящена кампании «Can We Talk», посвященной психическому здоровью и профилактике суицидов. Психическое здоровье часто связано с преодолением разрыва между тем, кем мы являемся, и тем, кем, по нашему мнению, мы должны быть, так что, возможно, такое название было уместным.
Такие тематические матчи вроде «Her Game Too», «Rainbow Laces», «Black History Month» часто остаются незамеченными, но Майку МакКарти, основателю Baton of Hope, удалось заставить стадион хранить почти полную тишину, чтобы донести необходимость сострадания для предотвращения будущих самоубийств, особенно среди молодых мужчин и женщин.
Футбольные клубы предлагают уникальную платформу, и трудно представить себе другой сценарий, где 11 тысяч человек, многие из которых, помимо прочего, презирают саму идею «психического здоровья», были бы так воодушевлены. Клуб может гордиться тем, чего он добился благодаря этой кампании.

Когда игра началась, хотя оборонительная надежность была отличительной чертой обеих команд, уровень Стэна Миллса, Джека Карри и Брайана Де Керсмакера все еще был в состоянии вывести из равновесия вялый и неинтересный состав «Дерби».
Миллс уже упустил свой первый момент, прежде чем Де Керсмакер снова вывел его в отрыв к чужим воротам, и на 24-й минуте вингер открыл счет, бесхитростно пробив под опорную ногу вратаря «Дерби» Якоба Зеттерстрема и отправив мяч в сетку. В очередной раз пишу, насколько предсказуемо действует Миллс, но теперь это наоборот застало врасплох голкипера, который видимо ожидал прицеливания в дальний угол.
В ответ «Дерби» мало что сделал, оставаясь в игре благодаря впечатляющему выступлению Зеттерстрема, чтобы иметь возможность сравнять счет. У них были свои полумоменты, они перегружали вратарскую во время многочисленных угловых, что подвело «Оксфорд» под монастырь две недели назад против «Уотфорда», но, в отличие от матча на Викарейдж Роуд, подачи «баранов» были слабыми и легко блокировались.
Все опасения по поводу готовности Брауна оказались беспочвенными. Хотя он не был признан лучшим игроком матча по версии Футбольной Лиги, как того желали спонсоры, но можно предположить, что он сейчас проявляет ту же интенсивность в игре, будто просто заваривает себе чашку чая, так что возвращение на передний план, вероятно, не ощущалось как необходимый шаг вперед.

Главным препятствием на пути к чьим-либо ярким перфомансам стал судья, который, похоже, сам переживал кризис идентичности. Он застрял в двух разных режимах: либо позволял игре течь своим чередом, оставляя безнаказанными грубые нарушения, либо фиксировал мелкие фолы и тут же выносил нарушителю предупреждение. Среднего варианта не было. В результате было сложно понять, была ли игра просто наполнена физической борьбой или действительно выглядела грязной.
В любом случае, это был не самый зрелищный матч, но пока «Юнайтед», казалось, шли навстречу сопернику, «Дерби» все больше разочаровывал. Стоны их болельщиков были сладкой музыкой для ушей всех «желтых», а когда они зарабатывали угловые, их реакция была такой же вежливой, как аплодисменты, которые можно было бы воздать крикетисту, выбивающему только четырехочковые мячи. Ожидания гостей рушились на глазах.
В результате «Оксфорду» удалось использовать психологическую разницу между ожиданиями болельщиков и реальными возможностями игроков. «Юнайтед» наверное могли бы добавить еще, но, пожалуй, даже еще большее удовлетворение принесло то, что они этого не сделали. Это означало строгий сухой матч и демонстрацию контроля, что должно пригодиться команде в будущем.
Это стало напоминанием о том, что «желтые» сейчас такие, какие они есть: они улучшились по сравнению с прошлым сезоном, но не преобразились. Эта победа стала уже четвертым разом, когда «Оксфорд» улучшил результат аналогичного матча из прошлого сезона, и только поражение от «Шеффилд Юнайтед» выбивается из этого ряда. Улучшения пока что незначительны, но они, похоже, действительно есть. Основная проблема “синдрома второго сезона” — принять, что клуб сейчас находится именно там, где он есть.