Интервью Даниила Зорина
««Спартак» — клуб моей мечты. Хочу добиваться результата именно здесь» / Интервью 21-летнего полузащитника красно-белых о первой части сезона, отношении к текущему статусу в команде и весенней аренде в «Ахмат».

— В начале недели первая команда провела товарищеский матч со «Спартаком-2». Как тебе спарринг?
— Хорошо нагрузились, победили 3:2, но юные ребята себя здорово показали: первый 30-минутный тайм закончился в пользу «двойки». Для них такой опыт — это очень ценно.
— Именно ты забил победный мяч, выйдя на замену вместо Маркиньоса.
— Да, вышел и буквально сразу забил, использовал выход один на один. Конечно, всегда приятно отличаться за основу, это придает уверенности. Но встреча со «Спартаком-2» носила тренировочный характер: играли на базе, в тренировочной форме, роль судьи выполнял один из тренеров. Важно переносить результативность в официальные матчи.
— Недавняя товарищеская встреча с «МЛ Витебск» была больше похожа на полноценный матч.
— Конечно, она прошла на «ЛУКОЙЛ АРЕНЕ», было много болельщиков. Я участия в игре не принял, восстанавливался от повреждения. «Спартак» довольно легко победил — 5:0, хотя я ожидал более серьезного сопротивления от соперника из Белоруссии. На тот момент он с большим отрывом лидировал в чемпионате страны. Но после поездки в Москву «МЛ Витебск» проиграл четыре матча подряд. Минское «Динамо», в составе которого я брал «золото» два года назад, почти ликвидировало отставание.
— На днях в СМИ писали, что ты можешь снова отправиться в аренду в другой клуб, так как якобы недоволен своим положением в «Спартаке».
— С удивлением прочитал эту новость. Не знаю, откуда подобное берется. Конечно, всегда хочется больше играть, регулярно участвовать в официальных матчах. Но никакого недовольства я не проявлял.
— Как ты в целом реагируешь на такие новости?
— Стараюсь не принимать близко к сердцу. Но не очень приятно читать подобное, когда понимаешь, что ничего этого не говорил и никакими действиями не показывал, что чем-то недоволен.
Я хочу играть за «Спартак». Это клуб моей мечты, моего детства. Хочу добиваться результата именно со «Спартаком». Летом, когда вернулся из «Ахмата», руководство и тренерский штаб сказали, что у меня будет игровое время. В первую очередь в матчах кубка, в какой-то степени в чемпионате. Поэтому приняли решение не уходить в аренду вновь, а бороться за место в составе здесь.

— А как на самом деле оцениваешь свое положение в команде? Практику ты получаешь только в Кубке России, но для этого есть объективные причины: в конкурентах у тебя Барко и Жедсон.
— Да, считаю, сегодня они лучшие игроки на этой позиции во всем российском чемпионате. Но нужно стараться, работать, чтобы выигрывать конкуренцию. Чтобы мне доверяли какие-то минуты в матчах чемпионата, а не только Кубка.
— Не возникало мыслей — почему именно на моей позиции такие классные игроки? Или это, наоборот, стимул для роста?
— Конечно, все позиции важны, но от исполнителей в центре поля в большей степени зависит игра всей команды. Поэтому, наверное, как раз в эту линию приглашают качественных легионеров. И это касается не только «Спартака». Но опять же: нужно работать и стараться завоевывать свое место в составе.
— Можно ли говорить о том, что ты чему-то учишься у Барко и Жедсона?
— Конечно, у каждого из ребят есть определенное сильное качество, на котором они в основном играют. У Барко это дриблинг и владение мячом за счет его габаритов. Он невысокого роста, но очень мобильный, быстрый, хорошо обращается с мячом и работает корпусом, «раскачивает» соперников. Жедсон — легкий, тоже мобильный, дает большой объем работы, постоянно открывается, врывается в чужую штрафную. На нашей позиции есть еще Мартинс, но у него другие габариты и другие сильные качества, которыми я не обладаю. Он высоко выпрыгивает, хорошо борется, очень быстро бежит на широком шаге.
— А какие качества отметишь тогда у Зобнина и Умярова?
— Зобнин — это огромный опыт, он всегда отдается полностью игре, тоже проделывает очень большой объем работы. С Ромой мы чаще играем вместе в матчах Кубка, поэтому у нас уже хорошая связь на поле.
Наиль все-таки больше опорный полузащитник. Немного не моя позиция. Но если говорить о нем, то, наверное, за прошлый и за этот сезон он стал лидером команды. Регулярно на поле, постоянно на мяче, через него строится игра, подсказывает. На данный момент Наиль — один из стержней команды, на которых строится игра.

— То, что Умярова так долго не вызывали в сборную, многих удивляло. А как эта тема обсуждалась внутри команды?
— Все понимали, что Наиль своей игрой давно заслуживал этого вызова. Очень рад, что ему наконец-то удалось дебютировать за национальную команду.
— Ты назвал ключевые качества партнеров, а что можешь выделить у себя?
— Наверное, игра в атаке. Стараюсь забивать, делать голевые передачи. То есть результативность в целом. Удары, обостряющие передачи, в какой-то степени дриблинг.
— В этом сезоне у тебя несколько результативных действий в Кубке.
— В игре с махачкалинским «Динамо» у меня было много моментов, но не смог их реализовать. В концовке мы проигрывали — и буквально на последних секундах заработали штрафной. Удалось хорошо подать, и Руслан Литвинов сравнял счет. А в игре с «Нижним» был сначала предголевой удар, когда я пробил со штрафного, а Самошников сыграл на добивании. И потом отличился в самой концовке сам: накрыл защитника, обыграл вратаря.
— Скоро нас ждет гостевой матч в Махачкале за первое место в группе.
— К сожалению, пропускаю игру из-за перебора желтых карточек. Но, конечно, настроимся на этот матч, который будет после «Ростова». Хотим взять реванш у «Динамо», победить и занять первое место в группе.
— В РПЛ в этом сезоне ты провел всего несколько минут в концовке матча с «Акроном». Но отрезок получился очень событийный.
— Да, когда выходил, мы долго были в меньшинстве, счет оставался 0:0. И когда Солари забил с подачи Дмитриева, была такая радость, а потом розыгрыш с центра поля, пенальти в наши ворота — и 1:1. Когда выходишь в такой ситуации вперед, на долю секунды пропадает пиковая концентрация, что приводит к таким оплошностям. Часто результат складывается из мелочей.

— А какая мелочь с твоим участием — самая обидная за последнее время?
— В кубковом матче с «Пари НН» я помнил, что у меня уже есть желтая карточка, а там их нужно накопить всего две, чтобы пропустить следующую игру. И вот я, помню, потерял мяч, побежал за соперником, прихватил его за майку, чтобы свалить, потому что там была опасная контратака. Но потом вспомнил, что у меня есть предупреждение, отпустил игрока, вместе с Умяровым его догнали, Наиль отобрал мяч. И все равно спустя какое-то время судья показал карточку за отложенный фол. Вот вроде бы мелочь, схватил за майку буквально на долю секунды, успел одуматься, но придется пропустить следующий матч.
— Вторую часть прошлого сезона ты провел как раз в «Ахмате». Что дал тебе этот опыт?
— Получились весьма продуктивные месяцы. Я ушел в аренду уже в самом конце сборов, буквально за пять дней до первой игры в чемпионате. Поэтому было немного сложно сразу адаптироваться к требованиям тренера. К тому же он меня видел на другой позиции. Я привык быть либо «восьмеркой», либо «десяткой» в центре поля, а там в большей степени приходилось играть справа в полузащите, и это было немного непривычно.
Но потом я адаптировался, стабильно получал игровое время, а в конце получилось забить «Уралу» в стыках гол, который оставил «Ахмат» в Премьер-Лиге. Конечно, был очень рад.

— Ничего не подарили за этот спасительный гол?
— Нет, форма осталась на память. И сам купил атрибутики в подарок друзьям и родным — шарфы, кепки, кружки.
— Расскажи, в чем была главная сложность при игре на фланге.
— Нужно было периодически опускаться в оборону, вообще чуть ли не как латераль, когда крайний защитник уходил ближе к центру и приходилось за ним дорабатывать. В атаке тоже другие требования. Когда играю в центре, могу искать свободное пространство, перемещаться, не привязан к одной определенной позиции. А там нужно было в основном играть ближе к правому флангу.
Но потом в некоторых матчах выходил играть второго нападающего, что уже было для меня более понятно и удобно.
— Как считаешь, удалось «прокачать» свои навыки за счет таких новых функций?
— Конечно, и в любом случае опыт в РПЛ пошел на пользу. Когда играешь на постоянной основе, с каждым матчем чувствуешь больше уверенности в своих силах, понимаешь, что тут можешь обыграть и убежать, там — пробить. Поэтому сто процентов — аренда дала мне опыт, позволила улучшить навыки игры как в обороне, так и в атаке в новых для меня условиях.
— Ты уже упоминал аренду в минском «Динамо». Сравни две этих «командировки» в Белоруссию и Чечню в бытовом плане.
— Минск очень похож на Москву. Может, чуть поспокойнее, но я и в Москве спокойно провожу время дома, с семьей. После тренировок было так же, просто жил один. Грозный — другой город. В «Ахмате» большая часть команды живет в одном отеле, поэтому жизнь немного похожа на постоянные сборы.
Конечно, выходил погулять, подышать воздухом, провести время где-то кроме отеля, но там не так много мест, куда можно сходить. В отличие от «Спартака», тренировки там были по вечерам, поэтому утром мы с Георгием Мелкадзе и с тренером по физподготовке часто ходили в зал. Потом общий обед, тренировка, ужин. И так день за днем. Если давали выходные, иногда получалось прилетать в Москву.

— А с футбольной точки зрения аренды были совсем разные?
— Да, разные ситуации, команды, игровые модели.
Все-таки чемпионат Беларуси послабее, это был другой уровень сопротивления. Плюс тогда я ехал в команду, которая шла на первом месте, держала курс на чемпионство. И почти во всех матчах мы играли с позиции силы, доминировали, владели мячом. Стиль больше был похож на спартаковский. Я забил семь мячей.
А в «Ахмате», наоборот, мы в большей части матчей оборонялись. Старались набирать очки, чтобы подняться сначала из зоны прямого вылета, потом из зоны стыков. И было большое давление, потому что все понимали: если не выиграть вот эту игру, не выиграть следующую, тогда уже может быть поздно, можно вообще вылететь напрямую.
— Свой первый мяч в РПЛ ты забил в ворота «Химок», но в той же игре отметился и автоголом, и желтой карточкой.
— Как раз Мелкадзе сделал мне передачу, я вышел один на один и вывел «Ахмат» вперед. Это был очень важный матч, мы шли с «Химками» почти вровень и в случае победы поднялись бы из стыков. Но буквально через пару минут я побежал за своим защитником почти в нашу вратарскую. Соперник простреливал, я хотел прервать, но по какой-то невероятной траектории мяч от меня залетел в ближнюю «девятку».
— С приходом Станислава Черчесова «Ахмат» долго не проигрывал в РПЛ. Удивила такая серия грозненцев?
— Нет, там сейчас собрано много хороших футболистов. Удивил скорее их плохой старт в первых турах, когда они не набирали очков.
А сейчас команда находится в таблице примерно там, где и должна быть.

— Как в целом можешь оценить таблицу после 11 туров?
— Впечатляет плотность: от первого до седьмого места шесть очков. За пару туров можно как подняться наверх, так и пропустить вперед конкурентов. И нет сильного разрыва между «топами» и, скажем так, средними командами.
— В начале ноября нас ждет выезд в Грозный. Как думаешь, тебя там встретят как спасителя?
— Наверное, нет. Все спокойно тогда восприняли победу: всей командой выиграли и выполнили задачу. С ребятами тепло попрощались, но, наверное, никто уже не будет сейчас вспоминать, что именно я забил тот мяч.
— А пока у нас на очереди «Ростов», с которым мы уже дважды встречались в кубковой группе.
— Думаю, «Ростов» будет играть в привычном стиле, с высоким прессингом.
— В Грозном у тебя было не так много вариантов проводить свободное время, а что насчет Москвы? Знаем, ты любишь падел.
— Не сказать, что часто играю. Но мне нравится. Не очень тяжелая игра, но интересная и веселая. Планируем провести битву: я буду в команде с Игорем Дмитриевым, а Руслан Литвинов — с нашим безопасником Сашей. Должна получиться серьезная заруба, настрой у всех серьезный.
— С Игорем вы были хорошо знакомы еще по сборной.
— Да, сначала вместе были в юношеской, потом в молодежной. Хорошо общаемся. Игорь отлично адаптировался в «Спартаке», играет на постоянной основе, сделал две голевые передачи в первом же матче в чемпионате, когда вышел в стартовом составе. Он большой молодец. Выходит на немного привычной для себя позиции крайнего защитника, но опять же — главное играть.
Еще один игрок примерно нашего возраста, с которым проводим время, — Егор Гузиев.
— На последние матчи молодежной сборной ни тебя, ни Дмитриева не вызвали.
— На этот раз вызвали ребят 2005 и 2006 года рождения, а мы — 2004-го. Тренер говорил об этом заранее. Посмотрим, что будет дальше.
— Весной этого года молодежка «застряла» в Колумбии из-за проблем с обратным рейсом.
— Во-первых, хочу отметить уровень соперника. Против нас играли ребята, наверное, на год младше, но они очень физически крепкие, качественные футболисты. К дальним перелетам мы в сборной уже привыкли, до этого дважды были в Бразилии, в Уругвае. Атмосфера на стадионах шикарная, очень много болельщиков.
В Колумбии прямо ощущается, как вся страна обожает футбол. На наш матч пришло около 15 тысяч зрителей. Из-за сложностей с возвращением удалось побольше увидеть. Вначале мы не могли вылететь из города Кали в столицу, Боготу; получилось только спустя сутки. Потом не оказалось билетов до Стамбула. В общем, сложная история. Когда с утра узнали, что опять никуда не летим, отправились гулять по столице. А в тот день первая сборная Колумбии проводила официальный матч, и мы попали в трехэтажный ресторан, где все было заполнено людьми в атрибутике, с флагами и дуделками. Как только матч закончился, ресторан опустел.
В целом впечатление от Южной Америки классное. Конечно, видно, что страны не очень богатые: хватает полуразрушенных домов, неопрятных людей. А в плане футбольной культуры на общем фоне выделяется Бразилия. Когда мы жили в Рио, то ходили на пляж — и окунулись в эту знаменитую атмосферу пляжного спорта. Вроде будний день, большинство людей на работе, а на пляже полно играющих в футбол, волейбол. Дети, взрослые, парни, девушки. Кто держит мяч на весу, кто играет через сетку.
— Не было желания присоединиться?
— А мы играли с местными. Видно, что профессионально не занимаются: кто-то с пузиком, кто-то уже в возрасте. Но, видимо, с детства все так часто возятся с мячом, что техника у каждого на отличном уровне. Мяч буквально приклеен к ногам. В общем, культура любви к футболу впечатлила.

— И кто в итоге выиграл?
— Давайте напишем, что мы. (Смеется.)