6 мин.

Беги без оглядки. Почему Уэйн Руни так и не стал звездой первой величины?

Уэйн Руни вернулся. Залечил, наконец, травму, что угрожала не то карьере, не то жизни. За время его отсутствия ни с «Ман Юнайтед», ни со сборной Англии не случилось ничего страшного – в клубе его функции разделили Кагава, Эрнандес и ван Перси, в сборной (пусть и с меньшим успехом) – Клеверли и Дефо. Но если раньше каждая травма Уэйна пробиралась в топ спортивных новостей дня, то на этот раз будто ничего и не произошло. Характер повреждения вызвал больше разговоров, чем факт почти месячного пребывания Руни вне игры.

Десять лет назад он появился, нет, вырвался из резервов «Эвертона», забил распрекрасный гол «Арсеналу» и в один момент стал всеанглийским достоянием. Нация, уставшая протирать глаза, ослепленные глянцевым блеском, исходящим от четы Бекхэмов, жадно вцепилась в образ «своего парня». Глядите, встречается со школьной подругой, не слишком ловко связывает слова в предложения, бокалу шампанского явно предпочтет кружку пива. Самое же главное, что в сравнении с талантом Руни дар прежнего фаворита казался пустячным. Особенно цепляла прямолинейность, будто подсмотренная у звезд NFL: Уэйн получал пас у центрального круга, тратил полсекунды на оценку ситуации, а затем убегал с мячом к воротам, опрокидывая попадающихся на пути защитников. Ну да, может сорваться и на ровном месте заработать удаление. Ничего страшного, перебесится и будет у Англии Кубок мира, а у англичанина – «Золотой мяч».

С тех пор Англия не стала ближе к Кубку мира, да и Руни к «Золотому мячу», в общем-то, тоже. Тем не менее мы говорим о футболисте, к 26 годам выигравшем четыре титула чемпиона Англии и Лигу чемпионов. Он состоялся в амплуа атакующего полузащитника, игрока штрафной площади и трудолюбивого флангового форварда. Он очевидным образом остепенился и больше не психует без веских причин. Он входит в десятку лучших бомбардиров в истории сборной Англии – и было бы интересно послушать, чем Линекер и Ширер лучше него. В списке лучших снайперов «Манчестер Юнайтед» он четвертый, до Бобби Чарльтона ему осталось 68 мячей, и я уверен, что вершины он достигнет раньше, чем отпразднует тридцатилетие. Если, конечно, не перейдет в другой клуб.

Почему нападающего с такой статистикой никак не признают частью мировой футбольной элиты? Почему в нем разочаровалось так много людей? Почему раньше каждая его травма становилась поводом для дискуссии, а теперь все поохали над кровавыми фотографиями и забыли? Уэйн ведь не просто нападающий с замечательной статистикой, он – настоящая поп-звезда. Издает по книге в год и постоянно появляется на обложке FIFA. Каждый удар Руни по мячу подробно разбирают спортивные журналисты, каждый поход в паб – The Sun, Daily Mirror и иже с ними. В конце концов, Руни – самый обсуждаемый английский футболист, причем интересует людей в основном то, как Уэйн играет в футбол прямо сейчас. Не проступки (случай Джона Терри) и не потенциал (Уилшер, Клеверли, Окслейд-Чемберлен).

Возможно, дело в том, что Руни – это футбольный Скотти Пиппен? Всесторонне одаренный игрок, которому, однако, не суждено быть первым номером команды-чемпиона?

В пользу этой теории свидетельствуют два главных, на мой вкус, сезона Руни в «МЮ». Два сезона, в которых он был самым важным игроком «Юнайтед». В 2009-10 Фергюсон назначил его «девяткой», Руни забил 34 гола во всех турнирах и был признан футболистом года в Англии. Тем не менее первое место тогда занял «Челси», а в Лиге чемпионов МЮ пал на стадии четвертьфинала. В сезоне 2011-12 Руни играл под нападающим и забил 35 голов, а в его отсутствие «Юнайтед» острее обычного мучился от нехватки атакующей мощи. Чемпионом стал «Манчестер Сити», в несложной группе Лиги чемпионов «МЮ» пришел предоследним. К главной же победе в своей карьере Уэйн и вовсе добрался пассажиром. Ну да, в «Лужниках» ни черта не видно, но я отлично помню, что в московском финале Руни остался на втором плане. Проводил взглядом взлетевшего к навесу Роналду, достойно (но не более) поборолся с Лэмпардом и Макелеле, покинул сцену незадолго до развязки – серии 11-метровых ударов.

Характер повреждения вызвал больше разговоров, чем факт почти месячного пребывания Руни вне игры. Фото: Fotobank/Getty Images/Shaun Botterill

Может быть, он просто всем надоел – великого подвига от него ждут уже десять лет. Может быть, он слишком груб и неотесан для эпохи «Барселоны», Месси и Иньесты. Может быть, в Руни разочаровались после истории с попыткой уйти из «МЮ».

Но я все же думаю, что дело в другом.

Наблюдая за тем, как Руни наступает на Рикарду Карвалью (по-моему, все же, нечаянно), Англия разве что не молилась – пускай он когда-нибудь повзрослеет. Англию можно понять – никто не хотел повторения истории с Полом Гаскойном, расплескавшим свой талант, будто кружку лагера. Все ждали, что Руни научится держать себя в руках. Сублимировать свой гнев. Играть на команду. Не лезть туда, куда не просят.

Дождались.

Он повзрослел. Он стал умнее и сдержаннее. Он научился раздавать шикарные передачи на полполя и перестал собирать по десятку желтых карточек за сезон. Сейчас почти невозможно представить, что его когда-нибудь снова удалят с поля за саркастические аплодисменты в адрес рефери или что он еще раз вернется из отпуска с тремя килограммами лишнего веса.

Увы, с возрастом из игры Уэйна пропала и та безмерная юношеская наглость, что превратила его в суперзвезду. В 2004-м не нужно было разбираться в футболе, чтобы влюбиться в игру Руни. Не нужно было даже смотреть на экран – просто сделать звук погромче и поднимать голову, когда комментатор начинал орать от восторга. В 2004-м он был культурным явлением, чудом природы. В 2004-м Руни был больше, чем футбол. Сегодня, чтобы в полной мере оценить игру Уэйна, нужно хоть чуть-чуть разбираться в тактике, отслеживать его перемещения, обращать внимание на его выверенные дальние забросы и умение освобождать пространство на поле. Если подходить к вопросу хоть сколько-то объективно, то надо признать: нынешний Руни гораздо сильнее того, что поразил весь мир на Евро. Но знаете, к черту взросление, к черту сдержанность и к черту объективность – мне не хватает того простого и понятого форварда, который получал мяч у центрального круга, и бежал с ним к воротам, пробивая защитные линии. Я почитал английские гостевые и комментарии на Sports.ru и знаю: таких, как я – сотни. Тысячи.

Чтобы вернуть молодость, нужно повторить все ее безумства. Я, однако, не надеюсь, что Руни когда-нибудь сможет заиграть так же, как на старте карьеры. Точно не вспомню, кто из звездных игроков назвал Уэйна мечтой любого тренера – кажется, это был все тот же Иньеста. Универсализм форварда и его готовность жертвовать собственной статистикой ради команды отмечали и Фергюсон, и Эрикссон и Капелло. Но тренеры циничны. Брайан Клаф говорил, что за сутки до начала матча футбольный тренер готов отдать за победу собственную бабушку. И пока Руни играет в топ-клубах, ему не позволят играть так, как он играл раньше. К тому же не факт, что к этому готово его тело. В своей последней книге он признается: показатели прочности падают. Раньше, отыграв 90 минут, он хотел тут же начать следующий матч. Теперь наутро после игры он еле-еле передвигает ноги. Уэйн научился лучше прежнего играть в футбол, но мне страшно интересно: не разучился ли он при этом получать от игры удовольствие?

Остается только верить, что в самый ответственный момент в Руни гармонично сочтутся рациональное и иррациональное, разумное и инстинктивное, самоограничение и трепет экстаза. Скажем, в четвертьфинале ЧМ-2014 Англия – Германия. Получив пас от Скоулза в районе центрального круга, Руни возьмет полусекундную паузу – оценить ситуацию. Слева увидит Алекса Окслейда-Чемберлена, за счет умного перемещения готового освободиться от опеки, справа – Рахима Стерлинга, на дриблинге способного пройти кого угодно. Руни парой движений уберет из эпизода набегающего опорника, ухмыльнется, выдохнет и побежит к воротам.