Александр Саитов: «А Шишкин будет по Елисейским полям гулять»
– Смотрел ваш матч против «Ники» и был удивлен качеством бесед с футболистами. Вы им не просто подсказываете, а что-то пытаетесь объяснить. Это ваша типичная манера?
– Я так делаю тогда, когда у меня команда с неустоявшейся игрой. Когда они не выполняют, что я хочу. Когда мы еще ищем рисунок игры. Вот тогда – да, разговариваем. Но я же беседую не только с теми, кто на поле. Я и запасным все пытаюсь объяснить. Но если игроки выполняют задание четко, то и говорить не о чем.
– И вы молчите?
– Возможно, сопереживаю, слежу за действиями соперников, чтобы принять адекватные меры.
– Против аутсайдера дивизиона «Центр» ваша команда сыграла не очень убедительно, победила всего лишь с минимальным счетом. Наверное, это была не та игра, где можно было анализировать действия соперников?
– Просто мы за короткий период сыграли очень большое количество матчей. Примерно 5 за две недели. Все устали. Но вот когда мы встречались с подольским «Авангардом» – лидером турнира, – то я больше молчал.
– Вы же победили тогда, да?
– Да. С божьей помощью.
– Известно, что у «Губкина» довольно простые задачи на турнир: радовать местных болельщиков. Даже фанаты за командой не ездят на гостевые матчи, да не так и важен результат на чужом поле. Чего же вы так нервничаете?
– Но ведь, чтобы радовать местных болельщиков, надо везде хорошо играть. Если мы будем действовать уверенно на чужом поле, то и на своем стадионе все будет получаться. У нас будет более четкий рисунок. Конечно, совсем другой, но все-таки. Надо сочетания всякие пробовать.
– А вас слушаются?
– Мне кажется, что показателями являются топовые матчи, встречи с лидерами. Мы вот проиграли «Торпедо»… Хотя я-то против того, чтобы делить матчи на важные и не очень. Но у российского игрока своеобразный менталитет. Они-то как раз знают, что есть встречи, где они не имеют права сыграть плохо и где можно расслабиться, а там как получится.
– Так что «Торпедо»?
– Вот этот матч, а также встречи с Рязанью, «Авангардом» и «Факелом» нам удались. И раздражитель хороший, и соперник нормально играет. Где-то мы, правда, упускали победу. В этих матчах мы показывали тот искрометный футбол, к которому я стремлюсь. Я стремлюсь, чтобы моя команда выступала, как костромской «Спартак», когда я там работал. Хотя по уровню мастерства в некоторых линиях, игроки «Губкина» сильней.
– Был момент, когда запасной игрок, выслушав вас, что-то резкое сказал в ответ, да и вообще занервничал. Для вас это ЧП? Когда вернетесь, будете разбирать эпизод?
– Да кто огрызается-то? Так… Я же тоже не всегда в парламентских выражениях свои эмоции выражаю. Но важно, чтобы не было равнодушных людей. Равнодушных и злых. Когда человек сгоряча отвечает – пустяк. А вот начинает исподтишка что-то делать – беда. Но в последнем случае разбираться не надо.
– А как?
– Просто принимать решение.
– Вы с ними в мире стараетесь жить?
– Я им еще перед сезоном четко обозначил претензии по стилю игры, по отношению к работе. Проблем нет с теми, кто старается выполнять новые требования. С остальными разговор короткий.
– На трансфер?
– Конечно. Мы же не любители какие-то, которые пришли и получили удовольствие от футбола, а потом попили пиво. Мы же громко называемся – профессиональный клуб. А вообще я даже могу ошибки терпеть, если вижу, как человек работает. Мне нравятся люди голодные до футбола. И необремененные некоторыми тактическими излишками в голове. С превратными представлениями о футболе.
– Так они ничего не умеют.
– А что? Вот у меня против «Ники» дебютировал молодой футболист на позиции крайнего защитника. Еще один молодой выходил раньше, хотя даже помощники сомневались, стоило ли бросать ребят в пекло. Но они были лучшими. А все потому, что слушают, не спорят, а выполняют.
– Вам, значит, поигравшие люди не нужны?
– Да они все разные. Есть люди, готовые исполнять задания и своим поведением, своей харизмой улучшают состояние команды. Я сейчас таких ребят ищу.
– Да зачем они вам?
– Просто я считаю, что футболиста растит не столько тренер, а атмосфера, в которой он работает.
– Вы во время матча производите впечатление человека, который вот-вот даст кому-нибудь подзатыльник. Случались такие ситуации?
– Я себя в рукоприкладстве не замечал ни разу. Хотя… Был один случай, когда я работал в Шуе. Меня один футболист до состояния аффекта довел. И когда все меры были исчерпаны, то я…
– Ударили его?
– Нет. Взял одной рукой и прижал к стене. Игрок тот был так сильно удивлен, что все быстро переосмыслил. Сейчас мы с ним в нормальных отношениях.
– Да уж.
– Да я сам удивился. Откуда силы-то? Он же двухметровый парень был, а я его одной рукой поднял и прижал к стене. Вот что значит состояние аффекта.
– Вы работаете в Губкине, а до этого были Шуя, Иваново, Кострома. В центральной части футбольной России не все гладко. Как вы думаете, почему?
– Весь российский футбол страдает от организации. На всех уровнях.
– Тренер «Русичей» Николай Киселев говорит, что все губит отвратительная работа региональных федераций футбола.
– Дело даже не в качестве их работы, а в том, что они работают совершенно в другом мире, который никак не соприкасается с профессиональным футболом. Удаление друг от друга просто страшное.
– Например?
– Вот все региональные федерации заточены на соревнованиях. Они проводят турниры и проводят. Для них главное провести сам турнир и отрапортовать об этом. Раз есть турнир – значит, резерв есть. Но это не так. Привезут таких ребят, они сыграют 8 матчей за десять дней и их отправят обратно. Да и вообще, вы знаете, когда была написана последняя программа для развития детско-юношеского футбола?
– Нет.
– В 1986 году, а потом была переиздана в старом варианте. Сейчас под эгидой РФС выходят какие-то брошюры, но единой системы нет. Мы же просто в каменном веке.
– Тренеры клубов второй лиги все, как один, считают, что турнир молодежных команд, так называемых дублирующих составов, бессмыслен. Вы тоже так думаете?
– Да. Я еще об этом говорил, когда сделали изменение. Сказал, что через три-четыре года найдется миллион аргументов для того, чтобы все вернулось обратно. Молодежные команды должны играть среди мужских команд. Да невозможно говорить. Вот знаете, что писал канадский профессор Роберт Эдвард Боб про нас?
– Откуда!
– Он очень тщательно изучил подготовку советских спортсменов в командных видах спорта и пришел к выводу, что ранние занятия и успехи ведут к потере интереса к работе. Люди начинают жить несбыточными мечтами.
– Непонятно.
– Просто у наших детей все время соревнования идут, а тренировочный процесс выхолащивается. Мы играем с раннего детства, а на Западе тренируется. Особенно ярко это проявилось на суперсерии между молодежными хоккейными сборными России и Канады. Наши даже вничью сыграть не могли, проиграли почти во всех играх.
– К чему все это?
– Просто физическая и тактическая подготовка наших молодых ребят сейчас не на самом лучшем уровне. Все заточены на результат, хотя в этих командах есть люди, которые ни генетически, ни физически не готовы к большим победам. Все пущено на самотек. И нет попыток исправить.
– Грустно.
– Есть ощущение, что у нас остался футбол в Москве и Санкт-Петербурге. Но при этом в сборной страны немосквичей гораздо больше. И еще я считаю глубокой ошибкой создание футбольных интернатов.
– Как так?
– Да кого мы там готовим? Там играют ущербные ребята, гораздо больше теряющие в плане воспитания, в плане образования. Эти парни оторваны от дома. А ведь невозможно выпустить двадцать Бэкхемов. Ребята должны расти в своей среде. В «Боруссии» из Менхенгладбаха в интернете живут ребята разных возрастов – это гораздо продуктивней. А у нас чем хвалятся? 6 человек в сборной! И что?
– Почетно.
– На Западе многое сделано с умом. Да это и по отношению видно. Давайте сравним интервью Романа Шишкина и Дидье Дрогба. У первого спрашивают, чем вы занимаетесь в свободное время. Он – гулял по Елисейским полям. То же самое спрашивают у Дрогбы. Он – нанял тренера по фитнесу, занимаюсь в зале, бегаю. Вот Дрогба и будет играть, а Шишкин прогуляется по Елисейским полям.
-------------------
Тоже об этом подумал.
а звать-то его как?
Ой, нет. Не зря.
Давеча только вспоминали, а «где наш «Саит» - «в костромском «Спартаке» то ли тренерит, то ли директором».
А он уже и не в Костроме. Спасибо Алексею Шевченко - теперь знаем, где «Саит».
До сих пор помню как после проигрыша «Лучу-Энергии» в финальном матче переходного турнира за выход во 2-ую лигу его мальчишки плакали - играли-то лучше...
ТО Евгений Кареев:
После Метельского и воллейбол закончился. Мухортов был жив - как-то ещё надежды были. А потом...
Роль личности в истории, одним словом.
Александр Петрович молодец! Очень умный человек, по-настоящему переживающий за наш футбол.