Шевченко продержался в «Дженоа» 69 дней. Увольнение закономерно, но владельцы не сдержали слово
Объясняем, что случилось.
Решение Андрея Шевченко возглавить «Дженоа» посреди сезона было смелым и рискованным. Рассказывая о возвращении украинца в Италию, мы отмечали, что причин для пессимизма хватает: проблемная команда, сложный календарь, отсутствие опыта клубной работы.
Также приводили цитату из книги Шевченко: «Нужно преодолевать препятствия, которые подбрасывает тебе жизнь. В моей карьере были взлеты и падения. Но я никогда не боялся провала. Провал – это не попробовать что-то новое, отказаться от возможности».
Прошло чуть больше двух месяцев, и приходится признать, что союз Шевченко и «Дженоа» все-таки оказался провалом.
Учитывая результаты, увольнение Шевченко абсолютно логично. Сложный календарь и травмы – отговорки
Просто факты. На момент прихода Шевченко «Дженоа» взяла 9 очков за 12 туров (1 победа, 6 ничьих, 5 поражений). Команда шла на 17-м месте, опережая «Сампдорию» благодаря лучшей разнице забитых и пропущенных. До 11-го места было 7 очков.
Сейчас «Дженоа» 19-я, с 12 очками за 21 матч. До 17-го места 6 очков, до 11-го – 17.
При Шевченко генуэзцы взяли в чемпионате всего 3 очка – сыграли вничью с «Удинезе», «Аталантой» и «Сассуоло». 6 матчей «Дженоа» проиграла. За такие результаты тренеров увольняют. «Удинезе», например, уволил Луку Готти, хотя фриульцы в среднем брали очко за матч.
Шевченко со старта говорил, что спасение от вылета для «Дженоа» – словно победа в Лиге чемпионов. Звучало не очень оптимистично, но было очевидно, что новый тренер не сможет сразу дать результат. Календарь у «Дженоа» действительно был очень сложный: «Рома», «Ювентус», «Милан», «Лацио, «Аталанта». Травм действительно было много. Но истории, что Шевченко не мог рассчитывать на 9 игроков основы (примерно такое писали болельщики в соцсетях) – чушь.
Из железных игроков старта у Шевченко мало сыграли только капитан Доменико Кришито (3 выхода в старте) и полузащитник Николо Ровелла (3 выхода в старте). Лучший бомбардир команды Маттиа Дестро пропустил первые матчи под руководством украинца, но вышел на поле в чемпионате 5 раз (4 в основе). Никола Максимович и Фелипе Кайседо толком не играли и у Давиде Баллардини. Сальваторе Сиригу, Андреа Камбьязо, Милан Бадель, Хоан Васкес, Стефано Стураро, Калеб Экубан – все были здоровы.
Поэтому оправдывать 2 очка в матчах с «Удинезе», «Сампдорией», «Сассуоло» и «Специей» потерями в составе – неправильно. «Дженоа» играла плохо не потому, что ей не хватало игроков. Команда в целом ощутимо сдала после смены тренера.
«Дженоа» Баллардини много пропускала, но была смелой и не боялась атаковать в ущерб действиям в обороне. По забитым голам шли десятыми. Сейчас по этому показателю генуэзцы 18-е. В игре с «Ювентусом» Дженоа не нанесла ни одного удара по воротам – впервые в Серии А за 7 лет. Но дело не только в матчах с топовыми соперниками.
До Шевченко «Дженоа» сыграла с «Интером» (0:4), «Наполи» (1:2), «Фиорентиной» (1:2). Давайте сравним статистику команды в матчах с соперниками, которые сейчас идут ниже восьмого места. У Баллардини их было 9 («Кальяри», «Болонья», «Верона», «Салернитана», «Сассуоло», «Торино», «Специя», «Венеция» и «Эмполи». У Шевченко – 4 («Удинезе», «Сампдория», «Сассуоло», «Специя»).
9 и 4 матча – неравномерные отрезки, показать разницу получается лишь отчасти, но она заметна. «Дженоа» стала хуже, в первую очередь в созидании – очень мало атаковала, очень мало создавала. Но еще и периодически проваливалась в защите.
Ни один соперник в сезоне-2021/22 не позволил «Специи» создать так много моментов. xG 2.27 – рекорд для команды Тиаго Мотты. «Сассуоло», несмотря на ничью 1:1, нанес 28 ударов. Это не только рекорд «нероверди» в этом чемпионате – это рекорд нынешней Серии А. Столько же ударов было у «Интера» (2:0 с «Венецией и 2:0 со «Специей»), у «Ювентуса» (тоже с «Дженоа», 2:0) и у «Наполи» (0:1 с «Эмполи»).
Шевченко постоянно говорил о психологии, о том, что нужно оставить сложную ситуацию позади. Подчеркивал, что ему нравится настрой команды, что он доволен отношением, что «Дженоа» должна вести вперед страсть. Но действительно похвалить команду можно только за нулевую ничью с «Аталантой», где генуэзцы здорово сыграли в защите, и за несколько отрезков в других матчах: с «Сампдорией» (когда уже проигрывали в 2 гола), со «Специей» (второй тайм при счете 0:1), с «Миланом» в Кубке (первый тайм, выиграли 1:0). Чаще это были мучения – и для игроков, и для зрителей.
«Удивительной игрой футбол делают страсть и победный менталитет. Нельзя сдаваться нужно всегда двигаться вперед. Единственный способ вырулить из проблем – много работать». Эти слова Андрей повторял много раз, но они так и остались словами.
Шевченко стал первым тренером «Дженоа» в эпоху трех очков (с 1994-го), который не выиграл ни один из первых 9 матчей Серии А. Это очевидный повод для увольнения. Но казалось, что Шевченко может спасти авторитет и настрой новых владельцев. Нелогичной ситуацию делают слова руководства клуба – боссы всячески подчеркивали, что у украинца будет время, несмотря на результаты.
Владельцы клуба обещали Шевченко поддержку и помощь трансферами, но запаниковали и уволили его за 2 недели до закрытия трансферного окна
10 ноября, Джош Уондер, глава 777 Partners, компании, которая купила «Дженоа»: «Мы искали человека, который проведет команду до конца сезона, а затем станет центром нового проекта. Мы выбрали Шевченко не из-за имени. Он очень умный человек, мы были поражены его идеями, его анализом, он очень современен, умеет мотивировать игроков. Не было ни одного человека, который сказал бы о нем плохое слово. Таких тренеров очень мало в мире футбола».
12 ноября, Андрес Бласкес, менеджер 777 Partners: «Мы сделаем необходимые шаги, чтобы команда была конкурентоспособной. Поможем Шевченко. В настоящее время внедряем новую систему руководства, в английском стиле. Мы – не олигархи, не миллиардеры, мы – маленькая структура. Было непросто убедить Шевченко, но он разделяет наше видение футбола».
22 ноября, Альберто Дзангрилло, новый президент «Дженоа»: «Шевченко – большой чемпион. Мы с ним обнялись, посмотрели друг другу в глаза. Как вы думаете, согласился бы такой человек работать в «Дженоа», если бы у него не было полных гарантий в отношении проекта?»
11 декабря, Джош Уондер: «Во время трансферного окна мы будем стараться сделать команду сильнее. Новый генеральный менеджер должен возглавить революцию. Мы вернемся туда, куда заслуживаем и куда хотим. Верим в Шевченко, он именно тот человек, который нужен «Дженоа».
24 декабря, Альберто Дзангрилло: ««Мы пригласили Шевченко не потому, что он нравится нам как человек. Или потому, что нам его кто-нибудь предложил. Когда крупная компания ищет нового руководителя, сначала это скаутинг, потом размышления, потом решения. Никто не может быть стопроцентной гарантией, поэтому нужно смотреть, что это за человек, это за специалист. Шевченко – человек из мира спорта, обладатель Золотого мяча, но и этого может быть недостаточно. Но мы должны его поддержать».
Это не все цитаты руководителей клуба, но направление понятно. На протяжении двух месяцев они регулярно давали понять, что не думают о смене тренера, что Шевченко – это надолго. Сам Андрей еще на первой пресс-конференции сказал, что ему гарантировали усиление в январе. Настоящая работа должна была начаться только после закрытия трансферного окна.
Сомнения возникли с назначением нового генерального менеджера
Первым вариантом «Дженоа» был опытный Вальтер Сабатини, который работал в «Лацио», «Палермо», «Роме», «Сампдории», «Интере» и «Болонье». Но 66-летний функционер отказался, заявив, что не понимает, в каком направлении будет двигаться этот проект. Тогда «Дженоа» пригласила 39-летнего Йоганнеса Шпорса, ученика Ральфа Рангника, который последние полтора года работал в «Витессе». И тогда трансферная политика окончательно прорисовалась – появление Шпорса исключило подписание игроков с опытом в Серии А, которых часто берут сражающиеся за выживание команды.
«Когда я зову игрока в «Витесс», то могу предложить ему выступления в хорошем европейском чемпионате, – говорил Шпорс, работая в Нидерландах. – Но я часто говорю, что не хочу видеть его в команде через 3-4 года – нужно будет делать следующий шаг. «Витесс» – хороший трамплин. Такая позиция позволяет нам выживать на рынке».
«Дженоа» купила за 5 миллионов евро правого защитника «Янг Бойз» Сильвана Хефти, за 6,5 – нападающего «Штурма» Келвина Йебоа, арендовала у «Брайтона» центрального защитника Лео Скири Эстигора. Очень интересные трансферы, если команда перестраивается в межсезонье, очень рискованные посреди сезона, когда нужно спасаться. Впереди две недели окна, Шпорс обещает еще новичков. Но уже не для Шевченко.
В итальянских медиа мелькают предположения, что украинец не сошелся с генеральным менеджером как раз во взглядах на трансферную кампанию. «Дженоа» явно допустила ошибку, назначив Шевченко первым – Шпорс привык выбирать тренеров. В «Витессе» он говорил, что предпочитает интенсивный атакующий стиль игры команды, и поэтому привел своего знакомого земляка Томаса Леча. Шевченко в «Дженоа», судя по всему, заменит Бруно Лаббадиа – тоже немец.
Руководство сдержало слово – клуб активно работает над трансферами. Но Шевченко не успел поработать с новыми футболистами, и это типично итальянская история. Новые люди во главе клубов всегда много обещают, но делают совсем другое, паникуя, когда возникают проблемы.
«К сожалению, игра и результаты не улучшились. А для нас это очень важно, – прокомментировал увольнение Шевченко Шпорс в интервью La Gazzetta dello Sport. – Мы поняли, что команде не хватает энергии, которая нужна для матча с «Фиорентиной». Поэтому решили действовать быстро. Хотели быть честными с Шевченко. Быстрое решение часто оказывается лучшим. Уверен, что нужно было действовать именно сейчас. Команде срочно нужен позитивный толчок».
Информация о солидной сумме за расторжение контракта не подтверждается – в официальном заявлении «Дженоа» сообщил об увольнении, а это означает, что Шевченко остался на контракте, как и два предыдущих тренера: Роландо Маран и Давиде Баллардини. Руководство новое – методы старые. Болельщики «Дженоа» хейтят 777 Partners за непоследовательность, неумение видеть долгосрочную перспективу, отсутствие хоть каких-то позитивных изменений. Посыл примерно такой: «Будто Энрико Прециози никуда и не уходил».
***
«За эти два месяца мы с помощниками сделали все, что могли. Главное в жизни – смотреть в зеркало и осознавать, что тебе не стыдно», – цитирует La Repubblica прощальную речь Шевченко перед командой.
Тренер не дал (или не успел дать) «Дженоа» ничего. Ввязался в авантюру, отчасти стал жертвой обстоятельств, но все-таки провалился с точки зрения результатов и игровых изменений в команде.
А боссы клуба изначально приняли очень рискованное решение и побоялись взять на себя ответственность за его последствия. В этой истории проиграли все.
Фото: East News/IPA/Sipa USA, Pro Shots Photo Agency; globallookpress.com/imagephotoagency.it via imago-images.de, Soeren Stache/dpa; REUTERS/Jennifer Lorenzini
Надоели его персофаны, бегающие везде, оправдывая своего кумира.
Он сам в этом виноват в этом провале.