Ковшами по памяти...
Даже легкое движенье видел чей-то глаз,
Чьи-то уши самый тайный слышали рассказ
И когда настанет время платы по счетам
Покаянье не поможет вам
Нет покоя тем кто делал зло
Этим людям так не повезло
Нет покоя тем кто потакал,
Тем кто знал и все таки молчал! (Ария - "волотнер")
В пятницу, 10 февраля, в Москве начался снос стадиона «Динамо». Строительная техника разрушила часть конструкций на стыке Восточной и Южной трибун, начав демонтаж той части, где были расположены зрительские сиденья. Градозащитники из общественного движения «Архнадзор» утверждают, что эти работы нарушают закон о культурном наследии, в то время как застройщик ссылается на постановления правительства Москвы, разрешающие снос.
По мнению активистов «Архнадзора», разрушение стало возможно благодаря манипуляциям со статусами. «В качестве объекта культурного наследия регионального значения стадион «Динамо» был поставлен на охрану еще решением Моссовета в 1987 году, — объяснила Наталья Самовер. — Лишать арену этого статуса может только правительство России». Однако как рассказала Самовер, летом прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление об утверждении границ территории памятника. К документу прилагалась «Схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Стадион «Динамо» (достопримечательного места). По закону статус «достопримечательное место» (в отличие от памятника) новое строительство разрешает. Этот документ еще раз подтвердил возможность капитального строительства в границах стадиона — неизменным он оставил только два наземных вестибюля станции метро «Динамо». Позже, 25 января, были утверждены режимы использования территории.
На эти же документы ссылаются и представители застройщика — компании «ВТБ Арена». «Разрешение департамента культурного наследия позволяет, в частности, производить работы по разборке восточной и части южной и северной трибуны», — пояснил Михаил Смирнов, пресс-секретарь «ВТБ Арена». Он также добавил, что, по заявлению советника Российской академии архитектурных и строительных наук Татьяны Кудрявцевой, выявлено, что с момента открытия стадиона сохранена только входная зона — Центральные ворота со стороны Западной трибуны, которые выходят на Ленинградский проспект. Тогда как Восточная, Северная и Южная трибуны значительно «моложе». Они были разобраны и перестроены к Олимпиаде 1980 года и не имеют исторической ценности. «Наш святой долг сохранить функциональное предназначение этого места, снова наполнить его духом спортивных состязаний», — пояснил представитель «ВТБ-арены».
Ордер ОАТИ на разборку части стадиона и разрешение Мосгорнаследия показали вызванные общественниками полицейские. Добавим, что 2 февраля ход работ по реконструкции и подготовке стадиона к Чемпионату мира по футболу в 2018 году инспектировал лично Сергей Собянин.
«Я думаю, что точные даты строительства могут быть доводом для принятии решений, но не окончательным, — уверен Михаил Малинин, заместитель руководителя московского отделения Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИК). — Это лишь один из аргументов. При принятии решения необходимо оценить новый проект, соотнести его с окружающей застройкой и так далее».
Интересно, что в реестре на сайте департамента культурного наследия стадион «Динамо» по-прежнему значится именно как памятник — то есть любой снос там запрещен. Однако предоставить оперативный комментарий сотрудники ведомства не смогли.
«Непонятно, на основании каких экспертиз здание-памятник стало достопримечательным местом: его статус был утвержден в 2007 году, и никаких решений по изменению не было, — утверждает координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. — Но по этой схеме город может быстро лишиться любого памятника. Ведь если любое здание можно объявить достопримечательным местом, потом разрешить снос его части и строительство на этом месте, то при такой градостроительной политике охрана памятников в Москве теряет всяческий смысл». «Архнадзор» готовит письма главе Москомнаследия Александру Кибовскому и в правоохранительные органы.
Однако представители «ВТБ Арены» не согласны с мнением градозащитников, называя обвинения «полной чушью». «Это полная чушь, — сообщили в пресс-службе «ВТБ Арены». — Мы заранее всех оповестили о начале работ, предъявили все необходимые документы. Заявления градозащитников не соответствуют действительности. Место, где ведутся работы, и те стены, которые сейчас разбираются, не являются памятниками архитектуры. У нас есть эксперт, который проследил, чтобы все необходимые требования соблюдались. У нас есть экспертиза Москомнаследия, которая подтвердила, что стены трех трибун стадиона были перестроены в 1980 году и не являются памятником архитектуры. А та стена, которая действительно относится к 1928 году, сохраняется и реставрируется». После этого представители «ВТБ Арены» заявили, что ими получены все необходимые разрешения и на «Динамо» разворачиваются масштабные строительные работы.
По мнению советника Российской академии строительных наук Татьяны Кудрявцевой, в ходе «детальных исследований существующих стен стадиона было выявлено, что с момента открытия стадиона сохранена только входная зона — Центральные ворота со стороны Западной трибуны, которые выходят на Ленинградский проспект, а Восточная, Северная и Южная трибуны значительно моложе». «Они были разобраны и перестроены к Олимпиаде 1980 года, то есть не имеют никакой исторической ценности с точки зрения материалов, — заявила Кудрявцева. — Таким образом получается, что история легендарного «Динамо» — это почти век, а возраст стадиона в нынешнем облике – всего 30 лет».
В то же время известно, что Стадион в Петровском парке, открывшийся — внимание! — 17 августа 1928 года, лишь раз в своей 80-летней истории вставал на капремонт. Было это перед московской Олимпиадой-80. Тогда, кстати, идея коренной реконструкции уже всплывала: олимпийские архитекторы предлагали внести некоторые изменения в проект двадцатых — в частности, надстроить козырек над трибунами, чтобы людям было комфортнее в непогоду. Но в аскетические брежневские времена инициатива не прошла.
Архитектурный критик Анна Броновицкая считает, что снос законен, но это не отменяет факта уничтожения памятника архитектуры. «Случай «Динамо» во многом схож с казусом «Детского мира»: у каждого памятника есть предмет охраны, и отличительной чертой лужковской практики было его сужение под интересы заказчика, — сказала Боровицкая. — Насколько мне известно, охранным статусом действительно является одна стена. Так что весьма возможно, этот снос законен, что не отменяет факта уничтожения памятника архитектуры. Помимо реставрации стадиона проект предусматривает комплексную реконструкцию Петровского парка. «А это не соответствует уже никаким нормам, — заявила Броновицкая. — Вокруг любого памятника есть охранная зона, где ни сносить, ни строить ничего нельзя».
Напомним, что стадион «Динамо» был построен в 1928 году по проекту архитекторов Аркадия Лангмана и Леонида Чериковера. В 2008-м он закрылся на реконструкцию. В июне 2010 года был подведен итог международного конкурса проектов реконструкции устаревших зданий на территории стадиона. Победителем стала совместная работа столичной организации «Моспроект-2» и архитектурного бюро Designed by Erick van Egeraat голландского архитектора Эрика ван Эгераата. Проект сразу был осужден охранниками архитектуры. Реализацией проекта занимается специально созданная банком ВТБ и ВФСО «Динамо» — ЗАО «ВТБ Арена».
В одном из своих интервью Эрик заявил, что «единственный способ дать вторую жизнь старым зданиям – это использовать их как цоколь под что-то новое». Но стадион "Динамо" – не цоколь, а памятник архитектуры и истории. Его можно уберечь от разрушения, приспособив в качестве малой арены, или музея спорта, или арт-пространства. Думаю, что любое из перечисленного стало бы таким же эксклюзивным и посещаемым местом, как, например, Галерея Тейт Модерн в Лондоне. Однако, кто-то решил судьбу и стадиона, и Петровского парка иначе. Вопрос – кто? Кто разрабатывал задание на проектирование? Кто его утверждал? Почему важнейший для города проект не был представлен ни общественному, ни профессиональному вниманию? Считаю, что время таких конкурсов с некорректно поставленными задачами, наносящими ущерб памятникам, природе, общественным пространствам, тому, что является достоянием всего городского сообщества, должно закончиться. Участвуя в них, архитекторы рискуют репутацией, а заказчики деньгами – ведь общество никогда не смирится с такими жертвами ради постройки очередного коммерческого гипер-комплекса.
Весь стадион сосем скоро будут снесен ( до 31 июля этого года ). Останется лишь часть Северной трибуны... Кажется, мало кого смущает тот факт, что с 1987 года стадион обладает охранным статусом, полномочиями снять который обладает исключительно правительство Российской Федерации. По имеющейся информации, никакие документы правительством по этому вопросу не издавались.
Я старался не комментировать реконструкцию родного стадиона, на который регулярно стал ходить с начала 90-х и который является частью истории моей семьи. Конечно, стадион не дотягивал до современных стандартов для спортивных сооружений. Конечно команде и болельщикам нужен был новый стадион, отвечающий новым требованиям комфорта и безопасности. Поэтому я встретил реконструкцию с воодушевлением и никогда не возражал против внутренней реконструкции: как было заявлено изначально, его стены будут сохранены, а облик стадиона не изменится. А внутри возможно проведение реконструкции для удобства болельщиков. Это было понятно и допустимо. Но когда начинают ломать стены, то это уже выходит за пределы закона и понимания. Например, стадион «Лужники»: он не является памятником, но при реконструкции сохранил все исторические фасады.
И это не политика, не желание сталкивать власть или пиарить партию - это продолжение слова в защиту истории и памяти нашего общего города. А беззаконие, которое устраивает наша бизнесс-элита с одобрения властей (несмотря на всякие выборы и проч) не может оставить равнодушным даже самого лояльного гражданина. Стадион Динамо - память о советском прошлом, старейший стадион Москвы. Теперь грубейшие манипуляции позволили технике крушить его стены, которые ранее застройщики клятвенно обещали сохранить. Тем самым все они плюнули людям в души: ветеранам ОМСБОН, от стен этого стадиона уходившим на фронт защищать Столицу и Родину; ветеранам футбола, которые завоевывали на нем новые трофеи, выковывая золотые страницы истории отечественного спорта; людям старшего поколения, ходившим с детства на него наблюдать спортивные баталии; болельщикам "Динамо", у которых отбирают последний живой памятник истории спортивного общества, которым безопелляционно было можно и нужно гордиться; жителям города, у которых обирают уникальный архитектурный ансамбль...
Стоимость реконструкции Петровского парка, где помимо спортивной зоны будут построены гостиницы и жилые апартаменты, составит $1,5 млрд. Рухнет под тяжестью надстройки или изменится до неузнаваемости первый крупный стадион Страны Советов, построенный к Первой Спартакиаде в 1928 г. Значительно сократится или погибнет вовсе историческое парковое пространство, несмотря на лукавое требование конкурсной программы сохранить его в неприкосновенности... Ведь это единственный ресурс для создания обслуживающей инфраструктуры колосса «ВТБ-Арена Парк» и той многотысячной толпы, на которую он рассчитан. В проекте можно нарисовать зеленую идиллию, но в жизни чудес не бывает.
Скоро всех нас ждет совсем другой Петровский Парк: без стадиона "Динамо", но с огромным стеклянным яйцом "ВТБ-Арена"... Предполагается, что в 2016 году на «ВТБ Арене» будет сыгран первый матч, а в 2018 году пройдут игры чемпионата мира по футболу...
Во время войны на территории стадиона специально высаживались ели - для маскировки от немецкой авиации... То, что так хотели сберечь и сохранить деды - разрушили их внуки...
Лично у меня отняли часть меня, моей памяти, моей жизни...
От этого невыносимо горько...
Простят ли нам всё это наши потомки...?
В заключение стихотворение одного известного болельщика "Динамо", опубликованное год назад, но именно сейчас ставшее таким актуальным:
Когда мне бывало тоскливо,
И камень сидел на душе,
Меня ждал родной и любимый
Ленинградский проспект, 36.
В сердце Петровского парка,
Рядом с Петровским дворцом,
Высился в небо «Динамо»,
Мой дорогой стадион.
Построенный к спартакиаде
Свидетель ужасной войны.
И до середины пятидесятых
Был главной ареной страны.
Пусть времени новые раны
Терзали бетонный каркас,
Но он, живой памятник славы «Динамо»,
Стоял и мне радовал глаз.
Лучшие матчи ведущих команд
На нем проходили всегда,
И чтобы увидеть спортивный парад
Москва вся стекалась сюда,
Красивой борьбы с обеих сторон
И трудной победы венец.
От этих трибун в составе ОМСБОН
На фронт уходил мой отец…
Спортивный объект истории нашей,
И честь ветеранских седин
Здесь в «рамке» блистал Великий Лев Яшин,
С литерой «Д» на груди.
Сменился в стране политический строй,
Динамовский клуб захромал,
И лишь стадион, несмотря ни на что,
По прежнему гордо стоял.
Блестели печальные мачты,
Когда он справлял юбилей
И после прощального матча
Он опустел без людей.
И вот заработали краны,
Терзали трибуны ковши…
А я вместе с каждым отваленным камнем
Лишался частички души.
Рушились стены, свидетели тех
Великих советских времен,
Когда наш болельщик видел успех
Родных легендарных имен.
Символ советского спорта
Передо мной исчезал.
Когда наши клубы входили
На мировой пьедестал...
И стало мне снова тоскливо,
И камень засел на душе,
Но встать на трибуны, где вырос
Не суждено мне уже.
И больше не видеть мне блики
Синих и белых знамен
Ты в сердце навеки, прощай и прости...
...меня, мой родной стадион..........
(источник стихотворения: http://www.stihi.ru/2011/02/16/7018)