Восстановить дыхание
…после тяжелого «удара по печени» команде – в переносном смысле, а многим болельщикам с горя – в прямом, было задачей после злосчастного матча в Грозном. Окружение матча тому способствовало: вместо даже не враждебных, а пустых трибун – четверть сотни тысяч своих глоток и, похоже, интенсивная воспитательная работа главы тренерского штаба. Его высказывание насчет того, что такая команда ему не нужна, возможно, было неидеально по тону и формулировке, но, если не прикидываться суперинтеллигентом, вполне понятно. Я не разделяю инвектив в адрес Ганчаренко тех, кто в них упражнялся всю неделю, тем более, что, если поискать в памяти, у некоторых из критиков встречались высказывания, куда менее политкорректные.
На претензии по сути: отсутствие драйва и выдумки, а также явно недостаточную скорость, были даны адекватные ответы, насколько это вообще возможно в такой короткий срок. Однако, мгновенно выяснилось, что еще одна проблема не решена, может испортить настроение и сразу же сломать игру – наше неумение включиться с места на максимум. В результате, пока армейцы только собирались на решительную битву, казанцы успели создать два момента, которые, будь гости повезучее и помастеровитее, могли прикончить интригу матча уже к 3-й минуте. И такое с нами не в первый раз…
Конечно, важнее провести весь матч на высоком уровне, а гола, забитого на 1-й минуте очень часто не хватает для победы, но, зная за собой такую слабость, стоит подумать, как ее компенсировать. Тем более, что рецепт лекарства хорошо известен: просыпаться побыстрее и шевелиться поинтенсивнее. И как только на 5-й минуте стало заметно его действие, контроль над игрой больше, чем на час оказался у армейцев безраздельно. В отличие от матча с туляками, наши превзошли соперника в скорости, и, основываясь на этом, обеспечили высокий прессинг и быстрый отбор мяча еще на половине казанцев. Не менее важно, что наши играли не только быстрее, но и затейливее. Намного меньше было бессмысленных и тормозящих перекидок в центре поля – в большинстве случаев хавбеки стремились играть вперед, варьируя направления либо на Фернандеса, либо на Облякова. Довольно долго мне казалось, что на Ваню играют слишком много – у него количество технического брака было очень велико, исправился он только во втором тайме… А в непосредственной близости от ворот Рубина армейцы явно старались найти оптимальные ходы, не стесняясь пижонских «ножниц», «бисиклет» и прочих трюков, и это создавало давление, которое должно было принести результат.
Оно и принесло: перевод Щенникова по высокой дуге с левого фланга на правый, пас в штрафную Фернандеса, корректирующее касание Чалова, и Нисимуре с нескольких метров надо было попасть в любой пустой угол на выбор. И теперь можно поздравить парня с тем, что он не зря перелетел за 8 часовых поясов – в список бомбардиров великого и легендарного клуба он свое имя вписал. Если без пафоса, то очень важно для самочувствия парня, у которого дебют в ЦСКА сложился непросто, открыть личный счет и ощутить, что усилия небесполезны. Такума до самой замены на 66-й минуте был активен и набегал дистанцию, как за полный матч, но большей пользы не извлек, так что он небесполезен, но и не божествен. Мне кажется, что он, при традиционных японских трудолюбии и дисциплине, не так самоуверен и высокомерен, как его компатриот и предшественник в нашей команде, а потому, в принципе, есть надежда на то, что от Нисимуры может случиться большая и долговременная польза при отсутствии капризов. Поскольку английского он не знает, стоит ему создать условия для облегченного обучения русскому, так он от нас вообще никогда не уйдет…
На фоне активно мечущегося на передней линии Такумы Федя Чалов ушел, вроде бы, в тень, лишь высунув оттуда на мгновение ногу, чтобы подсобить японскому коллеге. Я уж расстроился, что опять не увижу, как наш воспитанник забьет за сезон 10 мячей, чего не было с 1992-го года, когда эдак отличился Саша Гришин, но с уходом притомившегося японца, Федя вышел на переднюю линию атаки и с блеском использовал отличную длинную передачу Облякова, который эдак тоже реабилитировался за все предыдущие косяки. Чалов таким образом внес в свой послужной список важное статистическое достижение, и я еще надеюсь дожить до его вхождения в Клуб Федотова, в котором, как это ни парадоксально, нет ни одного нашего воспитанника, всю карьеру проведшего в нашем клубе.
Еще один маленький подарочек публике, которая, не увидев в составе Эрнандеса, закручинилась об отсутствии у нас фактурного форварда, сделал Яка Бийол. Уж как его только не пробовали использовать – и опорным (не очень он мне там показался – скорее, топорным) хавом, и центрбеком… В общем, чистая «мартышка и очки». А он-то, на самом деле таранный центрфорвард в стиле «всенародно любимого Дзюбы»! Еще в Кампоаморе он в одной из игр две банки засадил супостатам, а нынче, едва выйдя на поле, организовал стеночку с Фернандесом и каллиграфически вогнал мяч под самую штангу. А никто и не знал!
Итого, без излишних даже страданий, разгромлен Рубин, с чем можно себя поздравить с полным основанием. Однако, как не стоило впадать после поражения от Арсенала в черную меланхолию, так и нынче следует воздержаться от эйфории. Рубин, при всей бердыевской выучке, организации и дисциплине, находится в стадии деградации или, скажем вежливее – перестройки. Вслед за вошедшей в «плоский штопор» экономикой деградирует и вся футбольная структура страны, теряя ежегодно по нескольку (десятков?) клубов, а те, что еще живы, вынуждены сокращать бюджеты настолько, что поддерживать прежний соревновательный уровень уже не в состоянии. 11 россиян на поле – это, конечно, очень блаародно, как говорил дон Тамэо, но все же бедность, которая не порок, но симптом.
В условиях сокращения государственных доходов все меньше будет оставаться на разные затеи, после того, как все государственные структуры заплатят себе зарплаты с учетом инфляции. В первую очередь, погибнут всякие муниципальные проекты и т.н. «социальные нагрузки», вот даже команда не самой бедной республики переходит в режим откровенной экономии, а ведь совсем недавно швырялись десятками миллионов (и ведь псу под хвост, что особенно обидно!). Дольше всех проживут команды частных хозяев, таких как Гинер и Галицкий, если только у них не отожмут бизнес, как поступили с основной затеей краснодарца – «Магнитом», но он, похоже, немного футбольный фанатик, и его так просто не задушишь. Гинер – рекордсмен России по содержанию команды высокого класса без опоры на государственно-монополистическую структуру, в этой связи очень важна информация о приобретении им 10% крупного страхового бизнеса. Я понимаю это как часть процесса замещения токсичных активов, связанных с гостиничным и энергетическим бизнесом на Украине и в Крыму, которые в один момент могут превратиться в безнадежный неликвид. Конечно, Евгений Леннорович слишком трезв и чадолюбив, чтобы его бизнес и содержание ПФК ЦСКА представляли собой сообщающиеся сосуды, но определенная взаимосвязь между ними, несомненно существует, и это некоторая гарантия того, что в ближайшие годы нам еще будет за кого болеть.
Последним на вымирающем российском футбольном просторе останется известно кто. Не знаю, какое это будет удовольствие – ежегодно становиться абсолютным чемпионом среди ежегодно рождающихся и умирающих «Тосно», «Петротрестов», «Петроградцев», СКА-Варяги, СКА-1946 и СКА-Нева. Для олигархов из стеклянного фаллоса на Лахте было бы выходом играть в закрытой Евролиге, но их туда никто не пустит.
Но это все – завтра и послезавтра. А пока порадуемся победе, восстановленному дыханию и боевому духу родной команды и будет надеяться на лучшее.
Хонда мог также перейти после Милана в Жирону условную или Бешикшташ, только не стал это делать по карьерным соображениям.