Соль земли
Мне нравится Джоуи Бартон, хотя иногда его бывает уж слишком много. За пять недель, минувшие с начала сезона, Бартон успел спровоцировать Жервиньо, поспорить с Робби Сэвиджем в твиттере, пять раз процитировать Ницше, один раз (неточно) процитировать Моррисси, уйти из «Ньюкасла», испортить обувь Джею Бутройду, испортить обед Шону Райт-Филлипсу, назвать Карла Генри Келвином и объяснить кое-что на пальцах болельщикам «Вулверхэмптона». Да что там говорить – пытаясь следовать принципу поддержки местной команды, я сильно заранее купил билет на второй по счету домашний матч «КПР» (до их стадиона мне 25 минут пешком), но каким-то непонятным образом попал как раз на презентацию Джоуи Бартона.
Зато теперь я точно могу сказать, чем именно он мне нравится. В основном составе «КПР» в тот вечер дебютировали пять футболистов – и некоторое время не могли разобраться, кому же где играть. Бартон поменял три позиции (начинал в центре полузащиты, заканчивал на обоих флангах) и везде смотрелся уверенно и солидно, ничего особенного при этом вроде бы не делая – просто доигрывая каждый эпизод до конца, всегда ввязываясь в борьбу, аккуратно распоряжаясь мячом; совершенно без блеска, в отличие от того же Райт-Филлипса, но с подкупающей надежностью и самоотдачей. Это не было выдающейся игрой, но это было игрой архетипичной. Просто поступки Бартона часто мешают расссмотреть, как он играет в футбол. Не так давно Джоуи в числе прочего заявил, что он «лучший английский полузащитник» – так вот слово «английский» в этой фразе точно не вызывает вопросов.
Как же иногда приятно увидеть типаж, свойственный английскому чемпионату на протяжении всей его истории
Я сто раз писал и еще сто раз напишу, что премьер-лига очень выиграла от нашествия легионеров, но как же иногда приятно увидеть типаж, свойственный этому чемпионату на протяжении всей его истории: обитающего между двумя штрафными площадками хавбека, который может вспахать газон в подкате, плотно пробить, скупо, но уверенно обвести, отдать пас метров на 50. Не суперзвезду, а представителя массовки местного футбола, который наверняка будет сидеть на лавку в большинстве клубов топ-дивизиона – но за спиной у него будет полторы сотни лет истории английского футбола.
На такого человека мне довелось посмотреть через пять дней после матча «КПР». Продолжая исследовать окрестности, я доехал на автобусе до стадиона «Гриффин Парк», на каждом углу которого расположено по пабу, а внутри играет «Брентфорд», команда третьего дивизиона (League 1). Я не рассчитывал увидеть ничего особенного, но увидел-таки: в центре поля у «Брентфорда» бегал Джонатан Дуглас – футболист, о котором я ничего не знал и толком не знаю сейчас (ну, играл в «Лидсе», ругался с тренерами – кто, в конце концов, этого не делал), но который был похож на Джорджа Беста (осанкой), Робина Фрайди (прической) и Марка И. Смита (выражением лица). Ну и на Джоуи Бартона – игрой.
Все 90 минут Дуглас делал то, что делали до него поколения – бежал, отбирал, отдавал, чертыхался, поскальзывался (конечно же, шел дождь), но делал это так характерно, так знакомо, что хотелось то ли заменить остальных игроков такими же, как Дуглас, то ли просто попросить их с поля. Ему не удалось забить, а «Брентфорд» проиграл «Престону» со счетом 1:3, но каждому его подкату и пасу отчаянно хлопали пять с небольшим тысяч болельщиков, подтверждая, в общем-то, что есть вещи, которые будут цениться здесь всегда – пусть даже их абсолютная стоимость невелика.
...На днях прочитал чудесную ностальгическую оду Василию Баранову – вот он был как раз таким архетипичным футболистом, в игре которого на любом уровне неизменно проступала соль земли. Я был бы дико рад хотя бы время от времени видеть таких игроков в командах российской премьер-лиги – просто для того, чтобы ощущать некую преемственность, аутентичность нашего чемпионата, которая, конечно, лучше всего видна в самородках и недоучках, внезапно забравшихся на какие-то немыслимые вершины. Или никогда к ним и не подступавшихся.
Ну и наблюдения за Бартоном хотелось бы закончить с помощью оммажа все тому же тексту про Баранова. Джоуи, так может, ну его, этот твиттер?
Другие материалы блога
Вот есть хороший типаж: лузеры российского чемпионата. Лебеденко, Димидко, Кавенаги. Любимые футболисты мои, серьезно. В этом есть особый китч - быть неудачником в чемпионате-анекдоте. Ну то есть это такой классный, аутентичный абсурд, например, что Никита Баженов, допустим, хвастается перед девушкой, что он футболист и приглашает ее на матч, во время которого не попадает по пустым воротам. Вот это сюжет!
А англичане эти чего? Ну выдрал мяч в подкате, после игры пошел пива в пабе попил, переспал с женой другого игрока. Играет Oasis, все пьют чай в двухэтажных автобусах, идет дождь. Там тыщу лет так будет. А российские неудачники всегда как-то индивидуально убоги.
А Саша Тихоновецкий - это есть плоть от плоти земли русской, просто модернизированный.
Ну, может Булыкин Дима такого типа ещё...