12 мин.

Записки селекционера (продолжение) Хорошо бы Мессингом стать

                                           Записки селекционера (продолжение)

                                                  Хорошо бы Мессингом стать

 

В предпоследней главе «Записок» я написал, что первыми селекционерами Академии были Владимир Иванович Шевелев и Александр Михайлович Рубцов. Именно благодаря им попали в «Краснодар» многие ребята, ставшие уже профессиональными футболистами. И слава богу, что у Шевелева и Рубцова сегодня еще есть силы работать в спорте, воспитывать игроков, пусть не в «Краснодаре». В этом клубе они свой след оставили.

 В 2014 году после двухлетнего перерыва в Академии вновь создается полноценная селекционная служба. Сначала работал один селекционер, затем двое и в течение 2015-17 года отдел вырос до пяти человек. Правда, как я уже писал ранее, руководство выдергивало специалистов отдела, временно, как говорилось, для усиления отдельных участков в Академии и клубе.

Кто они- селекционеры Академии ФК «Краснодар»? Почти у всех была футбольная карьера, правда на разном уровне: в высшей, первой, второй лиге, в чемпионате республики, края, у троих из пяти-несколько лет работы детским тренером, у одного более тридцати лет работы в футболе, из них половина селекционером, один без спортивного прошлого, но учился и получил тренерскую категорию «С». Сегодня, когда отдел с начала марта разгромлен, осталось пока двое, но думаю, что уже летом добавят, как минимум, еще двоих.

Вот с 2014 по 2018 год селекционный отдел смог реально восполнить те пробелы, которые образовались после деятельности базовой школы. Снова обратимся к цифрам. Посмотрим на составы команд 2001-2005 г.р. (на 01.06.2018)

                                        всего игроков     пришли из филиалов       найдены селекционерам

 2001 г.р.                                20                                    11                                               9

2002 г.р.                                 27                                    12                                              15

2003 г.р.                                 35                                    20                                              15

2004 г.р.                                 48                                    26                                              22

2005 г.р.                                 55                                    31                                              24

Итого                                     185                                  100                                             85

Не говорим про 1999 и 2000 годы рождения, там поровну местных и приезжих, но откуда лидеры- Игнатьев, Сулейманов, Уткин, Сергеев, Халназаров, разве из филиалов?

И приятно, что именно 2018 год стал самым ярким в истории Академии:

Молодежная команда стала чемпионом России среди молодежных составов РФПЛ!

Команды 2001 и 2003 годов рождения выиграли чемпионаты России по своим возрастам!

Это заслуга всего штаба Академии: тренеров, медиков, селекционеров, педагогов, воспитателей!

Почти весь 2000 г.р. составил костяк команды второго дивизиона «Краснодар-2». Мальчишки уверенно провели вторую часть чемпионата 2017/2018. Играли против мужиков из второй лиги. Было трудно, но выдержали, показали и характер, и уровень подготовки.

Более того, команда «Краснодар-2» в сезоне 2018/2019 будет играть в ФНЛ. Гримасы российского футбола, когда не хватает команд, способных хотя бы доиграть чемпионат… В Премьер-лиге умерли «Амкар» и «Тосно», а для первого и второго дивизиона снятие команд с турнира- это уже обыденный процесс, дело привычное. Кто-то скажет, что «Краснодару» опять повезло, снова получил повышение в классе не по спортивным достижениям, повторив спорный и скандальный для многих критиков клуба путь 2008-го и 2011-го годов. Тогда команда выходила в первый дивизион с третьего места, а в Премьер-лигу аж с пятого. Конечно, повезло, но везет тем, кто везет. Другие отказались, банально, нет денег. У Галицкого есть, и слава богу. Теперь лучшей команде молодежного первенства, а именно она станет основой команды ФНЛ, придется доказывать свою состоятельность на уровне первого дивизиона. Трудно будет игрокам 1999 года рождения биться с мужиками, добывающими тяжелым трудом деньги для своих семей. Конечно, вернутся из аренды парни 1996, 1997 года рождения, немного укрепят состав, но все равно костяк-это пацаны 1999 года, плюс несколько наиболее ярких ребят 2000-го.

 С 1 сентября в интернат заходят ребята 2006 года рождения, набор еще не закончен, но любопытно, что на июньском турнире в Швейцарии, куда поехала команда главного филиала Академии, большинство лидерских позиций уже было за привезенными селекцией ребятами. Сработала тактика, которую селекционный отдел начал внедрять с начала 2017 года- более раннее зачисление. Вот и на турнире в Швейцарии, где команды играли в формате 8+1, основу составляли игроки, найденные селекционной службой осенью 2017-зимой 2018 года: оба вратаря Ладоха (Брянск) и Шейко (Симферополь), защитники Глущенко (ст.Отрадная) и Ларионов (Киров), полузащитники Умников (Пермь) и Васильев(Пенза), нападающий Гранкин (Кемерово). Да еще несколько ребят приехали в Краснодар только перед началом учебного года, например, Захаров из Перми. Однако это не мешает руководству Академии называть их своими воспитанниками, чего стесняться.  Вот что заявил после турнира спортивный директор Академии Савостин:

 «В Швейцарии прошел турнир среди ребят 2006 г. р., в котором принимали участие шесть клубов с большой историей из разных стран. Причем они все победители своих чемпионатов в этой возрастной категории. Хочется отметить, что качеством игры, показанной на турнире, мы остались очень довольны. Все ребята молодцы, для некоторых это был первый заграничный турнир, тем более еще с такими именитыми соперниками. Конечно, мы сделали для себя определенные выводы, над чем нам надо работать. Ну а самое важное, мы все увидели, что наш тренировочный процесс выстроен правильно и мы двигаемся в нужном направлении. Ни одной из команд ребята не уступили ни в одном компоненте, а наоборот были лучше соперников».

 

Да, тренировочный процесс в Перми, Пензе, Кирове, Симферополе, Брянске, станице Отрадной выстроен правильно…

 

Кстати, приятно, что в целом команда выступила хорошо, заняла 4 место, проиграв только лондонскому «Челси» и итальянской «Роме».

 

       Поэтому, когда на курсах ФУТБОЛОГИКИ я выступал по заявленным темам:

 

Требования к селекционеру

Критерии оценки и методы отбора юных футболистов

Прогнозирование в спорте

 

большое количество вопросов было именно о практике работы селекционного отдела Академии ФК «Краснодар» (об этом я подробно рассказывал в предыдущих «Записках селекционера», поэтому сегодня повторяться не буду).

 

Все же тезисно по вопросам лекций на ФУТБОЛОГИКЕ.

 

Селекционер должен иметь теоретическую базу, давать оценку юному футболисту, опираясь на четкие критерии, пользоваться проверенными методами;

Факторы отбора: критерии, методы, организация;

Критерии-это характеристики специальных способностей, свойства личности, которые можно увидеть и оценить при отборе, а именно:

- двигательные качества (скорость, координация движений, моторика);

-морально-волевые качества (смелость, инициативность, уверенность, активность, концентрация внимания, черты лидера);

- игровые качества (сообразительность, быстрота принятия решений, понимание игры, чувство мяча, поиск новых решений);

Итак, вот они три важнейших критерия: скорость, смелость, игровое мышление. Наличие всех трех-идеальное сочетание. Если отсутствует один, не беда, совершенствуя имеющиеся качества, можно подтянуть и отстающее. Но если отсутствует больше, чем один, то надо подумать, как бы вся последующая работа не была потрачена впустую;

Важно разглядеть в ребенке задатки, одаренность , способности.

Задатки-врожденные анатомо-физиологические и психические способности человека. Например, весоростовые показатели, особенности дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

Одаренность- сочетание качеств и свойств личности, от которой зависит будущий спортивный успех, точнее, возможность его достижения. Одаренность, так же, как и задатки, лежит в основе способностей;

Способности- это свойство человека, делающее его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Человек не рождается с явными способностями, они возникают в процессе какой-либо деятельности;

 

То есть селекционер должен быть и прогнозистом. Не Вольфом Мессингом, способным творить чудеса, а прогнозистом, который опирается на знания и опыт. На уровне профессионального отбора прогнозирование перспектив ребенка - это серьезный и ответственный момент.

Здесь задача состоит в том, чтобы установить уровень стабильности характеристик игроков в период отбора или наследственных влияний. Ряд человеческих характеристик имеет высокую стабильность. В первую очередь, это касается таких морфологических признаков, как рост, вес и т.д. Существует и генетическая зависимость морфологических признаков. В то же время даже те свойства, которые генетически обусловлены, не обязательно наследуются. Особенно это касается умственных, креативных способностей. Поэтому прогноз конечных значений на основании начальных данных не всегда эффективен. В практике футбола известно множество примеров, когда слабые оказывались через определенное время занятий среди сильных, и наоборот;

Некоторые методы прогнозирования: экстраполирование, то есть перенесение известной информации на неизвестное будущее. Например, если наблюдается тенденция к быстроте выполнения технических приемов в течение продолжительного времени, то с большей степенью достоверности можно предположить, что она сохранится и в дальнейшем; метод пороговых значений заключается в установлении зависимости отдельных явлений от одного из элементов, достигшего в своем развитии определенного предела. Так, повышение уровня работоспособности футболиста может повлиять на эффективность всей его игровой деятельности;

 

Методы отбора – это комплекс действий и приемов для оценки критериев. Среди применяемых методов обычно выделяют экспертные методы, когда заключение об уровне одаренности ребенка делается на основе личного впечатления и опыта. Экспертные оценки основаны на мнении специалистов. Если у нескольких тренеров или селекционеров мнение о качествах юного футболиста совпадает, то экспертная оценка достаточно надежна и объективна. Именно экспертный метод и лежит в основе оценки игрока селекционерами. Экспертом здесь является селекционер. Аппаратурные методы, когда можно произвести точное измерение того или иного качества. Использование аппаратуры поднимает систему отбора на высокий качественный уровень. Например, в Академии ФК «Краснодар» есть современная аппаратура, с помощью которой можно провести качественное тестирование, точно оценить скоростные и силовые возможности будущих футболистов. Кроме этого специальный тренажер (ФУТБОТ) дает оценку координации, концентрации, быстроте принятия решений, техническому исполнению приема мяча, передачи, удара. Тестовые методы не всегда точны. Однако, если создать или смоделировать определенные условия игровой деятельности, в которых ребенок может проявить свои лучшие качества, то тогда эти методы дают положительный результат.

Организация отбора - это важнейшая часть процесса. Спортивная наука называет организацией отбора весь комплекс мероприятий, с помощью которых правильно используются методы отбора, точно определяются особенности ребенка для прогнозирования его футбольного будущего. Правильная организация дает хороший результат, плохая – губит сам процесс отбора, превращает его в издевательство над детьми.

Например, «День открытых дверей» в Академии ФК «Краснодар», который проводится четыре раза в год, превратился из мероприятия, которое может дать шанс способным ребятам показать свои лучшие качества, в бессмысленное действо. Да и как можно за один час просмотреть сто –сто пятьдесят детей, не просто просмотреть, а увидеть в ребенке хоть какую-то футбольную искорку?  Все попытки селекционного отдела изменить сам формат этого просмотра, сделать его действительно полезным для всех, оказались обреченными на неудачу. Мы предлагали делать День открытых дверей как минимум трехдневным, разбивать всех детей на небольшие группы, привлекать как можно больше тренеров, чтобы тренер работал с группой не более 10-12 человек, но никто даже не захотел слушать. Руководству Академии важно поставить галочку в графе проведенных мероприятий, чем приложить усилия для того, чтобы День открытых дверей действительно кого-нибудь открыл. Это отношение передалось и тренерам, которые просто отбывают номер на этом «празднике детского футбола». Нет, тренеры стараются что-то увидеть, но из-за порочной организации просмотра просто не в силах объективно оценить возможности всех детей. Самый яркий пример с нынешним футболистом Академии 2002 года рождения, сейчас основным игроком сборной России по своему возрасту Сергеем Волковым. В сентябре 2016 года мы просматривали турнир в Красноярске и отметили быстрого агрессивного нападающего в команде Читы. Когда нашему селекционеру удалось поговорить с мальчиком, сказать, что он нам понравился, то Сережа просто оторопел: я, сказал он, был две недели назад в Академии «Краснодара» на Дне открытых дверей и на меня никто не обратил внимания. Еще раз: мальчик приехал на один час просмотра в Краснодар из Читы, более чем за 6000 километров! Здесь история со счастливым концом: реакция нашего селекционера, который тут же вывернулся, сказав, что именно поэтому мы и приехали в Красноярск, чтобы на тебя еще раз посмотреть, спасла ситуацию.

  Вот здесь уместно перейти к вопросу о том, какими же качествами должен обладать селекционер, какие требования предъявляются людям этой профессии.

Во-первых, конечно, это знание самого предмета, компетентность в вопросах теории и практики спортивного отбора, знание физиологии, понимание психологии ребенка. Также важно четко знать модельные характеристики футболистов всех амплуа. Конечно, в раннем детском возрасте неправильно, даже вредно сразу определять мальчику его игровую позицию. Однако спортивный отбор процесс очень продолжительный, принято даже считать его частью учебно-тренировочного процесса, потому что все дети развиваются по-разному, и неизвестно, кто в каком возрасте начнет прогрессировать. Поэтому селекционер должен прогнозировать не только общие перспективы будущего футболиста, но и его возможное амплуа. Особенно важно применять модельные характеристики во время просмотра игроков юношеского возраста, когда нужно четко определить игровую позицию.

Это основное, но все же назову еще целый ряд качеств, на мой взгляд, абсолютно необходимых селекционеру.

Аналитический склад ума. От правильной оценки ситуации зависит успех той задачи, которую ты решаешь. Умение проанализировать, разобраться в деталях, не упустить ни одной мелочи поднимает работу селекционера на более высокий уровень. Поспешные, не продуманные действия, наоборот, могут привести к ошибкам и просчетам в работе.

Хорошая интуиция и дар предвидения. Это как дополнение к умению просчитывать и анализировать ситуацию.

Умение работать системно. Связать все элементы процесса. Не упустить ни одной детали. 

Знание и понимание футбола. Знание истории футбола, мира футбола, людей футбола, процессов, которые происходят в футболе.

Широкий кругозор. Всегда приятно общаться с грамотным, развитым, компетентным человеком. Это привлекает, это вызывает уважение. Общение с юным футболистом, его родителями должно быть разнообразным, не замыкаться только на футболе.

Контактность, умение общаться с людьми. Селекционер – первый человек из Академии, с кем знакомятся родители отмеченного мальчика. Если хотите, он лицо Академии. Коммуникабельность, умение расположить к себе, дать максимум информации, уговорить поехать именно в наш клуб, умение за короткое время узнать максимальную информацию о ребенке, о его родителях-это обязательные качества настоящего селекционера.

Самооотдача, умение и желание трудиться. Я ранее уже приводил примеры, когда селекционеры Академии ФК «Краснодар» работали практически без выходных, только за год просмотрели детей на 58-ми турнирах. Здесь надо забыть о личном времени, о семье -  все для того, чтобы найти талантливого игрока, опередить конкурентов.

Амбициозность. В любой деятельности стремление к успеху-вещь необходимая. Человек должен стремиться к максимальной самореализации.

Инициативность. В работе селекционера часто возникают ситуации, когда нужно придумать какое-то новое решение, проявить инициативу. Особенно часто это происходит, когда нужно оперативно решить вопрос с просмотром понравившегося игрока. В одной из глав «Записок селекционера» я уже приводил несколько примеров такой инициативы (см. главу «Вот вам, мамаша, деньги за вашего мальчика» от 17.04.2018)

Ответственность, пунктуальность. Любое порученное тебе дело надо не просто довести до конца, а выполнить с максимальной пользой.

Честность и порядочность по отношению к людям, к делу, которому ты посвятил жизнь. К сожалению, реалии таковы, что эти качества не всегда приветствуются. Особенно там, где выстроена система, основанная на подавлении личности, приспособленчестве, подхалимстве, доносительстве. В предыдущих главах «Записок селекционера» я не раз прямо говорил о том, что такая система процветает в Академии ФК «Краснодар». Большое начальство закрывает на это глаза, надеюсь, до поры до времени. Поэтому много чести ждать от этой руководящей компании и окружающей ее своры подхалимов и стукачей, нет, не благодарности, а просто нормального порядочного отношения.

 А вот когда ты получаешь поддержку от коллег, родителей, да и детей, которые были найдены селекционной службой, это радостно. Я уже не работаю в Академии, но до сих пор звонят родители, спрашивают советуются, передают привет от детей, звонят и спрашивают совета и те родители, дети которых не прошли по разным причинам отбор. Бывшие коллеги, почитывая «Записки», посылают одобрительные смс, да и конкуренты-селекционеры из других клубов всегда рады пообщаться. Значит по отношению к людям ты вел себя честно и порядочно, за свою работу не стыдно.

    

 

 

 

                     Продолжение следует