11 мин.

Адам Лаллана: посттравматическое расстройство

Буквально за один год хавбек «Ливерпуля» Адам Лаллана прошел путь от одной из главных звезд Премьер-Лиги до «хрустального» футболиста, каждый выход которого на поле воспринимается как спортивный подвиг. Артем Гехт рассуждает над тем, какие перспективы в нынешнем клубе есть у талантливого британца, и сможет ли он вернуться на прежний уровень.  

Адам Лаллана 2016/2017 – мой любимый игрок за последние три сезона (прости, Фирмино-17/18). В этой майке в бар я нередко ходил – и хожу – на важные матчи «Ливерпуля», в этой майке на поле хочется творить, эта майка заставляет выжидать, подобно игроку на спине, самый грамотный момент для прессинга (насколько мне это позволяет мой футбольный интеллект) и отрабатывать на поле так, чтобы в конце захотелось без сил упасть на газон, словно в объятия Клоппа в самом первом матче Юргена в Англии (торжество контрпрессинга и 0:0 против «Тоттенхэма»). Тем больнее было наблюдать за тем, как блеклая игра Лалланы обезоружила «красных» в финале против «Реала».     

Но хватит эмоций. Давайте разберемся, чем же Адам тогда мог так понравиться и что с ним сейчас происходит.

Лаллана и до Клоппа играл в команде с отлично налаженной системой прессинга – в «Саутгемптоне» Маурисио Почеттино. Однако англичанин не был готов к такой модели игры физически – на последнюю четверть или даже треть матча Адама уже не хватало, поэтому приход Мистера Гегенпрессинга намекал на уход из «Ливерпуля»: не способен отрабатывать все 90 минут – гуляй. 

Тем не менее, желание Лалланы учиться и его незаурядный ум сделали свое дело – Юрген Клопп не просто давал Адаму играть. Немец переформатировал его из вингера в центрального хавбека и поручил самую важную роль в контрпрессинге «Ливерпуля», где бы ни играл Лаллана (периодически двадцатый номер выходил на фланге или на острие ромба в полузащите, а не на привычной позиции восьмерки).

Такой крутой поворот событий после неутешительных прогнозов, которые могли сложиться с подписанием контракта с Клоппом, раскрыл Лаллану абсолютно по-новому. Адам стал игроком-триггером: когда он включался в контрпрессинг, включалась вся команда. Такое стало возможно благодаря игровому чутью Лалланы – англичанин мгновенно и, что очень важно, правильно оценивал ситуацию перед собой, и чувствовал, когда соперника надо поддавить. 

Это распространилось и на обычный агрессивный прессинг – Лаллана всегда знал, когда первой линии обороны нужна поддержка, и таким образом в одиночку поднимал весь защитный блок на несколько метров выше (четверка сзади выдвигалась, чтобы не допускать значительных вертикальных разрывов). 

Лично мой любимый эпизод из матча с «Челси» с тем самым голом Луиса со штрафного (когда Миньоле не был готов к удару, потому что не слышал свистка. Помните же?), отражающий понимание Адамом игры, еще и символичен. Для понимания – тогда англичанин играл на правом фланге атаки. 

Аут на половине «Ливерпуля», Аспиликуэта перебрасывает прессинговавшего его Фирмино, но движется назад. Лаллане требуются доли секунды, чтобы предвидеть последующие действия испанца, после чего он включается в эпизод

Сесар делает пару касаний вместо мгновенного паса назад и продолжает вести мяч, Лаллана продолжает движение

Передача Аспиликуэты, наконец, совершена

Адам не успевает на полтора метра, Луис делает передачу налево в касание        

Лаллана отработал, ускорившись на 45 метров, предсказав передачу за несколько секунд до ее совершения, почти перехватил ее. Ситуация закончилась переводом Давида Луиса на левый фланг, но показала, как полузащитник ради возможности оказать давление на игрока с мячом с целью завладевания совершает огромные по расстоянию рывки лишь из-за чтения игры – такое случается постоянно.

Нельзя забывать и про важнейшее достоинство Лалланы при игре в атаке или в ситуациях, когда при контрпрессинге игрок с мячом оказывается дальше от своих ворот, чем сам Адам, – так называемые «слепые отборы».

Полузащитник на каком-то космическом уровне понимает, как подобраться к владеющему мячом футболисту сзади так, чтобы он не заметил, и выпрыгнуть из-за спины, одновременно отобрав мяч. За сезоны 2015/2016 и 2016/2017 по количеству слепых отборов в расчете на 90 минут Лаллана уступил лишь Фирмино, но надо учитывать, что средняя позиция бразильца гораздо выше, а значит, и возможностей больше (что не отменяет наличие этого скилла и у бразильца). 

Двадцатка «Ливерпуля» хороша не только в оборонительном чтении игры, интеллект Адама проявляется еще и в атаке. Сразу вспоминается гениальное движение в гостевом матче сезона 2016/17 с «Кристал Пэлас», создавшее горизонтальный разрыв для паса Хендерсона на забегавшего в освободившуюся зону Роберто Фирмино в моменте с четвертым голом. Но третий гол «Арсеналу» в матче того же года на «Энфилде» (3:1) показывает еще и то, как Лаллана выдерживает паузы. 

Хавбек «Ливерпуля» получает мяч после заблокированного Матипом удара и разгоняет контратаку, Джака проигрывает ему позицию, впереди лишь одинокий Ориги, да и тот «слишком» на фланге

Дивок запрашивает мяч, но Лаллана понимает, что бельгиец в офсайде, да и поддержки у атаки нет

Лаллана разворачивается с мячом на 360 градусов, при этом сохраняя его (Джака опускается ниже, на мяч выбрасывается Мустафи) и делая необходимую паузу для подключения партнеров

Адам сохранил владение после разворота, Ориги больше не в офсайде, вперед ускоряются Мане и Вейналдум, следует проникающая передача во фланг

Эпизод заканчивается кроссом Ориги и замыканием Вейналдума      

Да, тот Лаллана оставил такое впечатление о своей игре, что Гарет Саутгейт включил его в расширенный список игроков на Кубок Мира при ничтожных и блеклых 385 минутах за сезон. Что случилось с Лалланой после фантастического (8 голов + 7 ассистов только в АПЛ) сезона 2016/17? 

Ответ простой и очевидный – травмы. В лучшем, пожалуй, своем сезоне Адам все равно пропустил в сумме два месяца, а в межсезонье вылетел аж на четыре. Причина – задняя поверхность бедра (проклятье «Ливерпуля» никуда не делось, такова цена энергозатратного футбола Клоппа). Проблемы хавбека, очевидно, были серьезнее обычных пропусков двух-трех недель – достаточно просто восстановить хронику событий. 

После полноценной выписки из лазарета в конце ноября Адам еще месяц если и выходил на поле, то только на замену (трижды, в сумме – 40 минут). После этого он все-таки провел две игры в основе («Бернли» 1 января и «Эвертон» в Кубке Лиги 5-го), но потом опять появлялся на поле лишь с уходом кого-то из партнеров (59 минут за два месяца).

Затем снова последовал пятидневный отрезок с игровой практикой: единственный (!) полный матч за сезон с «Порту» (0:0) и полчаса с лавки против «МЮ». Международный перерыв времени на восстановление не дал – вызов в сборную и тридцать минут с Италией. Через четыре дня, 31 марта, Лаллана появился на поле против «Кристал Пэлас», заменив на 65 минуте Вейналдума.       

Прошло 300 секунд, и англичанин под сочувствующие аплодисменты «Сэлхёрст Парка» уступил место на поле Ловрену – Адам повалился на газон, держась за пресловутое бедро        

После очередного лечения последовали 16 минут против «Брайтона», а в Киеве трибуны аплодировали уже плачущему Салаху. Человека мрачнее Клоппа на стадионе точно не было – на скамейке томились Миньоле, Джан, Соланке, Морено, Клаван, Клайн и Лаллана. 

Юрген наверняка судорожно перебирал варианты: переход на три защитника (Клаван в финале Лиги Чемпионов – мир к такому еще не готов)? Морено или Клайн на фланге атаки (Альберто, кстати, выходил на замену на позицию вингера, но против «Реала» это сумасшествие)? Молодой Соланке и Фирмино на фланге? Из достойных вариантов оставалось два – Джан и перестроение на 4-4-2 ромб с отзеркаливанием схемы «сливочных» или Лаллана в атаку. 

Если британец не был готов до конца (а он не был), то вариант с Эмре выглядел тогда предпочтительнее, но напряженная ситуация с его уходом и тактическая недисциплинированность турецкого немца, а также вера в вероятность пробуждения гения Лалланы и в его физику заставили Юргена выпустить англичанина. Это было ошибкой. 

Адам сваливался в линию полузащиты и формировал 4-4-2 в линию в обороне, и прессинг мерсисайдцев на половине «Реала» обесценился – вдвоем в незнакомой ситуации сдерживать начало атак в разы сложнее, чем втроем в знакомой. 

Статистически Лаллана не провалился, но отыграл блекло: несмотря на то, что он набрал больше всех блоков среди одноклубников (5), двадцатый номер был пассивен как в прессинге (один отбор при трех попытках, да и фирменных включений мы ни разу не увидели), так и в атаке – 11 передач (Салах успел набрать столько же), всего 20 касаний мяча (из основных меньше только у Салаха, да и то всего на три за вдвое меньшее время), два офсайда и пассивность при позиционных атаках. 

Винить самого Лаллану в подобном перфомансе глупо – он был попросту не готов до конца. Клоппа – тоже неправильно: знай он все наперед, совершил бы тогда двойную замену (условного Джана или даже Морено вместо Мо Салаха и Миньоле на Кариуса). В подобной ситуации такой риск был оправдан, но не окупился. Так бывает.   

Что ждет Лаллану дальше? 

Большой и гнетущий вопрос. Варианта два – плохой и хороший. В первом случае (к сожалению, пока что более вероятном) Адам так и не сможет вернуться на прежний уровень, потому что травма задней поверхности бедра, судя по количеству пропущенного времени, очень может быть хронической или даже чем-то иным. Возможно, в небольшие отрезки времени мы сможем наслаждаться тем самым Лалланой, но тело и физиология не позволят растянуть этот период и снова прикуют англичанина к больничной койке.         

Вероятным выходом для Лалланы тут будет являться смена такого энергозатратного стиля (учитывая прочную позицию Клоппа и верность принципам, это автоматически значит смену клуба) на более сберегающий. 

Смену позиции рассматривать уже глупо – даже в других клубах и при другом стиле игры Лаллана не сможет предложить высокие скорости в силу возраста, а играть разводящего опорника не позволяют габариты и физподготовка (хотя есть утопичный вариант с эдаким английским Пирло, но для этого понадобятся две тактически дисциплинированные глыбы рядом для подстраховки – такие вводные данные не подразумевают подобную модель игры). 

Но травмы иногда – нечасто, да, но все же – имеют свойство заканчиваться. При должном восстановлении и необходимом количестве дней отдыха без энергозатратных тренировок и матчей организм и тело способны вернуться на тот уровень готовности, с которым Адам отбегал несколько сезонов. 

Беда для «Ливерпуля» и личных болельщиков Лалланы в красной майке в том, что выбор в центр поля настолько богат, что англичанину там не найдется места. Так что и этот сценарий будет подразумевать переход в клуб без такой бешеной конкуренции. Выходит, Лаллана точно не будет выдавать такие же выступления за «Ливерпуль», что год и два назад.

Как бы то ни было, память о волшебной двадцатке полуторагодичной давности лично у меня не пройдет никогда – за первым любимым игроком в футбольно-сознательном возрасте (когда начинаешь видеть больше, чем просто игру) я буду следить и в нон-лиге – надеюсь, все же не придется – и желать ему самого лучшего. Лаллана заслужил.      

ИСТОЧНИК  

МЫ ВКОНТАКТЕ