6 мин.

Городская легенда. Денис Лоу как символ Манчестера

Город имени Дениса.

У «Манчестер Сити» есть история, кто бы о чем ни говорил. Мы запустили серию ретро-постов, посвященных легендам клуба. Стартовали с Гио Кинкладзе, теперь – история Дениса Лоу.

Величайший. Легенда. Деннис стал легендой не только клубов, но и самого Манчестера. В то же время, болельщикам «Манчестер Сити» Денис Лоу запомнился менее громкими, но всё же важными событиями.

В юности Денис был совсем не похож на футболиста. Родившийся во время Второй мировой войны юноша никак не мог овладеть грамотой. «Этот парень – настоящий фрик. Никогда не видел человека, менее похожего на футболиста» – это слова Энди Битти, первого наставника Лоу во взрослом футболе.

На момент подписания первого взрослого контракта (сжалился «Хаддерсфилд») Денис был похож на оленёнка – маленький, худой и косоглазый. В то время он носил специальные очки, а позже, в 1955 году, ему сделали операцию по исправлению косоглазия, которая сильно повлияла на его самооценку и уверенность в собственных силах.

Меня пригласили в «Хаддерсфилд Таун», я вообще не знал, кто это и откуда они... Большой удачей было играть под руководством великого Билла Шенкли. Он был шотландцем, а мне было 15 и я приехал в чужую страну... Он был мне практически как отец.

Мэтт Басби пытался подписать Лоу ещё летом 1960, предложив за его трансфер 10 тысяч фунтов, что могло стать рекордным трансфером для тинейджера. Шенкли отказал – он уже знал, что скоро возглавит «Ливерпуль», и хотел забрать Дениса с собой. К сожалению для Билла, скаузеры не смогли выделить нужную сумму для этого трансфера, а в марте следующего года Лоу перехватил едва избежавший вылета «Манчестер Сити».

Я не получил ни пенни с трансфера в «Сити», хотя они заплатили за меня 55 тысяч фунтов – умопомрачительная сумма по тем временам.

За год с небольшим Денис забил 25 голов за «горожан», хотя… Разбушевавшаяся стихия однажды украла у него ещё 6. Кубковый матч против «Лутон Таун» проходил под ужасным ливнем. Поле «Кениуолт Роуд» превратилось в огромную грязевую ванну – что, впрочем, не помешало Лоу показать все грани своего мастерства. Он забил шесть мячей (по версии спортивного журналиста Энди Уолкера – 5, шестой мяч был автоголом, записанным на Дениса из-за плохой видимости и отсутствия видеоповторов), но… Погода испортилось окончательно, огромная лужа на месте газона больше не располагала к вразумительной игре. Удивительно, но дождь не только украл у Лоу двойной хет-трик, но и отобрал у «Сити» практически заслуженное право пройти в следующий раунд – «Лутон» собрался с силами, вцепился в подвернувшийся шанс и выиграл в переигровке – 3:1.

Я счёл идею перейти в итальянский чемпионат неплохой, это отличный опыт. Но самое смешное... Я был молод и думал: «Ну, Италия! Там же всегда солнце!». Перешел в «Торино» и только тогда узнал, что Турин находится буквально на подножии Альп. Зимой нас заваливало снегом!

Пожалуй, единственным положительным моментом итальянского периода карьеры для Дениса стала зарплата. Существовавший в то время в Англии потолок зарплат для футболистов серьёзно ограничивал их на пути к финансовому благополучию. Боссы туринцев, в свою очередь, не скупились на премиальные – в случае побед команды буквально заваливали чемоданами денег. Обратной стороной медали были ничтожные выплаты после поражений. Весьма действенная мотивация!

Итальянцы – весьма приятные люди. Мне понравилось жить в Италии, их жены очень красивы. Но я приехал туда играть в футбол, а их футбол оказался ужасным! Чересчур оборонительный, все команды просто закрывались, было тяжело играть с ними. Но я не пожалел о переходе. Я многому научился (например, узнал расположение Альп).

Темпераментный шотландский форвард и катеначчо оказались несовместимы, словно вчерашнее молоко и селёдка под шубой. Его постоянно предупреждали за жёсткость в отборе и жестокую манеру персональной опеки, а оборонительный стиль игры не подразумевал множества голевых моментов. Последней каплей стало удаление в матче с «Наполи» – после игры Денис узнал, что его удалили… По просьбе собственного тренера! Разъярённый алленаторе таким образом отомстил шотландцу за вброшенный аут: «Я же говорил тебе так не делать!»

 

У меня не было никаких проблем из-за перехода в «Юнайтед». Я вернулся домой, в Манчестер, у меня было много друзей, болеющих за «Сити», и никто не сказал мне плохого слова! Мы дружили, игроки «Сити» и «Юнайтед», мы были дружной компанией. Да, мы были злейшими врагами на поле, но после финального свистка могли спокойно пойти и пропустить вместе пинту-другую.

Вернувшись в Манчестер Денис заселился в ту же квартиру, которую снимал годом ранее. Радостные моменты (вроде получения Золотого мяча) сменялись не самыми приятными – в 1962 году его заявление в дисциплинарный комитет способствовало уходу из футбола рефери Гилберта Паллина, оскорбившего Дениса во время декабрьского матча против «Вест Брома». Неизвестно, чем Денис так насолил судье, но его коллеги впоследствии относились к форварду втрое строже, чем к остальным игрокам.

Быстрым и техничным нападающим всегда доставалось на поле больше других, но Денис умел за себя постоять. Следуя принципу «зуб за зуб» Лоу нещадно лупил по ногам защитников, пытавшихся остановить его грубостью. Иногда это даже приводило к удалениям и дисквалификациям – в сезоне 1963/64 Дениса отстранили от игры на целый месяц из-за особо яркой вспышки агрессии.

Если мне не изменяет память, меня удаляли за грубость раза 4. Почему-то это всегда происходило именно под Рождество. Я не особо расстраивался, если честно. Ездил в Абердин к семье, проводил с ними праздники и возвращался в Манчестер. Это повторилось раз-другой, в ФА, наверное, подумали: «Ага, ему это нравится!» – и в третий раз меня дисквалифицировали уже на 6 недель, ха-ха! Но я клянусь, что не делал этого специально. Просто ошибки судей, знаете ли… Я вообще не заслуживал тех удалений!

Ближе к концу карьеру Лоу всё больше беспокоило колено. Он травмировал его ещё в «Хаддерсфилде», а рецидив, случившийся в 1965, только усугубил повреждение, Денис регулярно играл на болеутоляющих. Томми Догерти выставил его из «Юнайтед» летом 1973, посчитав, что форвард больше ни на что не годен. Лоу вернулся в «Сити», а карма очень скоро вернула Догерти должок – «красные дьяволы» по итогам сезона вылетели из Первого дивизиона, проиграв решающую игру «горожанам». Единственный гол забил… Денис Лоу.

Тот гол был случайностью. Я никогда в своей карьере даже не пытался пробить пяткой, не говоря уже о том, чтобы забить. Так что это была просто случайность. Напоминают ли мне о нём? Иногда, иногда... Знаете, у нас с женой пятеро детей – 4 сына и дочь. Один из сыновей – безумный фанат «Сити». Так что если дома всплывает тема моих симпатий и противостояния «Сити» и «Юнайтед», я говорю «Нет-нет-нет, ребята, я болею за Абердин! Не надо меня в это втягивать». Я стараюсь дистанцироваться.

На самом деле, в тот день «Юнайтед» не спасла бы даже победа – счёт параллельных матчей обесценил результат манчестерского дерби. Но в момент удара по мячу Денис этого не знал. Он до сих пор пытается выбросить тот гол из памяти. Но болельщики «Сити» его никогда не забудут.

Для официального сайта «Манчестер Сити»