Поздравляем всех причастных к 20-летию фан-движа владивостокского «Луча»!
Ровно 20 лет назад, 22 мая 1998 год одиннадцать (11!!!) автобусов* с болельщиками "Луча" отъехало от площади перед фонтаном на Спортивной набережной и направилось в Находку на матч с местным "Океаном".
Это был первый организованный выезд в истории нашей команды. Эту дату принято считать рождением нашего фан-движения.
В честь юбилея размещаем канонический текст десятилетней давности, посвященный как раз десятилетию движа и растиражированный в множестве ресурсов.
Умышленно не стали расширять летопись за счет событий 2008-2018, хотя там есть чем гордиться и есть, о чем написать. Это дело нового поколения.
Текст вот:
Публикуется с минимальными купюрами и сокращениями, а также с добавлениями от 2018 года, помеченными «Привет из будущего».
История зарождения и развития владивостокского фанатского движения
Древность
Те, кого впоследствии стали называть фанатами, появились во Владивостоке в середине 1980-х. Эти люди не называли себя так - назвать нашего совдеповского болельщика английским словом «фанат» было бы равносильно тому, что назвать его «тиффози» или «торсидорре». Это были именно наши отечественные болельщики, воспитанные на отечественной же традиции, восходившей к 1930-50-м годам.
Правда, было несколько отличий, выделявших новую формацию. Эти люди одевались в одежду, совпадавшую с цветами любимой команды (понятия «клубная атрибутика» тогда еще не существовало), приносили на игры самодельные флаги, дудели в дудки и стучали в барабаны, вынесенные преимущественно из домов детского творчества, придумывали забавные наивные речевки (что-то типа про «майки-балалайки»). И этого, как оказалось, было вполне достаточно, чтобы выделиться из толпы более спокойных болельщиков.
Постепенно новый для России вид футбольного боления стал все более привлекателен для молодежи. К ярким островкам болельщицкого авангарда потянулись те, кто пришел на стадион впервые. Они и составили первое поколение российских «фанатов».
Владивосток был далеко, да и уровень команды (всего лишь 4-й эшелон советского футбола) не располагал к тому, чтобы у нас в городе появился фан-клуб западного образца. Существовали безумно влюбленные в футбол и команду люди, которые на голом энтузиазме создавали самодельную атрибутику, срывали голос на трибунах, но об организации не могло быть и речи.
Было лишь разделение: те, кто поспокойней идут на «юг», молодежь и любители трибунной водки – на «север» (после реконструкции 1987 г. стадиона «Динамо» на Пограничной улице). Даже цветов клуба, как таковых, не существовало – постоянным элементом в форме был только желтый, вторым цветом мог быть синий, черный или красный.
Средневековье
Новый этап для владивостокского футбола наступил с развалом Союза и созданием российского чемпионата. Наш «Луч» достаточно быстро адаптировался к новым условиям и в первый же год добился одного из высших достижений за свою 50-летнюю историю – выиграл Восточную зону 1-й лиги.
В 1993 году у нашей команды появилась возможность померяться силами с сильнейшими клубами страны, а у наших болельщиков увидеть, кто такие настоящие фанаты и на какие подвиги они способны. В том году на стадионе «Динамо» побывало 2 фаната московского ЦСКА, пробивавших «золотой сезон».
Легендарный сезон 1993 года запомнился еще и до отказа забитыми трибунами на матчах со «Спартаком» и «Динамо», достойной игрой «Луча» и первыми выездами отдельных болельщиков на принципиальные игры с находкинским «Океаном».
После вылета «Луча» из Высшей лиги владивостокский футбол и фанатское движение оказались откинутыми на несколько лет назад. Ситуация на стадионе «Динамо» особенно не менялась, руководство клуба погрязло в собственных проблемах и не обращало внимания на болельщиков. Свою роль сыграла и удаленность нашего города – новые тенденции «боления» просто не доходили до нас.
За 4 года «Луча» в Первой лиге наш город посетило несколько фанатов ижевского «Газ-газа» (полумифическая «Газовая гангрена», 1996) и фан Томас (он же Фантомас из «Стальных монстров», фан-клуба «Уралмаша», 1997).
Как не парадоксально, важную роль в объединении разрозненных до этого болельщиков сыграл провальный 1997 год. Тогда на трибунах собиралось 1,5-2 тысячи зрителей. Остались только самые преданные команде люди – среди них были поистине легендарные личности.
Прежде всего, это Вова Таракан. Многие помнят его до сих пор: вечно раздетый по пояс, худой, полупьяный, он никогда не садился, болел все 90 минут, заряжая своей энергией всю трибуну. В 2001 году его не стало, пусть земля ему будет пухом…
Новое время
1998
С того теплого денька 22 мая 1998 года, когда несколько автобусов, переполненных болельщиками в желто-синих майках, взяли курс на город Находку, и берет отсчет история нашего движения…
1998 год поистине стал годом фанатской революции. Действительно, появились люди, готовые тратить свое время и деньги на поддержку команды в других городах, создание атрибутики, появилась какая-то информация о московских и питерских фанатах, появились, наконец, города, которые можно было «пробивать».
Но толчком к бурному развитию движения стали легендарные «черепковские» выезды в Находку и Хабаровск. Никто не помнит, кто и как попросил тогдашнего мэра помочь с организацией выезда. Известно, что просили мало: один автобус, да и тот - наполовину оплаченный болельщиками. Но барский жест Виктора Ивановича превзошел все ожидания – 11 автобусов в Находку и 3 вагона в Хабаровск. Тогда-то фактически и появилось наше фанатское движение.
Особенно примечателен выезд в Хабаровск. Готовились к нему основательно: шились флаги, самодельные «розы» (шарфы), кто-то делал из желтой материи оригинальную одежду (плащи, балахоны), сочинялись кричалки и песни. В результате, триста (!) владивостокских болельщиков показали себя во всем великолепии: поставили весь город на уши, искупались в ледяном Амуре, а над трибунами Стадиона имени Ленина все 90 минут не смолкало громогласное «Вла-адивостокский «Луч»!!!» (К слову, в Хабаровске тогда не было даже зачатков будущего фан-движения).
1999
1999 год был ознаменован рядом ключевых событий. Во-первых, появилась первая лучовская атрибутика, далекая, впрочем, от европейских стандартов.
Кстати, те тканевые шарфики образца 1999 года, выпущенные малым тиражом, сейчас являются настоящей ценностью для коллекционеров и фанатов «новой волны». Особенно ценятся «розы», подписанные тогдашними кумирами – Викторовичем, Доценко, Мельником. Однако, счастливые обладатели раритетов говорят, что эти «розы» бесценны и не спешат с ними расставаться.
Во-вторых, началась многолетняя «реконструкция» северной трибуны и сформировавшемуся фанатскому движению пришлось пересесть на Юг, точнее на 2 сектор южной трибуны.
Это место по цвету скамеек и состоянию сидевших на них болельщиков было названо «синей трибуной». На секторе было очень тесно, фанаты стояли весь матч, зато «старожилы» фан-клуба отмечают, что именно на «синем секторе» была самая душевная обстановка и именно там сформировалась компания, еще несколько лет определявшая облик нашего движения.
Ну и наконец, в 1999 году Владивостокские фанаты самостоятельно (то есть уже без помощи мэрии) пробили 4 выезда – дважды Находку, по разу Хабаровск и Благовещенск. Все осуществлялось исключительно на энтузиазме, на свои средства.
Сразу несколько выездов 1999 года вошло в историю. На первом выезде в Находку произошли первые столкновения с болельщиками соперника. Благо, что ни о какой охране нас милицией не было и речи. Несколько «желто-синих» попало в обезьянник, так что пришлось ждать, пока их освободят, и только после этого автобус с фанатами смог отправиться во Владивосток.
На выезде, который прошел двумя неделями позже, все закончилось еще хуже - находкинцы разбили в автобусе несколько стекол, так что убыток водителю пришлось возмещать организаторам выезда. Выезд в Благовещенск установил рекорд дальности. Вообще же, это был веселый, полный приключений, выезд, а те девять фанатов, которые в нем участвовали, надолго приобрели непререкаемый авторитет.
К концу 1999 года определился рекордсмен по числу выездов. Это продавец газет Павел Гайчук, известный всему стадиону как Пахан (он же Паштет), года эдак до 2005-го не пропускавший ни одного (!) совершенного владивостокскими фанатами выезда. Сколько галочек на его лицевом счету, вряд ли посчитает сам «рекордсмен».
(«Привет из будущего»: Пахан умер в 2016 году. Его рекорды уже в новейшую эпоху были побиты во много раз активными выездными фэнами: П-м, Л-м, Е-м и О-й).
В 1999 году было создано знамя фан-клуба, флаг размерами 2х3 метра. Этот флаг стал нашим талисманом, вошел в разряд «выездных» - он побывал на всех выездах, совершенных за период с 1999 по 2003 годы, в тоже время как редко появлялся на домашних играх «Луча». К сожалению, знамя клуба было потеряно в 2003 году в Комсомольске двумя «молодыми» фанатами Д-м и П-м. (Да-да, тот самый легендарный П-й! Впрочем, впоследствии он сделал огромный вклад в копилку достижений движа).
2000
В 2000 году во Владивосток впервые приехал более-менее крупный десант выездных болельщиков: из Хабаровска.
Тогда же приезжал авторитетный новосибирский фанат Зяба (в 2002 году из Новосиба приезжал Бульба).
(«Привет из будущего»: несмотря на то, что сейчас именно Х-ск и Н-ск являются нашими принципиальными оппонентами, тогда в 2000 году общение было вполне дружеское.
А Михаил "Зяба" Забелин, стоявший у истоков н-ского движа умер в 2015 году...).
2001
В 2001 году фанаты вернулись на свою «историческую родину» - центр Северной трибуны
(«Привет из будущего»: с 2003 г. – 3-й сектор Севера, потом все дальше и дальше на левый край Севера, а с наступлением «новой эры» - на 8-й сектор Севера).
2002
В 2002 году был совершен прорыв – 4 фаната (Пахан, Покемон, Лехас и Ванес) установили новый рекорд дальности, пробив только что вышедший во 2 дивизион Комсомольск-на–Амуре. Причем, Пахан и Покемон пробили двойник, побывав также в Благовещенске. По итогам этого выезда был написан первый настоящий фанатский отчет, благодаря которому о владивостокских фанатах и их деятельности узнали во всем российском фанатском мире.
Вскоре после возвращения из Комсомольска участники выезда организовали первый в городе фэн-сейшн, посвященный десятилетию со дня выхода Владивостокского «Луча» в Высшую лигу. Сие знаменательное событие получило название «Yellow-blue party» (сокращенно, ЕБП) и состоялось 10 октября 2002 года в баре «Боцман» (был расположен в приснопамятном «сквере со слониками» - там где нынче находится ТЦ «Clever House»).
(«Привет из будущего»: потом ЕБП стали хорошей традицией и проводились более-менее регулярно на протяжении всей последующей истории движа).
В том же 2002 году наступил новая веха в истории владивостокского фан-движения. Несколько энтузиастов фанатского движения занялись подготовкой создания официального фан-клуба ФК «Луч». Работа велась при содействии самого клуба. Был подготовлен пакет документов для регистрации некоммерческой организации, устав, строились планы насчет аренды офиса организации, пресс-конференции, создания официальной атрибутики фан-клуба, печатного органа и т.д. Однако, работа по подготовке затянулась на весь сезон, вместо изначально планируемого «до первого тура», клуб никак «не мог найти» необходимую для регистрации сумму денег. Постепенно сошел на нет и энтузиазм организаторов. Так планы по созданию некой официальной фанатской организации остались на бумаге.
(«Привет из будущего»: да и слава Богу).
Долгое время у фан-клуба не было постоянного, «раскрученного» названия. В 1998-2001 гг. на слуху было название «Far-Eastern legion», от которого позже решили отказаться. Развернулась настоящая дискуссия, как должна называться организация фанатов «Луча». Вариантов было много. «Лучевая болезнь», «Владивостокский ЧУЛ» (с подачи тогдашнего пресс-атташе команды О.Котова), «Снайперы», «Лучники»… В конце концов, отчаявшись угодить всем, один из организаторов фан-клуба принял волевое решение, утвердив английское словосочетание «Sunstrike», что означает «Солнечный удар».
2003
2003 год – год победы нашего «Луча» в зональном первенстве запомнится всем владивостокским болельщикам на всю жизнь. Для фанатов этот год помимо прочего знаменателен двумя интересными выездами.
В июле 2003 года три представителя «Санстрайка» совершили рекордный по дальности на тот момент выезд в Сибирь, пробив двойник «Улан-Удэ-Иркутск».
Наконец, в октябре 13 человек пробили двойник Благовещенск-Комсомольск-на-Амуре (расходы частично взял на себя клуб). Матч в Благовещенске примечателен тем, что после игры возник конфликт с местной организацией «Амурские волки». Конфликт обещал перерасти в глобальную драку, но вмешались омоновцы и в полном составе «повязали» фан-клуб «Луча» на территорию ГУВД.
(«Привет из будущего»: а потом благовещенские фэны, напротив, стали нашими ближайшими друзьями и участниками антихабаровского альянса)
Первым в сознательной истории движа «золотым» матчем стала последняя «домашка» с «Селенгой», которую «Луч» выиграл 4:2. Болельщики не увидели эту игру, но поддерживали команду из-за забора стадиона «Динамо» (пластиковые сидения так и не успели установить к сроку). После матча участники «Санстрайка» устроили празднование победы любимого клуба в чемпионате с флагами, файерами и победными песнями. Кульминацией стало хоровое – в 40-50 голосов – исполнение великой «We are the Champions» перед одной из караоке-точек на Набережной.
2004
С возвращением «Луча» в Первый дивизион многократно повысился к нему интерес со стороны болельщиков. Гораздо больше появилось людей, называющих себя фанатами «Луча». Старейшая фанатская организация «Санстрайк» не смогла (да и не ставила такой задачи) объединить всех болельщиков «Луча». Выезд в Хабаровск, в котором участвовало 120 болельщиков, ясно показал это. Только треть всех участников относилась к «Санстрайку», тогда как остальные были участниками других объединений или не относились к фан-клубам вовсе.
Весной 2004 свершилась давняя мечта владивостокских фанатов – появилась настоящие, европейского образца и качества «розы». Первая партия, тиражом всего в 20 штук, была изготовлена «Санстрайком» и разошлась только среди «старожилов» фан-клуба. Это настоящие раритетные шарфы, выполненные по собственным эскизам, вместившие в себя все лучшее, что было накоплено к тому времени фанатской традицией.
К первой домашней игре разнообразная атрибутика – шарфы, шляпы, дудки – была выпущена клубом и получила широкое распространение среди «кузьмичей».
В 2004 году появилось 2 высококачественных баннера.
В том же году продолжала расширяться выездная география:
В октябре пять владивостокских фанатов пробило самый дальний в истории нашего движения двойник, побывав в Брянске и Калининграде (причем П-й проделал путь из Владивостока до Калиниграда на поезде). Собственно после этого мерить рекорды дальности выездов потеряло всякий смысл, потому что самый дальний из возможных на Земле выездов («Владивосток-Калининград») был пробит.
2005
Новое расширение географии. Начало конфликта с Новосибирском во время двойника «Новосибирск-Новокузнецк». Новые баннера. Новое пополнение состава, включая таких известных деятелей, как СИ и Бр-ш. Первые серьезные конфликты с правоохранительными органами. Шумное празднование чемпионства в Первом дивизионе. Файера и растяжки на «золотом матче» против саратовского «Сокола» (5:0).
2006-2008
Три сезона в премьер-лиге. Совсем другой уровень. Совсем другая история. Требующая совсем другого по духу исследования.
(«Привет из будущего»: Как и летопись событий второго дестилетия истории движа, оставляем выполнение этой задачи на долю новой генерации фэнов, которые появились именно тогда, и которые сами уже легенды и «старая школа»).
..
Примечания:
* с позиций 2018 года данная цифра кажется неправдоподобной, но именно она записана в дневниках, которые велись 20 лет назад
** работа над оцифровкой архива старых фанатских фоток ведется, но не все сразу. Поэтому и этот пост выдержан в минималистской олдскульной манере. Почувствуйте себя в 90-х ))
Ну и можно было еще упомянуть, что в 2004 году проросли первые ростки конфликта с Хабаровском )
Про историю Дерби нужно писать отдельно, безусловно.
В том же 2004-м наравне с этими ростками был и вполне себе дружеский матч между болельщиками
https://fc-sibir.ru/News/26946-soboleznuem-
Причем ты его и раньше Зямой обзывал )