Записки селекционера. Остап Бендер-порядочный человек
Записки селекционера (продолжение)
Блогер Jogan Kroif на в своих статьях несколько раз называл главного тренера Академии ФК «Краснодар» Александра Марьяновича «Остапом Бендером нашего несчастного детского футбола». Мне кажется, это несправедливо: Остап Бендер, да, аферист, но все-таки порядочный человек.
До Марьяновича я думал добраться в своих записках позже, после разговора собственно о работе селекционной службы Академии. Однако вчерашняя новость об отставке главного тренера «Краснодара» Игоря Шалимова и назначении на этот пост исполняющим обязанности Мурада Мусаева заставила меня изменить планы.
Во –первых, я приветствую это назначение, высоко оценивая профессиональные и человеческие качества Мусаева. Видел его на протяжении нескольких лет непосредственно в работе. Отмечал растущее тренерское мастерство, педагогические способности, воспитанность, даже интеллигентность, что не всегда характерно для российских тренеров. Несмотря на то, что переход от работы с молодежным составом к работе со «звездами», мягко говоря, сложен и полон опасности, верю, что своим тренерским уровнем Мурад сможет убедить даже бывалых игроков. Другой вопрос, смогут ли они принять молодого специалиста, снизойти до него со своих сияющих профессиональных вершин.
Но главная опасность для Мусаева исходит вовсе не от футболистов «Краснодара», а от заботливых старших товарищей. Огромной психологической нагрузкой станет для него ежедневное многочасовое общение с президентом клуба. Галицкий мало того, что как хозяин вникает во все, главное, убежден, что он глубоко разбирается в тактике, технике, психологии футбола. Это, наверное, действительно так. Сергей Николаевич так глубоко вник в футбол, что (без всякой иронии с моей стороны) может говорить с профессионалами футбола на их языке, не просто отстаивать свои взгляды, но и убеждать в их правильности. Галицкий выдающийся человек не только в бизнесе, но и в умении глубоко понять и разобраться в любой человеческой деятельности. Футбол, со всей его сложностью понимания самого процесса, для него не исключение. Нет, Галицкий не диктует состав на игру, не заставляет тренера ставить или не ставить игрока. Но проблема в том, что он действует на тренеров, как удав на кролика, лишает тренера независимости, мешает проявить волю, твердость характера. Так было в истории с Кононовым: Олег Георгиевич просто сломался под прессом ежедневного общения с президентом. Шалимов казался побойчее, но и ему не удалось стать независимым от шефа, вникающего со все нюансы работы. И Кононов, и Шалимов, получая огромную перегрузку от президентского внимания, переводя дух после очередного профессионального разговора с шефом, где-то упустили сам процесс управления командой, не доглядели состояние игроков, не успели и испугались настоять на своем. Понятно, что эту ситуацию не изменить, потому что Галицкий, как полновластный хозяин, имеет право быть самодуром. Надежда только на то, что следующий тренер, кроме чисто профессиональных качеств, окажется еще самостоятельным, упрямым мужиком.
Однако при всем своем огромном напоре, неистовом желании убедить в истине, подвластной только ему, Галицкий не ищет выгоды, как бы это смешно не звучало: бизнесмен не ищет выгоды! Он хочет только одного-победы! Просто путь к победе лежит не всегда по прямой…
Поэтому Мусаев, как мне кажется парень со стержнем, несмотря на интеллигентный облик, Галицкого может не бояться, а, наоборот, получить от него многое, то, что не даст никакая ВШТ, представленная самыми выдающимися мудрецами российской футбольной науки.
Гораздо большая опасность для молодого тренера исходит от его заботливого опекуна, главного тренера Академии Александра Марьяновича. Напомню, что Мусаев - первый тренер Академии ФК «Краснодар», выигравший со своим возрастом, 1999 годом рождения, и Первенство России, и Кубок РФС. Да и в юношеской Лиге чемпионов команда ярко прошла первые этапы турнира, уступив только в серии послематчевых пенальти самому мадридскому «Реалу». Сейчас команда лидирует в чемпионате России среди молодежных составов, имея за 6 туров до финиша реальный шанс на чемпионство. Вот в эти успехи команды 1999 года и вцепился мертвой хваткой Марьянович. Пока только они оправдывают его восьмилетнюю работу в Академии. А когда три воспитанника 1999 года рождения дебютировали в главной команде, тут Марьяновича понесло: каждый день всем доказывает, что теперь пути назад нет, они должны непременно играть в основе. Мнение президента клуба иное: для постоянной игры в составе команды Премьер-лиги игроки должны окрепнуть, получить опыт игры на уровне второго или первого дивизиона, научиться играть в мужской футбол. Галицкий уверен, что тот же Игнатьев сможет постоянно заиграть в основе, но не ранее чем через года два, в 20-22 года. Можно спорить, но президент во многом прав, Мбапе в российском футболе в 18-19 лет не появится. Даже генетически наши ребята взрослеют, мужают, крепчают позже.
Галицкий при всей его авторитарности все же предоставляет щедрые шансы ключевым руководителям в клубе и Академии. Для кого-то эти щедроты заканчиваются быстро, максимум год, кто-то держится больше. Марьяновичу он дал беспрецедентный уровень доверия.
Галицкий все сделал сам- инфраструктура Академии, равной которой нет в мире, воплощение идеи тотального обучения футболу, когда ребенку просто некуда деться: ежедневные двухразовые тренировки, школа прямо в Академии, вокруг тренеры, врачи, учителя, воспитатели. Кормят с ложечки, обувают, одевают, стирают, гладят, учат, тренируют, лечат, купают, спать укладывают. Многие дети, крутясь в этом бешеном ритме, так и не успевают понять, зачем они сюда приехали. На выходе годам к 18-ти вдруг оказывается, что футболистов-то нет. Футболистов по большому счету, для «Краснодара», для Премьер-лиги. Для второго дивизиона, да, подготовили, научили, как говорит один из руководителей Академии, «повышаем средний уровень второго дивизиона за счет наших воспитанников». Такую же работу с успехом выполняют почти все ДЮСШ в России: плохо ли, хорошо, но их воспитанники пополняют команды и второго дивизиона, и первого.
Такой «выхлоп» на финише – это как раз заслуга Марьяновича. Президент создал все условия, дал ему сумасшедший карт-бланш, но, как и базовая школа, так и Академия пока похвастаться успехами не могут. Успехами, подчеркну, сравнимыми с вложениями.
Есть в Академии толковые тренеры, вернее, еще остались, потому что система, выстроенная Марьяновичем, подавляет тренеров, лишает их инициативы, смелости в принятии решений, самостоятельности. Тренер-пешка, которую можно двигать как хочешь, а потом просто сбросить с доски. Тренер может в течение одного года передвигаться на три возраста, не успев поработать на одном три-четыре месяца. Тренера можно унизить прямо при воспитанниках, например, на финальном турнире чемпионата России, проходившем в прошлом году в Крымске, Марьянович с трибуны давал указания по телефону, а затем просто отправил на скамейку своего заместителя и тот, отстранив тренера, стал руководить игрой. Вот так в глазах игроков уничтожается авторитет их тренера.
Не дай бог, команда не выиграет какой-нибудь турнир, пусть даже самый второстепенный, смена тренера обеспечена. Хотя на словах, даже в документе опубликованном на сайте Академии, носящем громкое название «Философия», написано, что спортивный результат тренера не измеряется количеством титулов в соревнованиях. Тренер всегда под угрозой выговора, лишения премии, увольнения. Наказание может последовать за все, что угодно: от отмеченных кураторами недостатков в проведении тренировок, до уличения в крамоле, например, один тренер во время турнира разговаривал с тренером соперника, а тот, в свое время, громко хлопнул дверью, увольняясь из Академии «Краснодара», т.е. просто послал Марьяновича в известное место. Ровно через пять минут об этом страшном преступлении было доложено, и по возвращении с турнира за этот обычный дежурный разговор человека унизили, чуть не уничтожили. Обо всем главному тренеру докладывают, его служки, твердо усвоившие, что скорость стука быстрее скорости звука. Им за это воздается особой благосклонностью шефа. И пусть в профессиональном отношении к ним есть вопросы, но их верность вознаграждается. Я два года исправно посещал еженедельные собрания тренеров, где всегда коротенько так, примерно час-полтора, Марьянович блистал в ораторском искусстве. Последний год на эти собрания перестал ходить, потому что видеть, каким тоном разговаривают с тренерами, как унижают людей, невыносимо.
Надо отдать должное Марьяновичу в умении выстроить такую систему, найти и расставить нужных ему людей. Говорят, Марьянович - крестный отец дочери своего заместителя (история про кумовство тщательно скрывается, поэтому не уверен и пишу: «говорят»), на должности кураторов, администратора базовой школы тоже верные люди. Да и в тренерском цехе есть, кому сыграть на опережение. В такой обстановке, убежден, не раскрывается весь потенциал тренеров. Творчески, высокопрофессионально может работать только свободный человек. Человек зависимый, находящийся под надзором, так работать не будет. Это одна из причин того, что Академия пока не оправдывает тех вложений, которые сделаны.
О методике подготовки игроков, принятой в Академии «Краснодара», читай, методике Марьяновича, можно спорить, это дело оценки специалистов. Просто скажем, что в других Академиях, футбольных школах готовят не хуже, а может и лучше, судя по результатам выпуска.
Так почему же Марьянович опасен для начавшейся карьеры и.о. главного тренера ФК «Краснодар»? Уверен, он постарается не отпустить Мусаева от себя, будет лезть и с советами, и настойчивым убеждением все же теперь, когда нет ретрограда Шалимова, вводить в состав главной команды игроков 1999 года рождения. Мусаев, он считает, такой же его капитал, его заслуга, его достижение, как и вся команда 1999 года рождения. Он обязательно постарается засунуть в главную команду кого-то из своих помощников, как в свое время затолкал туда на должность тренера по технике своего нынешнего заместителя. Тот учил игроков Премьер-лиги технике. Был такой момент, разобрались, убрали, чем нанесли человеку огромную душевную рану.
А чем заканчивалось вмешательство Марьяновича в работу тренеров команды второго дивизиона «Краснодар-2» могут рассказать уволенные с должности главного тренера Олег Василенко, затем Юрий Дроздов. Такая была забота, что тренеры просто не выдержали…
Очень хочется, чтобы карьера молодого тренера Мурада Мусаева состоялась!
А фигура главного тренера Академии еще не раз всплывет в «Записках селекционера»…
Я знаю причину в провале авантюры Галицкого С.Н., его Академия с гиппер условиями не в состоянии дать на сегодня звездных выпускников, так как «художники и футболисты рождаются на улице» и результат который есть у Академии, это благодаря приезжим ребятам собранных со всей России селекционной службой команды, т.е. Вами Николай Павлович. Удачи.
Дети всегда должны биться за победу в игре/турнире. Они спортсмены, которые хотят побеждать во всем (это не преувеличение).
Другое дело - тренер не должен ради результата ограничивать детей. Это как раз главная проблема. Важно как ты добился результата. Если есть результат и дети развиваются по-футбольному, то это здорово. Но если есть результат, а дети ограничены (находятся в рамках, которые мешают развиваться конкретным игрокам), то это во вред.
Как-то решил посмотреть как играет 2003 год у Краснодара. Вот там была игра на результат во вред для ребят))) Если такое давление идет на тренеров команд, то тогда понятно почему так играл 2003 год.
Спасибо - познавательно