12 мин.

Записки селекционера

 В эти дни на полях Академии ФК «Краснодар» проходит традиционный международный турнир среди 16-летних футболистов памяти Сергея Вахрушева. Команда «Краснодар» 2002 года рождения после трех побед в группе и выигрыша в полуфинале, будет играть за 1-2 место. Надеюсь,что и  финал будет победным. В сезоне 2017/2018 дружина Академии станет явным фаворитом финальной части Первенства России среди игроков 2002 года рождения. И это заслуженно, потому что подобрался отличный игровой ансамбль с исполнителями высокого уровня (для этого возраста), второй год его ведет тренер Виталий Корнеев, который добавляет энергетики своим ребятам, команда голодная до трофеев. Селекционной службе Академии особенно приятно, потому что за последние два года она сумела привезти в эту команду лидеров атаки, без которых шансов в играх с главными соперниками, ведущими московскими клубами, просто не было. Сегодня тройка нападения Волков-Берснев-Ознобихин – это головная боль для любого соперника, а этих парней селекционеры Академии нашли полтора года назад. Написал, приятно селекционной службе, а потом поймал себя на мысли, что такие свершения особо не радуют. Если посмотреть на список команды 2002 года рождения, то окажется, что практически все ведущие игроки этого возраста не воспитывались в системе базовой школы Академии, а привезены селекционерами за последние 3-4 года. Упомянутые форварды: Волков из Читы, Берснев из Иваново, Ознобихин из Владивостока, еще один интересный нападающий Губжоков из Нальчика, лидеры полузащиты Кокоев из Осетии, Рейхмен из Симферополя, Кратков из Ставрополя, центр обороны С.Новиков из Самары, первый номер в воротах Мухин из Белгородской области, далее- Макаренко из Мытищ, Е.Новиков из Барнаула и это не полный список… Дополнительно, из этого списка Волков, Мухин, Кратков, С.Новиков, Кокоев – кандидаты в сборную России по своему возрасту. Такие селекционные успехи – это ненормально на фоне того грандиозного механизма, который создал Сергей Галицкий, ненормально, потому что в базовую школу (28 филиалов в Краснодаре и крае, около 12000 детей в них) вливаются огромные деньги: манежи, зарплата тренеров, экипировка и прочее, а отдача близка к нулю.  Ребята 2002 года рождения прошли весь путь в базовой школе, с 7 до 12 лет, а сегодня в этой команде местных ребят практически нет, среди лидеров-точно.

 Те, кому посчастливилось работать в команде Галицкого, не могут не стать патриотами не просто клуба «Краснодар», а того великого дела, которое он воплощает в жизнь. Поэтому неудача на любом из участков «фронта»-это неудача для всех. Работа базовой школы-это не просто неудача, а провал. Даже при победах молодых футболистов «Краснодара», противники, точнее, злопыхатели Галицкого, предъявляют свои аргументы: команда 1999 года рождения -чемпионы России, обладатели Кубка РФС, а откуда лидеры этой команды Уткин, Игнатьев, Сулейманов и другие? Были привезены селекционерами из Ростовской области, Красноярского края, Дагестана. И что печально, тенденция, когда ведущими игроками команды являются приезжие, не уменьшается, а усиливается. Оглушительно звучат цифры по команде 2005 года рождения, которая с 1 сентября 2017 года зашла в интернат Академии: больше 30% игроков привезено из России, в первом составе играет только 3-4 воспитанника базовой школы, цифры по отчислению в первое полугодие обучения вообще приводить стыдно. Отчисление ребенка через полгода зачисления в интернат-это признание собственного бессилия. Пять лет готовили, взяли в интернат, через пять месяцев признали необучаемым. В базовой школе занималось более 500 детей 2005 года рождения…

 Сегодня базовая школа выполнила только одну задачу, социальную, приобщила тысячи детей к прекрасной игре футбол. Однако чувство глубокого неудовлетворения  чисто спортивными результатами испытываем не только мы, но и сами дети. Они приходили в базовую школу с мечтой стать настоящими футболистами, но после пяти лет обучения их путь в большой футбол прервался.

Когда я написал, что в работе с Галицким невозможно остаться равнодушным, не стать патриотом «Краснодара», я нисколько не кривил душой, несмотря на явный парадокс: Галицкий меня на днях уволил. С одной стороны, это нормально: он хозяин и может принимать любые решения. С другой, он пошел на поводу у тех, кто завалил работу базовой школы. Интриги и происки часто бывают сильнее объективной реальности. А она такова, что успехи селекционной службы невольно выявляли провалы работы по подготовке своих воспитанников. Сухие цифры. За три года селекционная служба привезла в Академию более 120 юных футболистов, в среднем, 40 человек в год. Это при том, что в интернате Академии находятся 200-220 воспитанников. Процент посчитать легко. Пример с 2002 годом рождения более чем показателен.

  К селекции в Академии «Краснодара» было разное отношение: активный набор воспитанников в первые три –четыре года, затем фактическая ликвидация селекционной службы от уверенности в близких перспективах своей базовой школы, затем создание полноценного селекционного отдела с конца 2014 года. Это были три очень хороших года! Спасибо тем ребятам, которые работали и продолжают работать в селекции Академии. Главное, была создана своя система селекционной работы, все селекционеры ее поняли и приняли.

 Несмотря на много общего, селекционная служба каждого клуба организована по-своему. В разговорах с коллегами из других команд в этом убеждаешься. Естественно, что нельзя никого слепо копировать и тем более, навязывать свою концепцию, как наиболее прогрессивную и эффективную. Просто за эти годы накоплен определенный опыт, есть результаты и есть желание поделиться этим опытом. Прекрасно, если будут отклики, вопросы. Если кто-то увидит в нашем опыте моменты, которые помогут ему в работе, буду только рад.

 В своем блоге я попытаюсь рассказать об отборе детей в базовую школу, о селекции в Академию, о системе зачисления в Академию, о месте селекционера в системе футбольных координат. Кто-то поморщится: что это за система такая? Все просто: как должны складываться и как складываются отношения селекционера с тренерами, родителями, медицинской службой, собственным руководством, коллегами-конкурентами из других клубов. Поверьте, эти отношения часто влияют на результат сильнее, чем успех или ошибка селекционера в оценке футболиста.

У селекционной службы Академии ФК "Краснодар" не было возможности проводить первичную селекцию в филиалах. Тренеры базовой школы осуществляют эту работу сами и в целом делают ее достаточно успешно, если даже ориентироваться только на количество детей в филиалах. Поэтому они обращались к нам только с методическими вопросами, либо просили дать оценку какому-то игроку во время матчей первенства Академии.

Понятие «базовая школа» применяется не во всех клубах. Это в системе «Краснодара», теперь уже с десятками филиалов и тысячами воспитанников, название привычное и понятное. В других клубах нет такого размаха, поэтому в обиходе более простые названия: ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивная школа. Так или иначе, это первый этап обучения детей футболу в системе клуба. И все тренеры на этом этапе делают одно важнейшее дело- отбирают детей в футбольную школу.

В Краснодарском крае проживает 5,6 млн человек, соотношение городского и сельского населения примерно 60 и 40 процентов. Мальчиков 5-9 лет около 130000, 10-14 лет более 185000. Любопытно, что в сельской местности мальчиков этих возрастов примерно 162000, а в городе 153000. В системе базовой школы Академии ФК «Краснодар» занимается около 12000 детей. Цифра очень значительная, если учесть, что из 28 филиалов 12 расположены в самом Краснодаре, и 16- городах и районах края. Для сведения, всего в Краснодарском крае 38 административных районов и 11 городов районного подчинения. Нет филиалов Академии в таких крупных городах как Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк, Апшеронск, а это практически один миллион населения края.

 Итак, 12000 человек тренируются в филиалах Академии с 7 до 12 лет. К выпуску базовой школы всегда доходят не менее 500 человек из основных групп и примерно столько же из селекционных. Из них и отбираются кандидаты в интернат, на следующий важнейший этап обучения. На первый год обучения Академия ФК «Краснодар» в интернат зачисляет не менее 60 детей, это примерно три группы. Казалось бы, из выпуска базовой школы можно без проблем найти такое количество уже обученных, подготовленных футболистов. Ведь они пять лет тренировались по утвержденной методике, под контролем кураторов Академии, каждый год играли в первенстве Академии, выезжали на турниры. Однако результаты плачевные. Цифры по 2005 году рождения я уже приводил, поверьте, по 2006 году рождения, которому предстоит зайти в интернат в этом году, положение еще более печальное: если удастся отобрать 30 обученных, подготовленных детей, будет хорошо. Причем в эти 30 войдут как минимум 15 селекционных из России, которых ведет селекционная служба, восемь из них уже зачислены досрочно. Конечно, зачислят и шестьдесят, но 25-30 из них сразу же станут кандидатами на отчисление в первые полгода-год.

Где же происходит сбой? В первичной  селекции  в базовую школу? В методике обучения? В уровне работы тренеров базовой школы? В уровне кураторства и руководства базовой школой? Сейчас, когда Галицкий фактически взял под ежедневный контроль работу Академии, сделал там свой офис, уверен, причина будет найдена. Пока он уверен в ближайшем прорыве базовой школы, не раз заявляя, что скоро селекционерам будет все труднее привозить конкурентных футболистов, потому что они будут проигрывать воспитанникам базовой школы.

Селекционная служба Академии давала рекомендации тренерам базовой школы по проведению первичной и дополнительной селекции, мне довелось выступать перед тренерами на прошлогоднем совещании. На январское совещание в этом году нас не пригласили, руководство Академии видимо посчитало, что вопросы селекции не так важны для базовой школы. Поэтому все же попытаюсь немного рассказать о первичной селекции.

 Что такое отбор игроков? Какие существуют факторы отбора? Что такое организация отбора?

Отбор- это целая система мероприятий, в ходе которых выявляются задатки и способности детей к той или иной спортивной специализации, виду спорта.  Это длительный процесс, потому что очень сложно моментально оценить перспективу результата. Первичные оценки могут дополняться, уточняться и даже меняться.

Первый этап отбора - это занятия детей спортом на уровне детского сада, первых классов начальной школы. Здесь занимаются все желающие. Здесь еще нет ориентации к тому или иному виду спорта, просто игровые, двигательные состязания. Вот именно на этом этапе тренеры детских спортивных школ и должны начинать первичный отбор. Если тренер будет регулярно посещать детские сады и школы в своем районе, просматривая детей в подвижных играх с 5-6 лет, то у него к моменту начала отбора в свою группу будет уже целый список способных к его виду спорта детей.

Второй этап отбора - это отбор детей в базовую школу (ДЮСШ, футбольную школу). Именно на этом этапе отбираются самые талантливые, обладающие необходимыми качествами для достижения успехов в выбранном виде спорта. Однако не все обладают феноменальными качествами, настоящих талантов - единицы, поэтому ориентироваться только на тех, кто имеет выдающиеся способности, неправильно. Правильным будет выявить всех способных детей, которые будут развиваться в процессе спортивного обучения, а если среди них будут настоящие таланты, то у всех детей появляются большие шансы для прогресса.

 Теперь перейдем к факторам отбора, которыми являются критерии, методы и организация.

Критерии – это количественно-качественные характеристики специальных способностей, свойства личности, которые можно увидеть и оценить при отборе. Так критериями для отбора детей в группы начальной футбольной подготовки (базовая школа, ДЮСШ) являются:

Двигательные качества, основные из которых

-  скорость;

 - координация движений;

Морально-волевые качества

– смелость, инициативность, уверенность в себе, желание проявить себя лидером, поддержать товарища;

- активность, желание быть в центре событий, поиск новых решений, создание интересных, нестандартных ситуаций;

- концентрация внимания, т.е. умение держать ситуацию под контролем, не выключаться из игры;

Игровые качества

- сообразительность;

 - быстрота принятия решений;

 - понимание игры (подстраховка, выбор позиции, игра на перехвате, опережении);

 - чувство мяча;

  - склонность к обводке;

  - игра в пас, взаимодействие с партнерами;

  - нестандартные действия;

Итак, три важнейших критерия: скорость, смелость, игровое мышление. Если они есть у ребенка- это идеальное сочетание. Но как быть, если отсутствует больше чем один? Это не беда, совершенствуя имеющиеся качества, можно подтянуть и отстающее. Но если отсутствует больше, чем одно, то надо подумать, как бы вся последующая работа не была потрачена впустую. Нельзя забывать о физиологических и антропометрических аспектах. Мы уже говорили о скорости, как одном из важнейших критериев при отборе игроков, однако без большой выносливости трудно добиться больших успехов в спорте. Также весьма существенно телосложение. Безусловно, дети более сильные физически, крепкого телосложения легче переносят нагрузки. Это не значит, что дети слабого и среднего физического развития не вырастут в сильных футболистов. Трудно заранее точно определить, какими будут телосложение и вес 7-летнего ребенка через 10 лет. Тут тренер должен оринтироваться на родителей, бабушек и дедушек. Зная их антропометрию, зная, в каком возрасте они стали расти, добавлять в физических качествах, можно прогнозировать и будущие данные ребенка.

Методы отбора - это комплекс действий и приемов для оценки критериев. Среди применяемых методов обычно выделяют

- Экспертные методы, т.е. заключение об уровне одаренности ребенка делается на основе личного впечатления и опыта. Экспертные оценки основаны на мнении специалистов. Если у нескольких тренеров, или большинства мнение о качествах ребенка совпадает, то экспертная оценка достаточно надежна и объективна;

- Аппаратурные методы, когда можно произвести точное измерение того или иного качества. Использование аппаратуры поднимает систему отбора на высокий качественный уровень. В Академии ФК «Краснодар» есть современная аппаратура, с помощью которой можно провести качественное тестирование, точно оценить скоростные и силовые возможности будущих футболистов;

- Тестовые методы не всегда точны, в них есть определенная условность. Однако, если создать или смоделировать определенные условия игровой деятельности, в которых ребенок может проявить свои лучшие качества, то тогда эти методы дают положительный результат.

 Организация отбора – это важнейшая часть процесса. Недооценка вопросов организации пагубно сказывается не только на качестве отбора, но и на дальнейшем отсеве детей из спортивных школ, на качестве подготовки спортсменов. Спортивная наука называет организацией отбора весь комплекс мероприятий, с помощью которых правильно используются методы отбора, точно определяются особенности ребенка для прогнозирования его футбольного будущего. Как же применить все эти теоретические познания тренеру базовой школы, как организовать ему начальный отбор, с помощью которого выявляется пригодность детей к спортивному совершенствованию?

 Во всем нужна системность. Поэтому тренер должен составить план организационных мероприятий. Что должно быть в этом плане?  Все: от характеристики и особенностей муниципального образования, где проводится отбор(численность населения, населенные пункты, расстояния, условия для занятий спортом, образовательные учреждения, спортивные школы и секции, список всех учителей физкультуры, педагогов – организаторов, контакты руководителей района, руководителей организаций, которые могут оказать реальную помощь в организации), до проведения всевозможных мероприятий (дня открытых дверей, предварительного просмотра детей в детских садах и школах, посещения всех спортивных состязаний и т.д.). Также у него должна быть постоянно пополняемая база по юным футболистам, начиная с детского сада и до зачисления в базовую школу(ДЮСШ, футбольную школу). В этой базе собирается вся информация о ребенке: ф.и.о, рост, вес, данные по успеваемости в школе, данные родителей, бабушек и дедушек ( социальные условия, отношения в семье, спортивное прошлое, рост, вес и т.д).

Всю эту работу по отбору детей проводят тренеры базовой школы(ДЮСШ, футбольной школы). Большинство из них являются настоящими фанатами своего дела, бескорыстно любят футбол и прививают эту любовь детям. Безусловно, им надо помогать, в первую очередь, методически. Если есть возможность,  в селекционной службе Академии должен быть селекционер-методист, который будет постоянно работать в тесном контакте с каждым филиалом, будет помогать и методически, и непосредственно в процессе отбора юных футболистов.

Следующая запись в блоге будет непосредственно о работе селекционной службы Академии.