4 мин.

Йохан Кройфф: «Моуриньо никогда не смотрит на кантеру»

Любой ценой

Я не знаю, выиграет ли «Реал» мало, много или вообще ничего, но совершенно точно знаю одно: их тренер хочет выиграть хоть что-нибудь. Любой ценой. За этим его туда и пригласили. Потому что в этом его статус и престиж. И он волен просить, что угодно. Потому что если его просьбу не выполнят, и это всем известно, он всегда сможет сказать, вспомнить, прикрыться каким-то решением руководства клуба, чтобы объяснить, что ему не хватило одной маленькой детали, чтобы довести свое дело до конца.

Удивляет ли такое упрямство в желаниях с его стороны? Совсем наоборот. Он, лучше, чем кто-либо, может оценить, что имеет и чего ему не хватает. И если ему хотелось еще одного нападающего, когда у него уже были Игуаин и Бензема, теперь это желание не уменьшилось ни на йоту. Предположительное время лечения Игуаина только укрепило его в этом стремлении. Он просит об этом, потому что считает необходимым, потому что так он привык работать. В «Челси» и в «Интере». В двух клубах, где в покупку игроков вкладывались огромные деньги, и куда этих игроков покупали оптом. Чем больше, тем лучше. Это, вкупе с его тренерским даром, привело к появлению двух ладно скроенных команд, команд со стилем «Моу», как в Англии, так и в Италии. Не бывать короткой скамейке запасных! Как можно длиннее, и если кого-то еще можно прикупить к наступающему сезону, его покупают.

Смотреть на кантеру

Если кто-то работает так, как привык, и у него чаще выходит хорошо, чем плохо, - это нормально, что он продолжает двигаться по намеченной траектории. Именно так Моуриньо привык, например, не смотреть на кантеру. Если в нем никогда не было интереса к молодежным командам, логично, что сейчас ему не откуда взяться. Если его подход к работе не предусматривает возможности начать наигрывать молодых игроков на среднюю и длинную перспективы, не говоря уже о том, чтобы взять кого-то одного, самого талантливого, в экстренном случае. Если они не нужны ему даже для скамейки запасных, что уж тут говорить о ставке на собственную школу.

Продолжая разговор, вернемся к старой полемике о том, хороша или плоха футбольная база мадридского «Реала». Или к тому, что на противоположном полюсе – «Барселона», которая лучше, просто потому что лучше. И вся разница заключается в тренере главной команды.

Футбольная база клуба хороша в том случае, если главный тренер использует ее для своих целей, и плоха, если он оставляет ее без внимания. Так просто, что даже не верится, правда? База «Барсы» великолепна, это правда. Но если завтра придет тренер, который посмотрит на нее с сомнением, который не поверит в нее, все волшебство останется в прошлом. И невозможно представить, чтобы кантера Мадрида была нехороша. Нужно только посмотреть на число футболистов, прошедших через школу «сливочных», которые сейчас выступают в командах Примеры и Сегунды. К удивлению многих, их число значительно превышает число кантеранос «блауграна».

Не существует хорошей или плохой футбольной школы в Барселоне или Мадриде, но есть главные тренеры команд, которые либо верят в молодежь, либо нет. За семь сезонов в «Барсе» было лишь два специалиста, Райкаард и Гвардиола. За это же время в «Реале» сменилось 10 тренеров. Обязательства, возлагающиеся на них, совершенно одинаковы, как на «Камп Ноу», так и на «Сантьяго Бернабеу». А вот методы работы, чтобы добиться успеха, диаметрально противоположны, начиная с общения внутри команды и использования собственной кантеры. Кантера «Барсы», как было выяснено неделю назад, лучшая в мире.

Золотой Мяч

Вручение «Золотого мяча» вызвало внушительную полемику. Вполне логично. То, что номинировались трое, но награда ждала лишь одного. То, что индивидуальную премию приходится давать в командном спорте. У каждого был свой фаворит. У меня тоже – Хави. А еще у меня были аргументы, чтобы отдать этот приз каждому из тройки. Никто не может оспорить то, что Месси – лучший. И самый зрелищный. Вот, что решило итоги выборов и голосования. Если основное значение будут иметь только титулы, это будет абсурд. Тренер, который выиграл больше всех, получил награду (Моуриньо). Игрок, которые выиграл больше всех, не вошел даже в тройку финалистов (Снейдер). Представь, ты выигрываешь пять титулов со своим клубом, выходишь со сборной в финал мирового первенства, входишь в число лучших бомбардиров Мундиаля (вместе с Форланом, Вильей и Мюллером) и даже не попадаешь в тройку финалистов. Или еще, ты – победитель по итогам старого образца голосования, и вне финала в голосовании тренеров и капитанов.

Там, где одним важны лишь титулы, вторые ценят другие показатели, равные или более важные, как например определяющая роль игрока в команде, этакий «знак качества», футбольный эталон.

Источник: El Periodico