Первые русские Олимпийцы
Уже сто с лишним лет минуло со дня проведения возрожденных Олимпийских игр и имена многих героев своего времени оказались незаслуженно забыты.
Итак, постараемся восстановить эту несправедливость и вспомнить людей, стоявших у истоков отечественного Олимпийского движения.
И начать стоит, пожалуй, с Алексей Дмитриевича Бутовского, человека, без которого "всего этого могло бы и не быть".21 февраля 1892 года, генерал-майора Бутовского с "... Высочайшего соизволения" командировали за рубеж... для ознакомления с гимнастическими и фехтовальными учреждениями в Швеции, Дании, Германии, Бельгии и Франции". Там он и познакомился с отцом-основателем современных игр - Пьером де Кубертеном, после чего в 1894г. вошел в состав только что созданного Международного Олимпийского Комитета. Игры I Олимпиады должны были состояться с 5 по 15 апреля 1896 года в Афинах. Всеафинский комитет под председательством принца - регента Греции разослал в 34 страны мира приглашения на открытие соревнований. Получила приглашение и Россия. Однако участию в Играх помешало отсутствие средств лишь несколько спортсменов выехали в Афины из Одессы, но все они смогли добраться лишь до Константинополя, а затем вернулись в Россию. В одном из отчетов о ходе Олимпиады Бутовский писал: «Русских здесь ни одного. То есть был тут один из Киева, некто Риттер, молодой человек с очень внушительной фигурой, и записался даже на борьбу, но в день борьбы отказался от участия». Николай фон Риттер, мелкий чиновник Киевской казенной палаты, все свое свободное время посвящал занятиям тяжелой атлетикой и французской борьбой. Узнав о предстоящих Олимпийских играх, уволился со службы и за свой счет отправился в Афины. В столице Олимпиады Риттер подал заявку на участие одновременно в состязаниях по борьбе и стрелковом турнире, тем самым формально став первым русским участником Олимпийских игр. Но в день старта он снялся с соревнований. Позднее Риттер назвал три причины, побудившие его к такому поступку. Первая заключалась в потере им в греческой столице важнейшего для него талисмана маменькиного медальона. Вторая вино. Кто-то сказал ему, что морскую болезнь, возникшую во время длительного путешествия, эффективнее всего лечить сухим вином. Ведший до того сугубо трезвый образ жизни Риттер приналег на этот напиток. И в результате ежедневных передозировок подошел к главному старту сезона разбалансированным. И, наконец, третья причина состояла в том, что «программа была составлена таким образом, что одновременно в разных местах шли состязания и поспеть, по возможности, и туда и сюда было невозможно». На Родине Бутовский активно занялся созданием Российского олимпийского комитета, однако успеха не добился - общество было еще не готово серьезно относиться к недавно воссозданым Играм, не помогли ему в этом и свеженапечатанные воспоминания "Афины весной 1896 года". Различные домашние хлопоты (содержание 2 конюшень и ипподрома) вынудили Бутовского выйти из состава МОК, однако он не перестал интересоваться спортом и самым активным образом поддерживал зарождающееся олимпийское движение России.
Подробнее об А.Д.Бутовском - http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N8/p52-63.htm