Как справиться с раздражением и ленью в спорте?
Лень и раздражение без повода или по пустякам не редкость в спорте. Иногда раздражение связано с общим пониженным фоном настроения. А ведь настроение это отражение влияния личности на свое психическое состояние. Если человек способен успешно адаптироваться к окружающей социальной среде, то, он, как правило, обладает устойчивым настроением. Зачастую раздражение является результатом какой-либо неудовлетворенной потребности, причем само неудовлетворение может быть вытеснено из сознания.
Основная задача психологической работы с раздражением выяснить его истинную причину, которая, как правило, не совпадает с поводом. Эта задача может быть решена в беседе спортсмена с психологом, во время которой психолог задает наводящие вопросы «Чтобы тебе хотелось улучшить в своей жизни?», «Как бы ты хотел жить через год?», «Что ты делаешь сейчас для этого?», «Какие сферы твоей жизни устраивают тебя больше или меньше?» «Если бы ты представил идеал своей жизни, что изменилось бы и в чем (в учебе, в профессии, в личной жизни, в общении)?» и т.п.\
Лень тоже не возникает ниоткуда. Это защитный механизм и проявляется он тогда, когда человек не воспринимает свою деятельность как значимую. То есть умом-то спортсмен может понимать, что это нужно делать, а вот эмоционально сомневается в том, что это ему нужно. Если деятельность не вызывает положительных эмоций, значит субъективно она не связана с какой-либо важной потребностью.
В таком случае психологическая работа может осуществляться в следующих направлениях:
1) осознание системы ценностей личности, иерархии ценностей;
2) актуализация потребностей и мотивов, потенциально связанных с деятельностью;
3) поиск связи деятельности с существующими мотивами и потребностями человека.
Приведу пример задания спортсмен должен перечислить «почему это стоило бы делать» и «почему не имеет смысла это делать». Ответы записываются на листе бумаги в две колонки. Упражнение будет эффективным, если будет проходить в режиме «мозгового штурма», т.е. спортсмен должен записать как можно больше любых, всевозможных ответов. Анализируя совместно со спортсменом полученный материал, психолог может: 1) обратить внимание спортсмена на причины, бывшие незамеченными, неосознанными; 2) стимулировать концентрацию на причинах, «почему это стоило бы делать»; 3) через ответы «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать» выйти на обсуждение более серьезных конфликтов (внутриличностных и межличностных); 4) в итоге, желательно, внутреннее противоречие «мне надо я не хочу» перевести в гармоничные варианты «я не хочу мне не надо» или «мне надо я хочу».
Раздражение и лень часто бывают результатом пассивной «страдательной» позиции по отношению к миру «мне так приходится», «меня заставляют» и т. д. В результате накапливается недовольство и неудовлетворение, эмоциональная энергия, предназначенная для изменения ситуации, реализуется через раздражение, «срываемое» на чем-либо или на ком-либо. Один из путей решения данной проблемы стимулировать осознанный выбор: зачем человек находится в данной ситуации, что он от этого получает, что теряет. Можно рекомендовать следующее упражнение: относительно раздражающей, вызывающей недовольство ситуации спортсмен должен перечислить, а лучше записать плюсы и минусы: что он от ситуации получает, что отдает, чем за это расплачивается. На основе этого спортсмен осознанно выбирает остаться в этой ситуации или расстаться с ней.
Если спортсмен принимает решение остаться в ситуации, то дальнейшая работа психолога сводится к тому, чтобы концентрировать восприятие спортсмена на плюсах, на приобретениях, на пользе. Это связано также с управлением вниманием, поэтому спортсмена можно познакомить с соответствующими упражнениями или напомнить о них.
Если же спортсмен решает изменить ситуацию, то он должен принять минусы и плюсы новой ситуации, а также принять психологические и материальные затраты на изменение ситуации. Задача психолога стимулировать и проконтролировать как можно более полное осознание вышеперечисленных моментов. Для этого можно использовать упражнения, аналогичные уже приведенным: наводящие вопросы по теме, устные и письменные ответы. Можно проводить работу в режиме воображаемого диалога с собой, частью себя, со значимым человеком. Если речь идет о глобальных решениях, связанных с изменением жизненного замысла, то спортивному психологу стоит построить консультацию на психотехнике выбора (см. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора. В кн.: Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии (под ред. Д. А. Леонтьева и В. Г. Щур). М.: Смысл, 1997,с. 284 −314).
Источник: Е. Тихвинская. Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007
Кросспост из