Ожидалось, что вместе с вами в «Зенит» придут несколько называлась цифра «четыре» футболистов высокого класса. Ли Хо и Ким Тон Чжин, возможно, отвечают качественному параметру этих ожиданий, но совершенно точно не количественному.
Это отличные игроки, вы скоро в этом убедитесь. Я действительно рассчитывал, что новичков будет четверо, а не двое. Но на стадии практической реализации трансферных планов мы столкнулись с проблемой нежелания многих футболистов ехать в Россию. Прежде всего я говорю о европейцах.
О ван Нистелрое, Хасселбайнке, Фрае, Зе Роберту, Класниче и Лукарелли, если быть точным? По данным PROспорт, список отказников «Зенита» возможно, неполный выглядит так.
Тут я бы не хотел конкретизировать. Тем более что требующие укрепления позиции мы, надеюсь, все равно в итоге усилим. Но должен признать, что прежде не осознавал, с каким трудом европейские футболисты решаются на переезд в российский клуб.
С чем это связано? Явно ведь не со скромными финансовыми параметрами предлагаемых им контрактов.
Думаю, не с этим. Дело в стереотипах. Они еще довольно сильны. Все-таки люди пока мало знают о России, о ее чемпионате. И им неоткуда о нем узнать. Я вот, например, очень интересуюсь международным футболом, но первые матчи чемпионата России увидел только после того, как сюда приехал.
Вам самим сложно было решиться на переезд в Россию? Первую реакцию на зенитовское предложение помните?
Отреагировал с интересом. Посовещался с коллегами, с семьей и довольно быстро принял предложение. Удивление? Не было особого удивления. Меня уже приглашали в Россию, в Москву, два с половиной года назад, когда я возглавлял голландскую сборную, вот тогда, кажется, немного удивился. Но тот случай помог мне более пристально посмотреть на процессы, происходящие с российским клубным футболом. На рост уровня легионеров, уровня амбиций
В связи со всем этим ростом в стране распространилось убеждение в том, что российский чемпионат уже обогнал по уровню голландский с португальским и подбирается к французскому. Вот вы как считаете обогнал?
Не могу пока давать такие оценки. Я слишком мало времени здесь работаю и слишком сосредоточен на состоянии «Зенита». Давайте вернемся к этому вопросу через пару месяцев.
Как вам оно состояние «Зенита»?
Потенциал у команды большой, и клуб готов его наращивать. Собственно, поэтому я здесь. Но тому, что такая команда застряла в нижней половине таблицы, есть причины. Часть из них мне удалось установить, только говорить о них я пока не хотел бы.
Какие задачи стоят перед «Зенитом» в текущем сезоне? Чего вы сами ждете?
Жду качественного шага вперед в плане содержания игры. Но давайте будем реалистами, это потребует времени. Я только изучаю игроков, они меня тоже. Доукомплектование «Зенита» еще не закончено. Повторюсь: у того, что команда находится в таблице так низко, были свои причины.
Не могли бы все-таки их назвать? Очень интересно. Ну хотя бы одну.
Я исправлять их хотел бы, а не называть. Но кое о чем скажу. Сразу бросилось в глаза то, что в «Зените» многие не получают от тренировок удовольствия. Воспринимают их как неизбежные издержки профессии. «Надо тренироваться? Ну ладно, будем тренироваться» такой, знаете, подход. Тренировки надо любить, потому что они делают тебя лучше. Вот в Южной Корее все любили тренировки, поэтому мне там было очень легко работать.
Насколько вам мешает языковой барьер?
Пока мешает. Однако надеюсь, что нам удастся выработать взаимопонимание с переводчиком. С южнокорейским переводчиком у меня было полное взаимопонимание. Когда я повышал голос, переводчик тоже кричал, причем, кажется, с той же интонацией.
Вы известны как тренер, уделяющий особое внимание дисциплине не только на поле, но и в быту.
Я действительно считаю это крайне важным. Практика показывает, что человек, опаздывающий, скажем, к отъезду командного автобуса, опаздывает и в игре.
Еще говорят, что вы жесткий.
Я бы предпочел слово «прямой». Прямой и честный. Если я чем-то недоволен в игроке или вообще в ситуации я об этом всегда говорю.
А еще ваш футбол называют оборонительным. По крайней мере с точки зрения голландской тренерской школы, ориентированной на атаку.
Это ярлык, который мне приклеили голландские медиа. Совершенно беспредметно, если посмотреть на факты. Скажем, на протяжении моих четырех сезонов в ПСВ или 58 матчей в сборной Голландии эти команды забивали достаточно. Причем ярлык был приклеен одномоментно, под воздействием эмоций, когда на Евро-2004 мы проиграли чехам, ведя 2:0, а я по ходу матча заменил Роббена на Босвелта. Это действительно был странный матч, но я не понимаю и не принимаю той истерики, которую устроили потом в газетах и на ТВ.
Да-да, помню, тогда еще в ваш адрес прозвучали угрозы о физической расправе, вынудившие вас уйти из голландской сборной.
Угрозы это тоже миф. Но все остальное, в общем, было. Я не боюсь давления извне, но тогда творилось настоящее сумасшествие, от которого захотелось уехать куда подальше так я оказался в сборной ОАЭ, а потом и в Южной Корее. Претензии прессы ко мне как я осознал в какой-то момент не были связаны с игрой. Всем до смерти хотелось, чтобы сборной управлял молодой тренер ван Бастен или там Гуллит. Если бы это моя команда, а не Марко ван Бастена вылетела в первом раунде плей-офф чемпионата мира-2006, голландские газеты захлебнулись бы желчью.
Когда можно будет сказать, что «Зенит», который мы видим, это «Зенит» Адвоката?
Так можно говорить с моего первого дня в Петербурге. Я не собираюсь прятаться за спину предшественников или еще кого-то. Нынешний «Зенит» это уже моя команда. Но потребуется время, чтобы сделать ее более классной.
Что вы понимаете под классом? Какому футболу будете учить «Зенит»? Перейдет ли команда на это типичное голландское построение 4-3-3?
Чтобы играть 4-3-3, нужно иметь футболистов, делающих такую схему жизнеспособной. Сегодня в команде таких футболистов не хватает. Если говорить о векторе моих усилий, то мне хочется добиться оптимального сочетания организации игры и креативности.
Не могли бы вы привести какой-то пример, который позволил бы поотчетливее понять ваши представления о классном футболе? Скажем, с последнего чемпионата мира.
Сборная Аргентины. То, что она вылетела так рано, это во многом невезение.
В вашем списке желаемых покупок ведь были темнокожие футболисты?
Да. А почему вы спрашиваете?
Вам доводилось слышать фразу «В цветах «Зенита» нет черного»? Знаете ли о расистских настроениях части болельщиков?
Что-то такое слышал. Вскользь
А что, правда все так серьезно?
По крайней мере в «Зените» еще никогда не играли темнокожие.
Знаете, я бы не хотел отвечать на такой вопрос, не посовещавшись с клубным менеджментом. Не хотел бы сказать неосторожные вещи. Я четыре года работал в «Глазго Рейнджерс» и осознаю сложность проблем такого рода. Но, во всяком случае, никто из менеджмента не говорил мне, что игроков той или иной расы мы приглашать не должны.
Насколько вас воодушевляет или, может быть, стесняет тот факт, что вы появляетесь в России синхронно с еще одним голландцем Гусом Хиддинком?
Ну, это одно из свидетельств роста уровня футбола в стране
Вас неизбежно начнут сопоставлять друг с другом, оценивать в духе «лучше-хуже». Вы и Хиддинк сменяли друг друга в ПСВ, голландской и корейской сборных и, должно быть, от таких сравнений смертельно устали.
Мне они безразличны. А личные отношения у нас с Гусом хорошие, мы друзья.
Вы предпочли поселиться в отеле, а не в собственном доме. Почему?
Я приехал один, без жены, она будет в Петербурге наездами. Когда живешь в отеле, проще обустраивать быт.
Город посмотрели? Интересно узнать, какие он у вас вызвал эмоции.
Погулял немного по Невскому. К Исаакиевскому собору сходил. А вчера клуб устроил мне экскурсию по каналам. Эмоции? Знаете, вне работы я совершенно не эмоционален. Даже вчера, на каналах, не мог отделаться от мыслей о футболе. Анализировал состав
Да, вот что меня впечатлило: отсутствие англоязычных табличек с названиями улиц. Здесь ведь так много туристов, саммит был. Это, кстати, к вопросу о стереотипах и непонимании России европейцами, с которых мы начали разговор. Подскажите мэру, ведь это такой легкий способ улучшить впечатление иностранцев о городе.
Вы ни разу не упомянули про автобус, который во время вашего первого московского выезда с «Зенитом» приехал не в тот аэропорт.
Неприятная вышла история. Как я отреагировал? Спокойно. Только предложил, чтобы на всех последующих московских выездах нас в этом городе встречал собственный, зенитовский автобус. В клубе со мной согласились.
Считаете, это не было случайностью?
В Москве мои команды играли дважды первый раз это был «Глазго Рейнджерс», и проблемы с автобусом возникали оба раза. Случайность, не случайность
Знаете, я такой человек, который привык опираться на факты. А факты таковы.
ТАКЖЕ В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «PROСПОРТ» ЧИТАЙТЕ:
Весь мир на ладони
Главный положительный герой чемпионата мира и новая звезда «Реала» Фабио Каннаваро рассказывает о Кубке мира, своем теле, съемках в рекламе и о своем отношении к геям.
33 самые влиятельные персоны российского футбола
Короткий жаркий промежуток между чемпионатом мира и Лигой чемпионов это время, когда PROспорт публикует свой традиционный рейтинг список 33 самых влиятельных фигур отечественного футбола, который, как и русский алфавит, начинается с буквы А.
Утекай
Экс-звезда ватерпольной сборной России Мария Яина о злых рожах в бассейне, рваных купальниках, «Ламборгини», а также о том, почему она ушла из водного поло.
Краш-тест
Бывший партнер Уэйна Гретцки и четырехкратный обладатель Кубка Стэнли Майк Крушельницки рассказывает корреспонденту «PROспорт», как он оказался главным тренером подмосковного «Витязя».
Сделать ему больно
Как и куда ударили бы Матерацци Эдмундо, Винни Джонс, Франк Райкард, Майк Тайсон и Эрик Кантона.
«Нас просят удержаться в первой тройке»
Главный тренер «Спартака» из Нальчика Юрий Красножан о тайных законах премьер-лиги, еврокубках, везении и нальчикском газоне, который не обновлялся с 1961-го года.
Стадионные хиты
Пять самых увлекательных сюжетов чемпионата мира по легкой атлетике.
Тур в прошлое
Дневник Вячеслава Екимова, Дениса Меньшова и других русских участников «Тур де Франс».
ПЛЮС имидж Шакила О'Нила, досье на Амира Хана, гид Александра Анюкова и Робертаса Пошкуса по Самаре, колонки Василия Уткина и Станислава Гридасова, а также 10 мифов о женском футболе.
Комментарии