4 мин.

Аргументы и факты. Вячеслав Малафеев

Вячеслав Малафеев довольно редко говорит что-то конкретное о футболе, но иногда случается: «Трудно играть в тех матчах, где приходится сохранять концентрацию постоянно». Или вот: «Хорошо, когда команда не позволяет сопернику создавать острые моменты». Малафеев не очень любит оказываться главной фигурой матча, как вчера в Порту, ему больше по душе игра, проходящая вдали от его ворот – похоже, так ему куда проще делать свою работу.

Такое, конечно, свойственно далеко не всем вратарям. Большинство классных голкиперов как раз и славятся тем, что умеют сохранять концентрацию на протяжении всего матча вне зависимости от того, насколько часто атакует соперник. Некоторым так и вообще необходимо постоянно быть в тонусе, регулярно отбивая удары, – в частности, один из лучших голкиперов текущего сезона, незаметный герой Самары Сергей Веремко как раз-таки расцвел в условиях постоянной угрозы его воротам. А вот Вячеслав Малафеев, судя по всему, выходит на пик формы в тот момент, когда от него ждут не геройства, а нормального, будничного труда.

В сезоне-2009 соперники нанесли в створ ворот Малафеева 108 ударов, а он отбил 77,8% из них, проведя при этом 12 из 28 матчей на ноль. В следующем году в «Зенит» пришел Лучано Спаллетти, всерьез занялся укреплением обороны команды, и статистика Малафеева сразу улучшилась, даже несмотря на то, что он отыграл где-то две трети сезона. Из 59 ударов в створ Слава отбил 84,8% (просто-таки исключительный показатель для вратаря), а в 21 проведенном матче умудрился собрать 13 «сухарей» – больше, чем в предыдущем сезоне. В этом году по воротам «Зенита» опять били не слишком часто (123 удара в створ, меньше только у «Рубина» и «Спартака»), и Малафеев снова возглавил таблицу лучших вратарей премьер-лиги с лучшим коэффициентом непробиваемости.

Не стоит думать, что такая ситуация – чем реже бьют, тем меньше пропускает – свойственна всем вратарям. По воротам «Рубина» соперники наносят минимальное количество ударов вот уже четвертый сезон подряд, при этом Сергей Рыжиков был действительно хорош только в первые два года. Несмотря на то, что нападающие напрягают его не так часто, Рыжиков порой оказывается не готов отбить один из тех двух-трех ударов, что долетают до него (поэтому-то его и нет в таблице, его коэффициент – 71,6%). Малафеев, напротив, в таком случае начинает чувствовать уверенность в себе – и почти наверняка предотвратит все угрозы.

Любопытно, что самые запоминающиеся ляпы Вячеслава пришлись на наиболее нервные, беспокойные игры «Зенита», когда команда не вполне контролировала общий ход игры. Таким был гол Нахушева в суматошной ничье с «Сатурном», после которого вся страна узнала о том, что у Малафеева есть пресс-служба. Такими были ошибки во втором тайме матча с «Локомотивом» (гол Обинны, гол да Кошты), когда москвичи бросились отыгрываться с 0:2. Таким же, наверное, был дальнобойный штрафной Алекса Дель Пьеро в нервной дебютной игре «Зенита» в Лиге чемпионов.

В этом сезоне Малафеев записал себе в книжечку две впечатляющие сухии серии – в чемпионате России (607 минут) и в отборе на Евро-2012 (360 минут), став единственным голкипером квалификации, показавшим 100-процентную надежность (>10 сэйвов). Но его защитники тоже били рекорды. Бруну Алвеш выиграл умопомрачительный для премьер-лиги процент верховых единоборств (88,5%), а Нико Ломбертс преуспевал в отборе (83,3% удачных). В четырех матчах за сборную оборона дала македонцам, ирландцам, словакам и андоррцам пробить в створ ворот из пределов штрафной всего один раз; остальные 12 сэйвов Малафеев сделал после дальних ударов. При этом Василий Березуцкий оказался в числе лучших защитников квалификации по отборам и перехватам.

Все вышеперечисленные факты вовсе не говорят о том, что в слабой команде с дырявой защитой Вячеслав Малафеев тут же начнет играть во много раз хуже, чем прежде, но это вполне вероятно. Его лучшие качества – как и любого футболиста, как и любого, в конце концов, человека – проявляются в наиболее подходящей обстановке. В проигранном московском матче со словаками сборная России в типичном для нее неспешном и неопасном адвокатовском стиле контролировала ход матча, но пропустила единственный гол после ошибки Игоря Акинфеева. Возможно, Акинфеев действительно талантливее, стабильнее и сильнее Малафеева, но вот именно в той ситуации вероятность ошибки со стороны вратаря «Зенита», пожалуй, была ниже.

У Малафеева, конечно, есть свои неизменные сильные стороны – например, он точнее многих российских вратарей отдает передачи из штрафной на дальнее расстояние, ударом от ворот и выносом с рук. Точность дальних передач Малафеева в этом сезоне составила 78% (в сборной – 79%); в чемпионате он уступил только одноклубнику Жевнову, но тот сделал всего 34 паса. В каждом сезоне Малафеев постоянно доказывает, что он выдающимся образом делает рутинную работу, обретает уверенность параллельно с тем, как команда набирает ход, предпочитает стабильность геройству. Вчерашний матч в Португалии был исключением, но когда «Зенит» доберется до плей-офф Лиги чемпионов в следующий раз, Вячеслав Малафеев наверняка сыграет там еще лучше.

При подготовке материала использована статистика компании Opta Твиттер @OptaIvan о российском футболе