«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были...» Ондрей Непела
2 февраля 1989 года в г.Мангейме (ФРГ) ушел из жизни выдающийся (чехо)словацкий фигурист, олимпийский чемпион 1972 г. Ондрей Непела.
Я предлагаю вам прочесть свой перевод отрывка из книги многолетнего члена ИСУ Йозефа Дедича "Пируэты со всего света", где об Ондрее рассказывает его тренер Хильда Мудра.
"В 1979 г. перед рождественскими праздниками на соревнованиях в Жилине мы с Хильдой Мудрой сидели и предавались воспоминаниям. Хильда уже собиралась на пенсию, и ей оставался еще год работы в Югославии, где она помогала поднимать фигурное катание. Она была не в лучшем настроении, но когда мы вспомнили об Ондрее, который в то время еще выступал как ведущий солист ревю "Холидей он Айс", ее глаза заблестели.
"Знаешь, Пепик, - говорила она на своем венско-братиславском диалекте словацкого языка (Хильда Мудра родом из Вены – Л.М.), - с Ондрой я прожила самые трудные и самые прекрасные минуты своей жизни. Я начала учить его фигурному катанию в январе 58-го, а в феврале 59-го он выиграл чемпионат страны по третьему разряду и уже прыгал аксель.

С Каролом Дивиным на ОИ 1964 года
Он был таким "дитятей олимпиад": участвовал в трех из них, в 13 лет - в Олимпиаде в Инсбруке. Это были его первые международные соревнования. Он закончил их за пределами двадцатки. Тогда исполнялось шесть обязательных фигур. Он их сделал, и судьи опустились на колени, чтобы увидеть след от конька.
Но больше, чем его выступление - а в произвольной программе он всем понравился, - я помню о жалобах уборщицы в олимпийской деревне, что в номере, где спал Ондра, по всей вероятности кто-то ходит к девчатам и не ночует в деревне. Предметом подозрений была постель Ондрея, застеленная по-военному, куда Ондра каждый день, чтобы не нарушить порядка, влезал, как в мешок, а утром тем же путем из нее вылезал.
Другое развлечение он нашел с еще одним ребенком, стартующим в соревнованиях женщин. С Ханой Машковой в олимпийской деревне, в доме, похожем на небоскреб, они так долго катались на лифте, что лифт сломался".
В 1965 году Непела был восьмым на ЧЕ в Москве и уж тогда включил в произвольную программу превосходный тройной сальхов и немного недокрученный тройной риттбергер. В 66-м на первенстве Европы в Братиславе Ондра завоевал бронзовую медаль. Наступила эра бронзовых медалей - всего их было три на ЧЕ.

С Ханой Машковой по прилете с ЧЕ 1968 г. из Вестероса (Швеция)
Проивольная программа на ЧМ 1968 года
Вторая олимпиада застигла Ондрея не в лучшей форме. Идет 1968 год, и участников олимпиады принимает французский Гренобль. Но уже в 1969 г. он побеждает на ЧЕ в Гармиш-Партенкирхене, а на ЧМ в Колорадо-Спрингс становится вторым за американцем Вудом. Пять раз - до 1973 г. - он становится чемпионом Европы, а в 1971 г. в Лионе выигрывает у Пера ЧМ.

С Сергеем Четверухиным, Хильдой Мудрой и Станиславом Жуком после победы на ЧМ 1971 г. в Лионе (Франция)
С чемпионатов мира он трижды привозил золотые медали. В 1972 г. он стал первым чехословацким олимпийским чемпионом. Хильда вспоминает о затупившихся коньках, не выдержавших ежедневных, в течение трех недель, тренировок, и о том, как их взялся точить не слишком квалифицированный точильщик, а Ондра на следующий день не мог кататься, но как потом все удалось исправить.

На олимпийском пьедестале вместе с Сергеем Четверухиным и Патриком Пера (Франция)
Как после церемонии награждения и антидопинговой проверки, уже после полуночи, она искала Ондрея по всему погрузившемуся во тьму стадиону и нашла его лежащим на льду, где он пытался разглядеть след от двойного лутца и тройного сальхова, которые помогли ему победить. Это были минуты одновременно замечательные и грустные, потому что оба знали, что это была их последняя совместная Олимпиада, памятная также тем, что от английского арбитра Молли Филипс Ондрей получил самую высокую в жизни оценку: 5.0 за параграф с тройками назад.

С Карен Магнуссен (Канада) во время ОИ в Саппоро
Из Саппоро Ондрей с Хильдой уезжали в Канаду. Сначала в Ванкувер, где он жил у Карен Магнуссен, лучшей после Барбары Энн Скотт канадской фигуристки всех времен. После недели тренировок все вместе они уехали в Калгари. После турне с показательными выступлениями по американскому континенту Ондрей с Хильдой вернулись в Прагу.
Олимпийского чемпиона и неоднократного чемпиона мира в Пражском Граде принимает президент республики Г. Гусак. Пьедестал почета и гимн Чехословакии на олимпийском стадионе Макоманаи и минуты у президента для Ондры и Хильды незабываемы.
Такое не повторяется. У первого чехословацкого олимпийского чемпиона на глаза наворачиваются слезы. Через час после приема в Пражском Граде Ондрей Непела кладет огромный букет роз, полученный от президента, на гроб своей подруги, с которой в Инсбруке сломал лифт, но с которой они неоднократно стояли на пьедесталах почета. Ондрей плачет, потому что он любил Хану Машкову, как сестру.

С Джанет Линн (США). 1972 год
Джанет Линн просит Ондру, чтобы он не вешал коньки на гвоздь и приехал в Нью-Джерси, где организованы показательные выступления лучших фигуристов мира для больных детей. Ондрей катается легко, словно сбросив с плеч груз, и имеет большой успех.
После возвращения в Братиславу и нескольких недель отдыха я привожу с заседания оргкомитета ИСУ известие о том, что ЧМ 1973 г. будет проходить в Братиславе. Конечно, все думают о том, что было бы замечательно, если бы Непела мог там стартовать. Ондра и Хильда отказываются: все играет против них. Число обязательных фигур, в которых Ондрей непревзойденный мастер, снижается до трех, к соревнованиям добавляется короткая программа. Только те, кто кое-что знает о психике спортсмена, заканчивающего свою спортивную карьеру, когда он уже перевалил за предел своих сил, решившего после пятнадцати лет работы на льду уйти, - только они знают, что заставить спортсмена изменить это решение практически невозможно. И тем не менее...
Еще год тяжелого труда. Выигран ЧЕ в Кельне, предшествующий братиславскому ЧМ. Стадион набит под завязку. Первые звуки музыки, и Ондра начинает свой последний спортивный бой. Он катается безошибочно. Его блестящий тройной сальхов и в этот раз помогает ему победить.

ЧМ 1973 года
На этот раз он и в самом деле в последний раз становится чемпионом мира в своем родном городе. А тетя Хильда, которая пестовала его пятнадцать лет, будила его по утрам и отвозила на стадион, выбирала для него костюмы и контролировала его учебу, плачет. От радости и от грусти".

После проката произвольной программы с тренером Хильдой Мудрой. ЧМ 1973 года
(J. Dědič, "Světové piruety", Olympia, Praha, 1981).
Болельщики еще не отошли от стокгольмских переживаний и не особенно радуются таким редким снимкам, где Непела с Джанет Линн и Карен Магнуссен.
А Четверухин, как всегда,- сама элегантность.
Красивый мужской пьедестал был в Саппоро.
Спасибо за трогательную страничку.