Шахматы – главный киберспорт мира уже сейчас?
Киберспорт давно ушел из андеграунда, но многие еще относятся к нему скептически. Часто звучит и вопрос: а спорт ли это вообще?
Но даже если вы сомневаетесь (или просто не следите за компьютерными играми), наверняка назовете несколько киберспортсменов. Достаточно вспомнить хотя бы... Магнуса Карлсена.
Да, шахматы теперь тоже киберспорт. Их интеграция – это историческая веха, к которой все шло. Почему же они так подходят друг другу?

Компьютерные шахматы на подъеме: Кубок мира по киберспорту, контракты с гроссмейстерами
Возьмем Магнуса. Еще в 2020-м Forbes назвал шахматиста самым высокооплачиваемым киберспортсменом (да, именно в такой категории). За тот год экс-чемпион мира заработал $510 тысяч призовых в онлайне. Позади – дотеры и все остальные.
Придраться сложно. Карлсен часто играет в сетевых турнирах – и, в принципе, этого достаточно, чтобы считать его киберспортсменом. Тем более сейчас норвежец отошел от классических шахмат к блиц-форматам, популярным у стримеров.
«Шахматы уже значительно развились, став более цифровыми, и в них есть много элементов киберспорта, – заметил Магнус в 2024-м. – Считаю, что шахматы на киберспортивной арене – это захватывающая перспектива.
Вы играете в шахматы онлайн – этот компонент в них уже имеется – но нам нужна другая обстановка с более громкой аудиторией и лучшей презентацией. Все ведущие игроки согласны, что быстрые шахматы интереснее и веселее».
В 2025-м Карлсен подписал контракт с киберспортивной командой Team Liquid. И вот неполный список трансферов за этот год: Фабиано Каруана, Рамешбабу Прагнанандха (оба – тоже Team Liquid), Ян Непомнящий (Aurora Gaming), Дин Лижэнь (LGD), Хикару Накамура (Team Falcons), Володар Мурзин (AG Global Esports), Даниил Дубов, Владислав Артемьев (оба – Team Spirit), Уэсли Со и Нодирбек Абдусатторов (оба – NAVI).
Все они – игроки топ-уровня.

Сейчас одновременный онлайн на Chess.com насчитывает 200-300 тысяч игроков – с такими цифрами шахматы уверенно вошли бы в топ-5 на платформе Steam (родной для Dota 2 и Counter-Strike). Хотя недавно казалось, что это совсем разные вселенные, притом что условную Dota сравнивали с шахматами всегда.
Гроссмейстеры массово пересели за компы в разгар ковида. И если в футболе и других видах пришлось отменять много соревнований, то шахматы пострадали из-за пандемии меньше, чем весь классический спорт: международная федерация (ФИДЕ) провела онлайн-олимпиады в 2020 и 2021 годах.
На Twitch – популярной стримерской площадке – средняя аудитория шахмат выросла примерно в 10 раз, а пиковое число просмотров в моменте достигало 370 тысяч. Столь явных скачков не было, например, у League of Legends, Dota 2, Counter-Strike, Fortnite – киберспортивных игр, которые входят в июньский топ-10 сервиса.

С 2025-го шахматы входят в программу Esports World Cup (Кубка мира по киберспорту). Совсем скоро – с 29 июля по 1 августа – гроссы разыграют $1,5-миллионный призовой фонд в Эр-Рияде, пока напротив будут рубиться дотеры и каэсеры.
«Рад видеть, что шахматы присоединяются к крупнейшим в мире играм на Esports World Cup, – радуется Карлсен. – Это партнерство – невероятная возможность развивать игру, знакомя с шахматами новую аудиторию и вдохновляя следующее поколение игроков. Быть частью киберспортивной семьи – потрясающая возможность для шахмат расширить охват среди огромной группы поклонников киберспорта».
Шахматы стремятся к Олимпийским играм. Зайдут туда как киберспорт?
Для олимпийских видов, где доминирует физика, шахматы и киберспорт выглядят изгоями. Ведь их часто называют чем угодно, но не спортом: соперничество, игра, искусство – и всегда как-то ни туда ни сюда.
Стереотип о шахматах и играх как о занятии для гиков уже рушится, но по-прежнему устойчив. Это усложняет путь к Олимпиаде, где весь спорт связан с физической активностью (пожалуй, отсюда чуть выпадает только керлинг, который даже называют «шахматами на льду») и имеет широкое признание.
«Начиная с пандемии очень много турниров проводится онлайн. Большой сегмент уже переехал в интернет, и это логичный новый шаг, – считает лучший российский гроссмейстер (и в свободное время дотер) Ян Непомнящий. – Не получается у нас полноценно влиться в олимпийскую семью. Будет киберспортивная семья – может быть, там нам будут рады».

Но на самом деле олимпийские перспективы есть, и довольно серьезные. Глава ФИДЕ Аркадий Дворкович надеется, что шахматы войдут в показательную программу уже на летних Играх-2028 в Лос-Анджелесе.
И это не пустые надежды, ведь ФИДЕ официально признана Международным олимпийским комитетом (МОК) – а такого статуса, кстати, нет ни у одной киберспортивной организации. Хотя в киберкомьюнити давно спорят: нужны ли им вообще Олимпийские игры и лишние регуляторы для своей деятельности.
Отдельные игры уже участвовали в выставочных олимпийских форматах: например, в 2023-м МОК провел в Сингапуре Олимпийскую киберспортивную неделю. В программу входили шахматы (версия Chess.com), Fortnite, Gran Turismo, Rocket League, Street Fighter 6 и не только.
Да, виртуальные шахматы сильно уступают в аудитории самым топовым играм, но есть и весомое преимущество. Шахматы заходят в киберспорт как дисциплина, устоявшаяся культурно и исторически. А именно такие, проверенные временем, и становятся олимпийскими видами.
Другие же компьютерные игры быстро сменяют друг друга, и их жизненный цикл не всегда достигает цикла олимпийского. Сразу возникает вопрос: если киберспорт и будет представлен на Олимпиаде, то кем именно?

Другая спорная тема – проблема насилия. Привычные Dota, CS, Call of Duty так или иначе изображают убийства в прямой форме, а это слегка веет эпохой, когда на Олимпиадах разыгрывали медали в стрельбе по голубям. Даже с оговоркой, что реальное насилие, конечно, отличается от имитации.
«Что касается киберспорта, это довольно дискуссионный вопрос, – говорил в 2020-м Станислав Поздняков, на тот момент глава Олимпийского комитета России (ОКР). – Если говорить об играх, которые имитируют, создают симуляции движения на велосипеде или бега, то, наверное, в какой-то момент можно поднять вопрос целесообразности включения такой дисциплины в программу Олимпиады.
Но те игры, которые связаны с убийствами и насилием, противоречат самому духу олимпизма. Поэтому – при всей своей популярности среди молодежи – они вряд ли имеют шансы стать частью олимпийского движения».
Конечно, можно сказать, что и в шахматах «король бьет пешку» или «съедает лошадей», но любое насилие здесь носит скорее образный характер.
Как бы то ни было, МОК не смог игнорировать тренды и анонсировал первые Олимпийские киберспортивные игры. Их проведут в 2027-м в Эр-Рияде – там же, где и предстоящий Кубок мира. Программа «киберолимпиады» не объявлена, но все идет к тому, что шахматы там окажутся.
И вот важное заявление от МОК:
«Партнерство МОК с Esports World Cup Foundation (EWCF) направлено на достижение долгосрочного эффекта, на преодоление разрыва между киберспортом и традиционными видами спорта».
Томас Бах в конце президентского срока в МОК назвал проект историческим.

Пока все это напоминает более продвинутую версию масштабных World Cyber Games, которые когда-то считались аналогом ОИ для киберспорта. А проводились, кстати, при поддержке Samsung – многолетнего партнера МОК.
«Мы бы хотели стать олимпийским видом, – признается Дворкович. – Например, на Играх могли бы быть рапид и блиц. Но совершенно точно, это не повлияет на существование шахматной Олимпиады. Впрочем, это дело не ближайшего времени, а в какой-то перспективе.
У шахмат шансов больше на включение в программу Олимпийских игр, если они пройдут в одной из стран, где шахматы являются национальным спортом. Так что надеюсь, однажды Олимпиада пройдет в Индии».
К тому же вспомним, что Индия и Китай – страны с миллиардным населением, а последние два чемпиона мира по шахматам – как раз оттуда. И Россия два года назад своевременно перешла в Азиатскую шахматную федерацию.
У нас, по данным Минспорта, шахматы занимают 9-е место среди самых массовых видов спорта в 2024 году. Это 1,1 млн занимающихся, первым в списке идет футбол – 3,5 млн.
Шансы укрепиться в статусе киберспортивной державы – именно в королевской игре – очень серьезные.
Кибершахматы отличаются от классики. Есть даже свой «шутер»
«Есть веские аргументы в пользу включения киберспорта в Олимпийские игры, – утверждал известный геймдизайнер Роб Пардо в 2014-м. – Думаю, если взглянуть на киберспорт, то здесь необходим скилл при высокой конкуренции. Вы видите профессиональных геймеров, их молниеносные рефлексы – им приходится принимать очень быстрые решения на лету.
Если посчитать их количество действий в минуту, выйдет более 300. Здесь уже заходит речь о том, как вы определяете спорт. Если вы хотите определять его как что-то, требующее больших физических усилий, тогда трудно утверждать, что видеоигры должны быть спортом. Но в то же время я смотрю на виды, уже включенные в Олимпиаду, и начинаю сомневаться в таком определении».

Жанры игр разнообразны – от медленных пошаговых стратегий и ККИ (цифровых коллекционных карточных игр) до спортсимуляторов и динамичных шутеров, где важны моторика и владение мышкой.
Причем тот, кто хорош в компьютерных шахматах, наверняка будет хорош и за доской. В других симуляторах (типа FIFA) игроки вряд ли научатся играть в настоящий футбол.
Но и виды шахмат специфичны – есть длинные партии в классику, а есть, например, «пуля» (по минуте у каждого). Настолько быстрая, что реально напоминает перестрелку между игроками.
На Кубке мира у кибершахмат тоже интересный формат – рапид по 10 минут вообще без добавления времени, все ради зрелищности.
Еще шахматы и киберспорт объединяет абсолютно идентичная проблема с «допингом» – это читерство. И если в классическом спорте обыграть допингиста еще можно, то превзойти читера может только другой читер.
Из главных отличий: иное видение доски, отсутствие невозможных ходов, своя мышечно-двигательная специфика.
«К сожалению, те шахматы, которые мы видели в 2020 году, – в них был огромный элемент киберспорта, именно в онлайне, – рассказал чемпион мира по рапиду и блицу Сергей Карякин в интервью Алексею Пивоварову* (признан иноагентом в РФ). – У меня мышка вроде бы и геймерская, но все равно она отстает от других [мышек], более продвинутых в этом плане. Поэтому я вот не могу так играть. И я вижу, что шахматы превратили в киберспорт, а не в состязание умов, и мне горько из-за этого».

Владимир Крамник считает, что скилл во владении мышкой проявляется как раз в «пуле».
«Нет ни одного мирового топа, кто плохо бы играл онлайн и хорошо за доской. Если человек играет сильно за доской, то он играет примерно одинаково сильно везде. Конечно, могут быть нюансы, люди – не роботы.
Но я общался со многими топ-шахматистами – и все уверены, что принципиальной разницы в игре онлайн и за доской быть не может. Я имею в виду, конечно, партии блиц по три минуты, при игре по минуте действительно есть специфика. Там нужно уметь быстро шевелить мышкой».
В целом, при всех нюансах [био]механики, у шахмат достаточно низкий порог вхождения. Нет проблем с онлайном, много бесплатных площадок, а найти соперника по своему уровню можно в любой момент.
Вдобавок шахматы могут решить необычную проблему, с которой недавно столкнулись организаторы соревнований в нашей стране – это авторские права.
Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит недавно подсветил интересный кейс: финская компания Supercell после 2022-го запретила им использовать свою игру Clash Royale на турнирах.

«Да, получилось много сложностей, – рассказывает Смит. – Но самый болезненный удар нанесла финская компания Supercell. К тому моменту у нас много лет проводились соревнования по игре Clash Royale. Эта компания после начала СВО отправила нам письмо, в котором запретила использовать их игру в дальнейшем. Им было все равно, что мы проводили много лет соревнования по этой игре, что есть спортсмены, которые хотят и показывают результат.
Это сподвигло нас запустить некоторые процедуры переосмысления, в частности, по Конституции РФ каждый спортсмен имеет право заниматься спортом, он должен быть общедоступным, то есть киберспортсмен тоже должен продолжать заниматься.
Мы с Госдумой и нашим профильным комитетом обсуждали, что очень важно донести мысль: на момент официального соревнования компьютерная игра должна быть переквалифицирована из частной интеллектуальной собственности в формат спортивного инвентаря. Мы готовы платить за использование этого инвентаря, но мы считаем, что права запретить быть не должно».
В нашей стране киберспорт признан официально. Есть дисциплины, включенные во Всероссийский реестр видов спорта: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный симулятор, стратегия в реальном времени, тактический трехмерный бой, технический симулятор, файтинг. В отдельный список вынесены Dota 2, Counter-Strike, тот же Clash Royale и в общей сложности более 30 игр.
В России киберспорт прижился, шахматы тоже. А приживутся ли они вместе в одной семье?
«Могу с друзьями Доту посмотреть». Дубов – теперь в Spirit: интервью о киберспорте и шахматах
* – Алексей Пивоваров признан иностранным агентом в России
В тексте использованы материалы ТАСС, «Советский спорт»
Фото: IMAGO/Malte Ossowski/Sven Simon, Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press; Gettyimages/Yong Teck Lim, Charlie Crowhurst; ; РИА Новости/Константин Михальчевский, Нина Зотина/Фотохост-агентство РИА Новости; IOC/Greg Martin; instagram.com/magnus_carlsen; teamliquid.com;
Но если не хотите прослыть умственно отсталым, то лучше такое не говорить.
А вот в Доте 2 и Контр-страйке насилие, конечно же, носит не образный, а вполне реальный характер.