6 мин.

Дастин Порье – это московский «Спартак». Иначе за что вы его так любите?

Важный вопрос на прощание.

36-летний Дастин Порье завершил карьеру, проведя в ММА 40 боев, наколотив 30 побед и задержавшись в UFC на 15 лет. Среди тех, кто так и не стал полноценным чемпионом UFC, он, вероятно, один из самых популярных бойцов в России.

***

Некоторым бойцам, чтобы полюбиться российской аудитории, действительно не нужно ни титула, ни невероятной серии побед, ни авторства под историческим достижением. Мне случалось задавать вопрос Робби Лоулеру, знает ли он, что в ВК есть 46 аккаунтов, подписанных «Робби Лоулер». Если бы повезло поговорить с Карлосом Кондитом, спросил бы, знает ли он, как много россиян ставят его фото на аватар в соцсетях.

Нейт Диаз? Ну он хотя бы может аппетитно раскуриться на открытой тренировке или перед триатлонным заездом. Среди моих, а, возможно, и ваших знакомых, есть те, кто любит Тая Туивасу, Кевина Холланда и даже Тони Фергюсона. И если вам случалось разговаривать про ММА с разными людьми, то вы точно слышали, как некоторые восхищаются Дастином Порье. Я тоже слышал это много раз и никогда не понимал – почему!?

Несколько турниров, где он дрался, я точно видел в прямом эфире. Попадал даже на тот, где был первый бой с Максом Холлоуэем (вот доказательство), но впервые хорошо запомнил Порье, когда он приговорил Джастина Гейджи в апреле-2018. Определение, которое тогда хорошо подходило Порье, хорошо подходит ему и в 2025-м: лучший боксер среди тех, кто не боксер. Потом Порье стал соперником Хабиба, и тогда о нем узнали настолько много, насколько это вообще возможно сделать из России.

В Америке с Порье часто тренировались Александр Шаблий и Арман Царукян. Оба делились примерно одними и теми же впечатлениями: дисциплинированный, умеет бить с рук, но не очень хорошо борется и не очень сильно прогрессирует в борьбе.

Когда Порье подписал контракт на бой с Нурмагомедовым, я плотно присмотрелся к его биографии и команде. Есть забытый документальный фильм Fightville. По какой-то причине он посвящен индустрии ММА в… Луизиане. Достаточно посмотреть его один раз, чтобы понять, что стартовый капитал Порье был примерно таким же, как у (вас шокирует это сравнение) Андрея Пуляева. Это средневес, которому пока очень трудно закрепиться в UFC.

Отдаленный регион (Забайкалье – у Андрея, Луизиана – у Дастина), дворовое детство, абсолютно заурядная секция на старте. Порье занялся джиу-джитсу, но совмещал это с хаотичными заработками вроде сбора ягод и алюминия и приводами в полицию. Можно сколько угодно восхищаться историями, как спорт спас кого-то от тюрьмы, но все эти истории живы лишь потому, что ММА пока еще не стал высококонкурентным видом спорта, как футбол или хоккей. Можно ли себе представить, чтобы главный конкурент Роналду или Холланда рассказывал, как всерьез увлекся футболом в 20?

Никто не знает, после какого именно боя Порье стали считать главным боксером легкого дивизиона. На руках он прибивал тех, кто, как и он, осваивали ударную технику, придя в ММА из борьбы. Но Порье тренировался с профессиональным боксером Даей Дэвисом (26-4-1). И делал это эффектно. В боях за локальные титулы Дэвис проигрывал Джеймсу Ди Гэйлу и Сакио Бике. Но закрепился в углу и в команде и стал оттачивать руки будущей звезды легкого дивизиона.

Перед боем с Хабибом Порье тренировался с огромным тренером по ОФП Филом Дару. Его тренировки на кондиции в коротких роликах Дару выглядели невероятно эффектно, но, когда случилось разобрать их со специалистом, вскрылась важнейшая теория о подготовке к боям: любые кондиции ты можешь расплескать, если нет техники и не чувствуешь темп боя.

Без сомнения, Порье мог сколько угодно поднимать штанги и крутить байк под «Go… go… go…», но коллеги Фила Дару из России считали, что в ММА тебя может заставить устать любой атлет, который знает, как расходовать силы в стойке и экономично бороться.

В Абу-Даби перед UFC 242 мы немного пообщались. Лучшей иллюстрации для словосочетания «противоречивые впечатления» я не встречал. В отличие от Нурмагомедова, Порье все-таки пришел на пресс-конференцию, но смотрел сквозь собеседников. Был измучен то ли обезвоживанием, то ли вопросами «что для тебя значит драться в Абу-Даби?» Я попросил его назвать трех лучших бойцов из России, кроме Федора и Хабиба. Ответ был таким: «Федор [долгая пауза], Хабиб [еще пауза]… и я затрудняюсь назвать третьего». Стало понятно, что его ждет тяжелый вечер.

Проиграв Хабибу, Порье залетел в самый выгодный финансовый проект 2020-2025 годов. И речь не о производстве соусов или виски. Ему предстояло два раза подраться с Конором Макгрегором, который решил, что он пронюхал что-то важное в стойке (каждый сам решит, как это истолковать). Перед первым боем в Порье не верили профессиональные бойцы. Те люди, на кого журналистам указывают, говоря об экспертизе. Александр Шлеменко считал, что стойка Макгрегора лучше, а Омари Ахмедов, тренировавшийся с Порье в АТТ, говорил, что 50/50 – комплимент.

Мне тогда казалось, что ставить на Конора безумие, но только потому, что Конора уже совершенно не интересовали бои. Итог – Макгрегор все равно был неплох на старте первого поединка, но пропустил и обмяк. Если в бою с Гейджи можно было увидеть образ Порье (лучший ударник среди борцов), бои с Конором вычертили его главное качество: он мог сильно ударить в ответ на тяжелый пропущенный. Порье сделал это и сегодня, когда дрался с Холлоуэем.

После боя с Хабибом рекорд Порье в UFC – 5-4. В некоторой степени это отражает положение дел в дивизионе: Махачев и Нурмагомедов подняли уровень до пика, а остальные остались в коридоре, где выиграть мог любой у любого.

Объяснений для любви людей к Порье есть ровно два. Первое – для российской аудитории он подтверждал мировой уровень Хабиба Нурмагомедова и Ислама Махачева, потому что был идеальным олицетворением американской школы ММА. Когда Махачев побеждает Царукяна, у нас ведь нет никакой уверенности, что это международный уровень.

А вот Дастин Порье – американская школа в чистом виде. Он американец, каким американец должен быть в любом спортивном фильме. Красивая рубашка, тренировки во Флориде, правильное вложение заработанных денег, благотворительность, фото с женой и ребенком в соцсетях. Это тот самый соперник, за которым так интересно следить, что ты даже находишь причины его полюбить.

Второе – Порье это ваш любимый футбольный клуб. Только в ММА. Как болеть за «Спартак» или «Манчестер Юнайтед». Просто в индивидуальных видах спорта это чуть непривычнее. В футболе за 10 лет может смениться состав, амбиции команды могут стать не такими, как раньше, может уйти или прийти титульный спонсор.

А ты все равно продолжаешь болеть за этот ромбик на груди. За красного чертика, за необычный желто-сине-гранатовый значок. Даже если живешь в Кемерово, Нальчике или Павлодаре. По каким-то необъяснимым причинам, почти на уровне биохимии, тебе просто нравится, как эта команда играет. Точно так же людям необъяснимо нравилось, как дерется Дастин Порье.

Возможно, у вас есть еще одна причина любить Порье. Кажется, лучшего дня, чтобы ей поделиться, уже не будет. Расскажите.

Порье попрощался с UFC: устроил рубку с Холлоуэем и чуть не отключился на глазах семьи

Фото: Jeff Brown/ZUMAPRESS.com/Global Look Press; Gettyimages.ru/Francois Nel, Jonathan Bachman; East News/AP Photo/Ella Hall