13 мин.

«Вся сборная нуждалась в шоковой терапии». Чего российские журналисты ждут от биатлонного сезона?

Перед стартом зимнего сезона Sports.ru по традиции (которой уже 4 года) проводит опрос российских журналистов, регулярно пишущих/говорящих о биатлоне. За два месяца до Олимпиады в Сочи мы не настаивали на медальном прогнозе, а спросили кое-что другое. И получили совершенно разные, но интересные ответы.

1. На Олимпиаде-2010 в Ванкувере золото выиграл Евгений Устюгов, хотя его мало кто считал фаворитом. Есть ли сейчас джокер в сборной России, который может удивить в Сочи?

2. Перед сезоном женская сборная была разделена на две группы – Пихлера и Королькевича, старшим тренером вернулся Селифонов. У мужчин сформировалась альтернативная группа Польховского с титулованными ветеранами и Шипулиным. Поддерживаете ли вы такой «групповой» вариант? Не считаете ли вы его слишком рискованным в олимпийском сезоне?

3. Уйдет ли, на ваш взгляд, Михаил Прохоров из биатлона в 2014-м, даже если сборная России выиграет два золота в Сочи? Каких перемен вы ждете после Игр?

Евгений Дзичковский, «Спорт-Экспресс»

1. Как раз с того самого 2010 года в нас и поселилась вера в джокера. Которая сама по себе – дело хорошее. Однако верить все-таки лучше планово. Видишь что-то реальное – и веришь. А мы не видим – и верим. На трех подряд чемпионатах мира ноль золотых медалей, но джокера по-прежнему ждем.

О’кей, давайте ждать. И пусть он явится из ниоткуда, поскольку внезапных претендентов на выстрел из-за угла в сборной России не просматривается. Шипулин ведь не будет считаться джокером, если выиграет? Вот и я о том же.

2. По мужчинам вопросов меньше. В нашей стране, где большой спорт кормит людей до гробовой доски, ветеранов не выбросишь на свалку. Да и шанс они заслужили.

У женщин, как всегда, много нелогичного. Обиженные по результатам отбора будут точно. Ясно и другое: даже если одна из тренерских групп провалила подготовку, спортсменок оттуда в сборную придется включать. И там, и там есть леди с регалиями. Отказать им в стартах – значит, сильно рискнуть в спортивном плане и к тому же признать ошибочным принцип деления. А на признание собственных ошибок мы как-то не горазды. Видимо, генетически.

Ну и еще один момент: ответственность. Она все время будет дрейфовать от СБР к Минспорта, от Пихлера к Королькевичу и обратно. Разве что Селифонов и Барнашов останутся над схваткой. Первый, хоть и главный, больше курировал, второй – патронировал. У компромиссной оргштатной схемы автор коллективный. Как бы понять, кто на этом фестивале самый основной?

Перечитаем Жванецкого. «Фраза: «Я вами руководил, я отвечу за все» – прямо колом в горле стоит. А такая: «Мне не дорого мое место, дорого наше дело» – получается только по частям».

3. Будет два золота – глава СБР не уйдет. И это разумно: два первых места – показатель успешный. Что касается ожиданий и перемен, то мои несбыточны. Государство еще долго не оставит в покое профессиональный спорт. Словно не понимая: рано или поздно ему, государству, все равно придется это сделать.

Илья Трифанов, «Россия 2»

1. Если взглянуть на состав, скажем, мужской сборной, прикинуть «шестерку» олимпийцев, то такой джокер найдется, причем не так сложно сейчас назвать его фамилию. Я ее указывать не буду, а только пожелаю этому «соколу» удачного полета.

2. «Групповой» вариант изначально был только у девушек, и он здесь скорее оправданный, чем рискованный. У мужчин же в альтернативной группе Польховского оказались лишь те, кто в сборную не попал, поэтому здесь ни о каком обдуманном риске говорить нельзя. Так получилось, что эта группа оказалось на летнем чемпионате конкурентоспособной, поэтому и получила статус сборной «Б». И этот факт, кстати, наталкивает на мысль, что готовить несколько групп вполне разумно.

3. Думаю, что Прохоров уйдет независимо от результата. Останется ли созданная им команда? Возможно. А чего мы ждем? Золотых медалей пока ждем, и забегать вперед не хочется.

Александр Логинов – тот самый джокер, от которого ждут чуда в Сочи

Евгений Слюсаренко, «Ведомости. Пятница»

1. У нас вся мужская сборная – сплошные джокеры. Это и проблема, и возможность. Устюгов, Малышко, Шипулин, Логинов, Гараничев – ни в одном мы не можем быть уверены, как в потенциальном медалисте Игр. Но в теории каждый из них способен выиграть любую олимпийскую гонку. По крайней мере, я этому не удивлюсь. У женщин каждый призер в личных гонках, кроме Зайцевой, будет счастливой игрой случая.

2. Не поддерживаю. Это просто попытка распылить ответственность и никому ни за что не отвечать. Если бы такая конфигурация была предложена хотя бы после первого послеолимпийского сезона (а еще лучше – сразу после Ванкувера), то тогда можно было бы говорить о попытке найти оптимальный тренерский вариант. Сейчас такая сборная-солянка говорит просто о растерянности менеджмента СБР и желании подстраховаться в случае неудачи. Впрочем, хуже, чем в эти три сезона, все равно не будет.

3. Я думаю, если в Сочи будут обещанные 2 золота (хотя почему два? это топтание на месте в сравнении с Ванкувером; я прекрасно помню, что еще пару лет назад тот же Прохоров говорил о трех победах), то президент СБР красиво сложит свои полномочия.

Нужны ли перемены? Тут патовая ситуация. Не могу сказать, что я вот знаю человека или группу товарищей, при которых росбиатлон будет гарантированно развиваться лучше. Я уважаю и в чем-то даже люблю Тихонова, но его возвращение станет несмешным анекдотом.

Дмитрий Губерниев, «Россия 2»

1. Джокеры есть, но их фамилии слишком известны, чтобы я их называл.

2. На этот вопрос мы сможем ответить после последней гонки в Сочи. Какой смысл сейчас что-то говорить? Если сборная тренируется так, как она тренируется – значит, решение было скорее правильным и выстраданным. Но окончательный ответ мы получим после Игр.

3. У меня всегда масса вопросов к Михаилу Прохорову и как к политику, и как к бизнесмену, и как к руководителю российского биатлона. Надеюсь, что я продолжу задавать ему эти вопросы и после 2014 года, а он останется на посту руководителя СБР. Сейчас сложно говорить о переменах. Идет очень серьезная работа, оценивать все будем после Сочи.

Олимпийский стадион «Лаура», где в феврале 2014-го все будут ждать российского гимна

Павел Копачев, Sports.ru

1. Больше беспокоит не наличие условного джокера (пусть ими будут списанные Черезов и Юрьева), а то, в какой форме Россия подойдет к Играм. В последние годы наши биатлонисты часто «зажигали» на этапах Кубка мира, но приезжали на ЧМ.... И то лыжи не ехали, то пальцы замерзали, то нервы сдавали. Со стороны все это выглядело и больно, и смешно, и курьезно. Задача №1 для тренеров – выбрать сильнейший состав и привезти его в Сочи готовым как никогда. При всех проблемах, которые есть в росбиатлоне, за 4-5 медалей наша команда должна (просто обязана) бороться. Особенно в эстафетах, где за 3 года ошибок было больше, чем за 30 лет.

2. Попробовав разные варианты и пытаясь угодить Минспорта, СБР нашел компромиссный вариант. К чему он приведет – не знаю, но мне он не близок. Слишком много посредников, коммуникаторов и советников. Пожалуй, единственный плюс – все (даже Чудов и Максимов) получили шанс подготовиться к Играм.

3. Как бы не критиковали Прохорова и Кущенко, они попытались (вместе с Паком) построить систему. Да, было много ошибок, личного вмешательства, невзрачные результаты... Но уйти после Игр – всей командой – это слишком просто. В биатлоне достаточно открытых возможностей, чтобы сделать его еще более привлекательным и, наконец, начать зарабатывать.

Наталия Калинина, PROспорт

1. Сейчас мы гораздо глубже знаем резерв – и не только по фамилиям, но и по возможностям, так что безвестные джокеры маловероятны. По сравнению с ситуацией перед Ванкувером, у нас теперь почти в два раза больше биатлонистов. Не будет формы, не будет настроения, погоды или удачи – дело другое, но потенциально они на результат готовы.

Главный вопрос, кто лучше других справится с собственными нервами и чужими накачиваниями. В Ванкувере победил тот, кому меньше всего перепало от допингового скандала 2008-го. По случаю домашней Олимпиады и завышенных ожиданий нервничают все. Кто меньше – опытнейший Черезов, пробивающийся после травмы в основу, или юный Логинов, который, хочется верить, еще не поймал вирус звездной болезни? А, может, тот же Устюгов, который за олимпийский цикл успел и потерять мотивацию, и вернуть ее.

2. Большого риска в раздробленной системе подготовки я не вижу. Скорее наоборот – не сработает одна методика, даст результат другая. Спортсмены же все примерно одного, достаточно высокого уровня и, кажется, им комфортнее тренироваться небольшими группами. Единственный минус – умопомрачительная дороговизна. В каждой группе есть тренер, массажист, сервисер и т.д. Каждый специалист – это ставка в Минспорта. Для любой другой страны такие траты – непозволительная роскошь, но не для нас, тем более перед Сочи.

3. Уйдет. Перемены? Ну, пожалуй, тим-менеджеров станет меньше.

Президент СБР Михаил Прохоров (слева), как и его друг и помощник Сергей Кущенко (в центре), построили в биатлоне систему. Которая, впрочем, далека от совершенства

Вячеслав Самбур, Sports.ru

1. Вроде бы напрашиваются две фамилии, но Логинова я к джокерам на отношу, а в Старых не верю. Так что джокеров не будет.

2. Поддерживаю. Мне вообще кажется интересной идея максимальной раздробленности – пусть каждый тренируется с тем, с кем хочет. Есть положительные примеры Зайцевой, Логинова, Юрловой, к которым фактически внутри сборной прикреплен личный тренер.

По этому пути (возможно, чуть запоздало) пошел Шипулин и через год собирается пойти Малышко. Думаю, скоро понятие основного состава сотрется – будет много групп из 1-2 человек.

3. Уйдет в любом случае. Про возможные перемены кое-что сказал в предыдущем пункте.

Константин Бойцов, Eurosport.ru

1. В сборных с богатыми «недрами» (Россия, Норвегия и Германия) джокеры появляются регулярно. Весь вопрос в том, насколько успешно таким джокером сумеют сыграть? Обстановка, сложившаяся в нынешнем тренерском штабе, такова, что едва ли не каждый многократно перестраховывается, пытаясь спрятать личную ответственность за коллективным разумом. Впрочем, это лишь версия, которая должная найти подтверждение/опровержение в декабре.

Тренерский век хоть и длиннее века спортивного, но тоже ограничен, а амбициозные личности, безусловно, есть. Принципиально важно дать им сыграть самостоятельно. Ведь (даже не углубляясь в историю) ванкуверскую партию у мужчин гипотетически могли сыграть и Черезов, и Шипулин, и Устюгов – таков был расклад по состоянию на конец декабря 2009-го. Кто из наших может выстрелить в Сочи, будет понятно уже к этапу в Анси. Очень бы хотелось, чтобы вместо джокеров не начали бы играть схемы детей с семью няньками – оперативная обстановка, увы, к этому располагает.

2. И женская и, тем более, мужская сборная остро нуждались в шоковой терапии, а потому создание «альтернативных» групп – ход грамотный. Вероятно, единственно возможный в сложившейся тенденции – когда последнее слово оставалось за спортсменами. В этом смысле предсезонная подготовка прошла на нужной эмоциональной волне, которая должна быть поддержана в декабре-январе. Если хоть один из спортсменов нынешней сборной, в которой впервые за многие десятилетия нет реальных звезд),получит до Рупольдинга видимый остальным «месседж» о том, что в Сочи он непременно поедет – терапевтический эффект может быть напрочь убит.

3. Уйдет. Надеюсь, что за прошедшие пять лет наша «биатлонная семья» стало хоть сколько-то более инициативной и самостоятельной и окажется в состоянии выстроить собственную схему управления. Опытом на предмет «что такое хорошо и что такое плохо» наш биатлон теперь богат на десяток лет вперед.

Иван Черезов готовился к Олимпиаде при поддержке Польховского. И есть ощущение, что они нашли друг друга

Елена Вайцеховская, «Спорт-Экспресс»

1. Есть.

2. Не поддерживаю, причем не только в олимпийском сезоне. Коллективная ответственность – это пустой звук.

3. Уйдет. Свою повинность он честно отбыл. А то, что это была именно навязанная сверху повинность, для меня очевидно.

Александр Круглов, «Чемпионат.com»

1. В мужской сборной гораздо чаще на Олимпиадах побеждают джокеры, чем предстартовые фавориты. Это и Алябьев, и Редькин, и Тарасов, и Устюгов. Да и на Круглова-старшего рассчитывали гораздо меньше, чем на Тихонова. Надеюсь, в Сочи таким героем станет Саша Логинов. Он максималист по натуре, с горящими глазами и стремлением быть только первым. Я видел, как в Тюмени он форсировал стрельбу на последнем рубеже, чтобы сохранить хоть малейший шанс выиграть, а не довольствоваться бронзой. А как раз таким нередко и улыбается удача.

2. Я поддерживаю, менять тренеров за год до Олимпиады было бы гораздо рискованнее, хотя Пихлера можно было бы и убрать, хуже бы не было. Руководство СБР вполне логично выбрало диверсификацию рисков. При Лопухове, конечно, вырос уровень функциональной подготовки, но налицо и его промахи с подводкой к главному старту и выбором эстафеты. В то же время и ветеранов сбрасывать пока рано, а готовить в общей куче 16 спортсменов нет смысла. Я также верю в опыт Польховского и в то, что пару человек из его группы мы в Сочи точно увидим.

Что касается женщин, то третий год подряд верить Пихлеру на 100 процентов – это безумие. А Королькевич справился и с менее перспективными. Уверен, что Вилухина сделала правильный выбор, а вот другие могут и пожалеть, что не пошли вслед за ней.

3. Я думаю, изначально, когда Прохорова наверху попросили возглавить биатлон, речь шла о периоде до Сочи. Особо страстной любви у Михаила Дмитриевича я за пять лет не увидел, поэтому, скорее всего, он сосредоточится на близком его душе баскетболе. Что касается перемен, то надеюсь, порядок в структуре федерации сохранится, только ключевые должности, в том числе в правлении, достанутся профессионалам, будут в том или ином качестве востребованы специалисты, которые остались сейчас вне СБР, а управлять командой вновь будут тренеры, а не менеджеры и спортсмены.

Фото: Fotobank/Getty Images/Asahi Shimbun, РИА Новости/Евгений Тумашов/СБР/Константин Чалабов

Fantasy Biathlon-2013/2014. Олимпийский сезон: собери команду и выиграй призы от сборной России