6 мин.

Эта музыка будет вечной

Изюминка встречи заключалась во внешне простой, но невероятно глубокой по смыслу вещи: любой болельщик – начиная с безусых юнцов, взращенных на ЛеБрономании, и заканчивая прихотливыми почитателями «классики» 1960-х — нашел бы в вечерней дуэли вторника элемент по сердцу. Нет, не ту зарубку, которую хранишь в памяти до момента, пока ее не покроют новые насечки от восхитительных «апдейтов» более современных впечатлений. А самую настоящую частичку души – составляющую неприкосновенного фонда фаната «самые лучшие моменты моего спортивного существования».

Питающих слабость к тактическим войнам наверняка довело до экстаза противостояние Серхио Эрнандеса и Рубена Маньяно, драматичное не только с позиций настоящего, но и с высоты прошлого. Ведь рулевой «селесао» сам родом из Аргентины, долгое время правил национальной командой страны, а в 2004 году вовсе добился с ней одного из самых знаменательных успехов в истории, взяв золото афинской Олимпиады. Нынешний же главком «бьянкоселести» в 2005 году выступил преемником мэтра, являясь протагонистом его игровой философии. Бронза в Пекине-2008 — уже целиком и полностью заслуга Эрнандеса. Но в его комбинационных моделях, если присмотреться, можно увидеть фирменный почерк, присущий коллективу начала 2000-х…

Коучи и вправду не давали друг друга покою ни на секунду, постоянными заменами и корректировками заданий подопечным подбрасывая в лагерь соперников загадки. И здесь уже пришла череда упиваться восторгом любителей двигать фишки на макете и разбираться в стратегических нюансах. К примеру, бразильцы выставили навстречу сопернику подвижную, как ртуть, «зону», где пространство между линиями 2-3 сводилось к минимуму. За счет активной работы ног квинтет постоянно перемещался, то единым фронтом вытесняя на слабую сторону пробовавших открыться под пас «больших», то сжимался на пути прорывов «малышей». Аргентинцы ответили «персоналкой», которую обилие переключений и выходов на подстраховку превращало в столь же агрессивную форму разрушений, что и «зону». Причем сложные комбинации (страховка страхующего, помощь для обратного размена) исполнялись ими на одном дыхании. Другой момент — хитроумная ротация. Специалисты постоянно тасовали обойму, трансформируя атакующие акценты. То переносили векторы атак с дуги вниз или обратно, то увеличивали количество быстроногих баскетболистов, обладающих броском для растягивания обороны, то рвали ритм, позволяя подопечным фолить на особо разошедшихся оппонентах. При этом «косяков» с заменами практически не наблюдалось — у каждой стороны откровенно выпало из канвы поединка всего по исполнителю. «Альбиселесте» в очередной раз подвел Роман Гонсалес, лишь раз что-то полезно обозначивший под своим щитом, а «селесао» огорчил Джованьони, не запомнившийся ничем, кроме «ленивых» нарушений – поздних выходов на помощь или оставленных рук на пути соперника… Хватало в действиях тренеров и рисковости, добавлявшей игре еще больше шика. Оставленный бразильцами на скамейке Сплиттер в первой четверти против постоянной ротации первых номеров Аргентины (и это притом, что Приджиони необходимо постоянно быть в игре и работать с мячом, чтобы не потерять тонус!). Выведение на роль основного голеадора ряда отрезков Алекса Гарсии против внушительных кредитов доверия Луису Секуэйре. Томление на скамейке Леандро Барбозы с тремя фолами при усиливавшемся давлении «альбиселесте» против выделения игрового времени Мате и отказ от предоставления передышек Сколе. Неуместное использование какого-либо из этих ходов в четвертьфинальной гонке «корпус в корпус» могло моментально поставить крест на перспективах ошибившегося. Но судьба хранила наставников, позволяя зрителям насладиться баскетболом экстра-класса.

А его творили герои, позволяя тем самым восторженно визжать у экранов телевизоров или на трибунах поклонников зрелищной игры. И ладно бы историю писали только звезды НБА, которым это положено по рангу. Но нет, в долю вошли даже те парни, которые хорошо знакомы лишь узкому баскетбольному кругу! Стоило Барбозе в экспозиции четвертой четверти при равном счете положить в цель две «трехи» кряду, как на авансцену вышел прежде скромный Ясен. Лидер «Эстудиантеса» раскручен в разы меньше, нежели визави, но в столь напряженной ситуации ответил некогда лучшему шестому игроку Ассоциации аналогичным дуплетом! Плеймейкер чемпиона Испании Марсельиньо Уэртас финтил с той же высокой продуктивностью и степенью эффективности, что и снайпер «Милуоки» Карлос Дельфино — оба превзошли стандартную голевую выработку за вечер. Да что там, даже 35-летний ветеран Мачадо сумасшедшими «трехами» всякий раз доказывал, что порох в его пороховницах еще не отсырел, стоило столь же умудренному опытом Приджиони недооценить опасность и не доработать эпизод в защите до конца. После чего уже вечно улыбающийся Пабло брал нити игры в свои руки и подвигал аргентинский оркестр выдувать медь в честь геройств. Полярность, наблюдавшаяся по разные стороны площадок, изумляла и восхищала одновременно: если у своего кольца команда билась как единое целое, представляя собой монолит, то в чужой вотчине превращалась в созвездие, переливавшееся талантами отдельных составляющих. Причем целостность рисунка от этого ничуть не убывала…

Теперь пассаж для тех, кто в каждом матче ждет некого баскетбольного откровения. Людей, которые просят богов «оранжевой» игры открыть им смысл сущего в беготне по паркету или просто доказать избранность этого вида спорта. Вечером вторника они наблюдали очередное пришествие в мир этих сил. Право слово, если говорят, что гениальных людей при появлении на свет кто-то высший целует, то Луиса Сколу он попросту облобызал с ног до головы. После того, что форвард «Хьюстона» вытворил на паркете, уверен, к нему будут обращаться за отпущением грехов и спрашивать, нет ли у него чего-либо общего с Иисусом, кроме внешнего вида. Этот парень не просто делал свою работу, убиваясь в защите, выручая команду в решающих моментах в нападении, успокаивая новобранца дружины после ошибки и заводя фан-сектор. Он жил игрой, отдавался ей без остатка в каждом моменте и насыщал ее духом всех, находившихся вокруг. И дело ведь не в статистике (поздравляю всех, кто поставил у букмекеров на очередной 30+ Луиса!). И не в том количестве средних бросков, что в четвертой четверти поначалу удерживали «альбиселесте» в кильватере конкурентов, а затем вынесли на гребень волны. Дело в подходе к баскетболу, команде и родине — даже после тяжелейшего сезона в НБА Скола не просто приехал в сборную, но сознательно взвалил на плечи лидерскую ношу. Как делал это с десяток последних лет кряду…

Раз уж заговорили об истории, грех не передать привет любителям предаться ностальгии и сравнить век нынешний и век минувший. По разные стороны баррикад во вторник сошлись люди, олицетворявшие целую эпоху в европейском баскетболе как таковом, и веховой отрезок в жизни отдельно взятой команды. Речь о виторийском «Таугресе», где Скола, Оберто и Приджиони по сей день чтятся как апологеты романтического баскетбола середины первого десятилетия XXI века, а Сплиттер и Уэртас — как носители прагматизма дней сегодняшних. Возможно, это только кажется, но в ряби бело-голубых полосок куда чаще проступала свобода мысли и действий, прививавшаяся Перасовичем и Мальковичем, нежели в сумбуре зеленого и желтого цветов, носители которого в последние годы воспитывались Ивановичем. Собственно, неотому ли и перевесила в концовке поединка аргентинская чаша?!

Аргентина – Бразилия – 93:89 (25:25, 21:23, 20:18, 27:23)

АРГЕНТИНА: Скола (37 + 9 подборов), Дельфино (20), Ясен (15), Оберто (7), Приджиони (6 + 8 передач), Гутьеррес (6), Секуэйра (2), Паоло Кинтерос (0), Федерико Каммерихс (0), Роман Гонсалес (0).

БРАЗИЛИЯ: Уэртас (32), Барбоза (20), Сплиттер (10), Гарсия (7), Варежао (7), Мачадо (10), Джованьони (3), Незиньо (0), Винисиус (0), Бекер (0).