6 мин.

Калифорнийская кобра

Тревор родился в Майами. Его отчим был профессиональным игроком, не топ-уровня, но тоже вполне востребованным, так что Тревору и его семье приходилось довольно часто менять место жительства. Когда ему было 11 лет, отчим играл в чемпионате Венесуэлы. Тревор с матерью отправились на матч, а двух младших братьев оставили в гостинице с няней. Непонятным образом сиделка не усмотрела за 6-летним Таджом, и мальчик вывалился из окна с 30-го этажа. «Это было очень тяжелое время для всех нас, – вспоминает Тревор. – Тадж был моим лучшим другом. Мы все делали вместе. Мы даже спали в одной кровати». После этого несчастного случая парень замкнулся на баскетболе, а отчим, наоборот, вскоре завершил карьеру. Через какое-то время семья переехала в Лос-Анджелес, где Ариза начал делать первые шаги, выступая за команду Westchester High School.

Плечом к плечу с ним выступали нынешние игроки НБА – Гейб Прюитт, Бобби Браун и Хасаан Адамс. Школа два раза становилась чемпионом штата, а Ариза был отмечен парочкой индивидуальных титулов, но главной наградой за эти школьные старания стало письмо от одного из самых престижных колледжей страны, UCLA, в котором Тревору предложили спортивную стипендию. Парень сразу согласился. Нынешний тренер UCLA Бен Холланд тогда проводил свой первый сезон, и под его руководством Тревор себя в команде нашел довольно быстро. Примерно в это время он близко сошелся с другим бывшим студентом UCLA Бэроном Дэвисом. B-Diddy стал для него другом и наставником и, не особенно стесняясь, говорил, что когда Тревор попадет в НБА, то станет звездой лиги. Может быть, именно находясь под впечатлением от его слов, Ариза провел в университете только один сезон и выставился на драфт 2004 года. Под общим 43-м номером его выбрали «Никс».

В дебютном сезоне в НБА Ариза получал игровое время от самого Ларри Брауна, набираясь опыта в компании со Стефоном Марбэри, Джамалом Кроуфордом и Аланом Хьюстоном.

Все свои минуты на площадке Тревор проводил с толком, но в «Никс» в том сезоне происходило слишком много непонятного. Айзейя Томас только начинал демонстрировать миру, как он умеет руководить командой. Последствия его деятельности клубу приходится расхлебывать до сих пор.

Аризе недолго пришлось наблюдать за этим безумием изнутри: в середине сезона-2005/06 он был обменян в «Орландо» на Стива Френсиса. Флорида, конечно, напоминает Калифорнию климатом, но там Тревор чувствовал себя не в своей тарелке. Присутствие в команде Хидо Тюркоглу, Гранта Хилла и ДэШоуна Стивенсона накрепко приклеило его к скамейке. Стэн Ван Ганди да и весь штаб Мэджик вкладывали все усилия в шлифование таланта Дуайта Ховарда, который был первым номером драфта все того же 2004 года, и не разменивались на мелочи. Но тут произошло то, о чем Ариза мог только мечтать.

В самом начале сезона-2007/08 его обменяли в «Лейкерс» на Брайана Кука и Мориса Эванса. Инициатором этого обмена выступил именно клуб из Лос-Анджелеса. Рядом живет семья, болельщики помнят его еще со студенческих времен, что может быть лучше?

Фил Джексон разглядел в Аризе то, что никому не удавалось ранее, и сумел идеально вписать его в свои игровые схемы. Уже в свой первый сезон за «ЭлЭй» Тревор начал оправдывать надежды. Но в феврале 2008 года он сломал ногу на тренировке и остаток сезона провел в лазарете. После продолжительного восстановительного процесса Ариза набрал форму только к финалу, в котором его команда встречалась с «Бостоном». И Дзен-мастер все же выпустил его на паркет. Пусть совсем ненадолго, но сам факт того, что Джексон доверил ему энное количество минут в решающих сражениях, говорит о многом.

Сейчас Ариза показывает то, что от него ожидали. Игрок выдает короткие отрезки на сумасшедшем уровне, и Джексон частенько доверяет ему заканчивать матчи в напряженных концовках.

Кумиром Тревора всегда был Трэйси МакГрэйди, но свой игровой стиль он старается моделировать на примере нескольких игроков: «Хотелось бы пасовать, как Джейсон Кидд, бросать, как Реджи Миллер, быть столь же жестким, как Кевин Гарнетт, и столь же сконцентрированным на результате, как Кобе». Безусловно, антропометрические данные Тревора выделяют его среди остальных: не так уж много в лиге баскетболистов такого роста, которые были бы столь здорово технически одарены. Это подметил еще друг семьи и бывший игрок НБА Реджи Теус: «Игроков такого плана в сегодняшней лиге становится меньше, но он один из них. Стоит ему отточить свой бросок, и он сможет пробиться в лучшие из лучших НБА».

И все же при всем при этом стиль Аризы скорее определяет особенная страсть, объединяющее трудолюбие и необычайная природная резкость. Лучше, чем кто-нибудь еще, игровую манеру Аризы охарактеризовал Фил Джексон, назвавший его «коброй» после того, как два перехвата Тревора на излете матча помогли «Лейкерс» во встрече с «Ютой». Прозвище закрепилось, а потрясающая скорость, защитные способности и силовые данки стали основными оружиями в арсенале. Естественно, наряду с самоотверженностью, которая помогает Аризе добывать для своих партнеров мяч из самых безнадежных ситуаций: едва ли не в каждой игре можно слышать возгласы комментаторов: “Hustle play by Ariza”. Потому, наверное, неудивительно, что, проводя меньше 24 минут в среднем за игру, Ариза входит в первую десятку лучших в лиге по перехватам.

Сам Джек Николсон аплодирует ему стоя. Кобе Брайант в интервью не раз упоминает о том, что Тревор Ариза – звезда. На что последний отвечает, что польщен высказыванием одноклубника, но это далеко не максимум его возможностей, что будет работать над собой и дальше.

Ламар Одом, не скрывая, говорит о том, что перед каждым выходом Аризы на паркет он говорит тому: «Ты можешь повернуть ход встречи».

Длинные руки позволяют ему раз за разом оставлять оппонентов без мяча. Причем выбивает он практически у всех, начиная с Люка Риднау и заканчивая Леброном Джеймсом. В этом году именно помощь со стороны Аризы, феноменально отыгравшего против Джеймса, помогла «Лейкерс» дважды победить «Кливленд». С Джеймсом Аризу связывает любопытная история. Они играли друг против друга еще на школьном уровне. Тогда дядя Аризы позволил себе усомниться в ЛеБроне, сказав: «Не понимаю, откуда вся эта шумиха вокруг Джеймса. Мой племянник гораздо лучше». Джеймс разозлился и накидал Тревору 52 очка. Теперь все вышло иначе.

В этом сезоне Фил Джексон провел игровой эксперимент: в нескольких матчах он выпускал Аризу в старте, но, как оказалось, эта идея не совсем удачна. Тревор игрок такого плана, что ему легче выполнять «черную работу» и ближе к исходу встречи в какой-то степени брать на себя долю ответственности. Удивительно, но при том, что Ариза вырос в Лос-Анджелесе и, естественно, с детства ненавидит все, что связано с «Селтикс», сам он, органично чувствуя себя в калифорнийском шоу-тайм, привносит в команду жесткость, скорее свойственную злейшим соперникам «Лейкерс». Он бескомпромиссен по отношению к соперникам, но и не дает спуску партнерам. Характерным моментом стало ноябрьское столкновение с Сашей Вуячичем, который, проигнорировав открывшегося в углу Тревора и бросив с сопротивлением, тотчас же получил по шапке. В следующем же перерыве стычку между драчунами останавливала вся команда во главе с Джексоном. Хотя Вуячич не прогнулся, свою позицию Ариза донести смог, заставив вспомнить о прошедших временах, когда заводилами на площадке выступали игроки вроде Чарльза Оукли и Рика Мэхорна. Уже сейчас, говоря о роли Тревора в команде, все чаще упоминают Джеймса Поузи и Брюса Боуэна.

В прошлом году в финале «Лейкерс» проиграли «Бостону», а значит, в этом больше всех хотят выиграть титул и показать, что прошлый июнь – всего лишь случайность. И так же сильно ждет этого финала Ариза, который жаждет доказать всем аналитикам, что Эндрю Байнэм – не единственный игрок, на отсутствие которого можно было списать то поражение.