FIA F1 World Championship. German GP. Free practice №2.
Итак теперь о изюминках настройки баланса тормозов.
Со времени старта сессии прошел один час и десять минут. Тимо Глок сидя в машине спрашивал инженера о проблемах с рычажком переключения баланса тормозов, Тимо был вынужден прилагать определенные усилия.
Мы часто слышим о том как гонщиков просят изменить баланс тормозов в ту или иную сторону в связи необходимостью компенсировать изменение определенных температур, поломок или изменений в работе системы КЕРС, или для изменения входа в поворот. Так что же это на самом деле и как его настраивать?
Есть два отдельных цилиндров мастер на два отдельных гидравлических контура, что приводит в действие тормозные суппорты. На передние и задние тормоза используется своя система. Эти системы, являющиеся цилиндрами приводятся в действие вместе одной единственной педалью тормоза.
Любой 4-колесный автомобиль, очевидно, требует, чтобы больше энергии торможения передавалось через переднюю ось управляющую инерцией массы транспортного средства, но как больше получить больше тормозной энергии впереди когда есть только одна единственная педаль тормоза?
Два отдельных поршня главного цилиндра связаны с педалью тормоза через “бар баланса” или также известны как “бар уклона.” Бар баланса механически диктует отношение поршневого смещения между передним и задним цилиндром, поскольку педаль нажата. В основном вне зависимости от расположения педали тормоза передний тормозной цилиндр будет перемещён больше, чем задний. С большим количеством поршневого смещения в переднем цилиндре передний гидравлический контур будет иметь большее давление чем задний, обладающий меньшим поршневым смещением. Есть другие средства точной настройки гидравлического давления, такие как изменение работы поршня и изменение диаметров цилиндра, но это уже отдельная тема.
Бар баланса построен так, чтобы механически изменить отношение поршневого смещения. Механическое регулирование доступно водителю в кабине как рычаг "быстрого изменения" для больших макро-регуляторов или кнопка для более совершенных регуляторов. Рычаги могут быть настроены так, чтобы внести изменения такого размера, как 1,5% в одном щелчке рычага или нажатии кнопки.
Например, перемещение тормозной баланс назад включается потянув за рычаг, и толкая его вперед, чтобы переместить баланс вперед.
Очень интересна система переключателя баланса у Михаэля Шумахера. Наверняка все замечали перемещение рук Михаэля в районе левого колена. В 2010 все думали, что это воздуховод, однако на самом деле это рычаг баланса тормозов. Работает он при перемещении от угла до угла.
Так что это за цифры баланса тормозов, которые мы слышим от инженеров? Часто, когда инженеры просят водителя изменить баланс тормоза, они не только просят процент изменения, но также и обсуждают заключительный полный процент. Автомобили F1 обычно работают с балансом тормоза приблизительно 56-60%. Эти проценты - отношение полного гидравлического давления в обоих контурах относительно передней оси. Говоря простым языком 56-60% от общего тормозного усилия приходится на переднюю ось.
Как получаются такие цифры? Гидравлический датчик преобразователя давления расположен в каждом главном цилиндре. У каждого датчика таким образом будет свой собственный калиброванный параметр в системе данных. С зарегистрированными данными о тормозном давлении от каждого отдельного гидравлического кругооборота мы можем тогда вычислить баланс тормоза со следованием за основным уравнением:
Сначала введём две переменные:
Fpress = Гидравлическое давление в контуре тормоза в передней оси
Rpress = Гидравлическое давление в контуре тормоза в задней оси
Итак тормозной баланс равен:
[(Fpress) / (Fpress + Rpress)] * 100%
Как вы видите данное уравнение определяет отношение передней тормозной силы к полной тормозной силе, умноженное на 100, для того чтобы предстаить число в виде процентов. На некоторых находящихся внутри автомобиля фотографиях и видео, Вы можете видеть, что тормоз уравновешивает процент, определяемый на черте руля как "BBal".
Теперь Вы знаете, как система данных и инженеры измерили и вычислили то число, которое мы слышим так часто, для чего оно нужно и что оно означает.