Вопреки жадности. Почему автодром в Монце должен остаться в календаре «Формулы-1»
Пока Лука ди Монтеземоло ставит юбилейный ультиматум руководству ФИА, оправдывая импотенцию Скудерии рассуждениями о «загнивающей «Формуле-1», гонки всерьез рискуют лишиться легендарной трассы.
«Аутодромо Национале» – трасса с именем и богатой историей, регулярно принимающая «Формулу-1» с 1950 года, входит в неписанный список Гран-при, которые в принципе нельзя отменять. К сожалению, для промоутера на первом месте идет резаная бумага с характерным запахом, а уж потом все остальное.
Контрактные истории
Основная причина, по которой Экклстоун всерьез рассматривает возможность исключения итальянского трека из календаря — экономическая. Организаторы Гран-при уже несколько лет не могут договориться с 83-летним бизнесменом по условиям нового контракта.
Срок действующего соглашения истекает только в 2016 году, но и текущий договор Берни не устраивает. «Формула-1» выходит на новые рынки, количество этапов в календаре все-таки должно быть ограничено какой-то здравой цифрой, а потому наиболее скупые на выплату гонораров трассы должны чемпионат мира покидать. В качестве примера можно привести историю с Гран-при Турции. Да, проблема с посещаемостью серьезно давила на организаторов этапа, но кроме того Экклстоун требовал и двукратного увеличения ежегодных выплат. Итог известен.
Сейчас судьба турецкого этапа дамокловым мечом зависла над треком в Монце. Судя по всему, пытаясь отбить понижение интереса итальянских зрителей к «Формуле-1» и без того недовольный Берни ужесточил экономические требования к организаторам Гран-при. Те, в свою очередь, уповают на репутацию легендарной трассы и не желают платить столько, сколько отстегивают остальные этапы. К примеру, по условиям контракта на проведение Гран-при Австралии дань Мельбурна увеличивается на 5 процентов ежегодно. Чтобы получить право провести гонку в 2015 году, организаторы Гран-при должны выплатить Экклстоуну 38 миллионов долларов, в то время как в 2011 году сумма составляла на 7 миллионов меньше.
Мельбурн устраивают такие условия — как признаются сами австралийцы, «Формула-1» далеко не самый затратный вид спорта для тринадцатой экономики мира. А как быть кризисной Италии, к примеру? Почему великолепные автодромы должны покидать чемпионат только потому, что организаторы олдскульных Гран-при не в состоянии окупить непомерные аппетиты старины Берни?
Корень проблемы
Давайте посмотрим правде в глаза — Берни борется вовсе не со скупыми итальянцами или турками, отказывающимися возместить «Королевским гонкам» какие-то жалкие центы.
Причина, по которой предприимчивый промоутер с каждым годом неуклонно повышает требования к организаторам Гран-при — глобальное снижение интереса к «Формуле-1». За последние пять сезонов гонки лишились около 30 процентов прежней аудитории. В Италии потери составили 20 процентов, в Испании — 15. На первый взгляд, объяснение достаточно простое — долгое доминирование «Ред Булл», упадок «Феррари» и восемь бестрофейных лет Фернандо Алонсо сыграли свою роль.
Но ведь и в Германии телеаудитория всего за полтора года уменьшилась на 13 процентов, несмотря на четыре титула Себастьяна Феттеля и усиление позиций «Мерседеса». Почему?
Сегодня «Формула-1» все больше переходит на платное телевидение. Для того чтобы получить доступ к полной трансляции уик-энда, британский болельщик должен платить минимум 552 фунта в год. 421 фунт стерлингов стоит просмотр «Ф-1» в Германии, 285 — в Италии. Процесс сокращения аудитории не останавливается, и это должно наводить владельцев коммерческих прав на определенные мысли. Если так продолжится дальше, то скоро даже «рента-фанаты» перестанут приносить устойчивый доход.
Берни считает, что отчасти снижение зрительского интереса объясняется возросшим влиянием социальных сетей. Впрочем, по мнению промоутера, это временное явление. Скоро владельцы аккаунтов в фейсбуке и твиттере отлипнут от злосчастных планшетов и ноутбуков и мигом кинутся обратно к телевизору. Естественно, сейчас же «Формулу-1» показывают! Всего за 552 фунта в год.
В общем, телеаудитория стремительно сокращается, а проблему надо как-то решать. Значит, надо взвинтить цены на проведение Гран-при — будем отбивать экономические потери на организаторах гонок. Отсюда и 26 миллионов для Турции, и 5 процентов для Австралии, и дорогие во всех смыслах этапы в Бахрейне, Абу-Даби и Сингапуре.
Монца выглядит легкой мишенью для того, чтобы требовать дополнительной финансовой отдачи от итальянцев. Самые высокие потери телеаудитории — на Апеннинах. «Феррари» прекратила побеждать — болельщики перестали приходить на трибуны. Словом, от вас, ребята, одни проблемы. Хотите и дальше принимать «Формулу-1» – платите дополнительные дивиденды. Что? У вас карманы совсем пустые? Тогда до свидания.
Жаль, правда, что за всей этой экономической составляющей известный мастер над монетой совершенно не пытается разглядеть реальную ценность автодрома. И выражается она отнюдь не в бумажках и килограммах золота.
Есть трассы и скучнее
Если отвлечься от экономики и начать рассуждать с точки зрения простого болельщика, то Монца обязана остаться в календаре. А вот некоторые другие треки вполне можно было бы исключить из чемпионата вообще.
Что заставляет фаната приходить на трибуны или включать телевизор раз в пару недель в 12:00 по Гринвичу? Обгоны. Зрелище. Интересные Гран-при обычно проходят на зрелищных трассах. Монца – одна из таковых.
Почему бы, скажем, не отказаться от этапа в Сингапуре? В самом деле, кому интересны заезды с минимальным количеством обгонов и известными еще после квалификации победителями? Под такое описание, кстати, отлично подходит и Монако. Если у Пастора Мальдонадо хорошее настроение и не находится смельчака, обгоняющего в шпильке «Казино», то в Монте-Карло обычно не на что смотреть. Правда, и здесь доминирует экономический фактор: Монако никто отменять не будет — в княжестве платят исправно и заключают контракты с «Формулой-1» на десятилетия вперед.
Трижды проводился Гран-при Индии и трижды он не оставил впечатления зрелищной гонки, несмотря на наличие длиннющей прямой и интересную конфигурацию трассы. Точно такие же впечатления от гоночного кольца в Абу-Даби.
Словом, если уж резать календарь чемпионата, то можно найти массу куда более заманчивых кандидатов на сокращение, чем Монца или «Спа-Франкоршам». И если сделать все правильно, то финансовые потери не будут катастрофичны, а со временем приток в чемпионат интересных трасс позволит с лихвой окупить былые затраты.
За что мы любим Монцу
Мало кто знает, но во время Второй Мировой автодром использовался для военных нужд. А 14 мая 1945 года союзники провели парад Победы прямо на гоночном полотне «Аутодромо Национале»! Что стало с хрупким асфальтом после проезда всей бронетехники и артиллерии, думается, упоминать излишне.
Итальянский автодром фартовый не только для «Феррари», но и для Себастьяна Феттеля. Только в Монце возможно, чтобы юнец на слабой машине в лютейший дождь оставил с носом Хэмилтона, Массу и Райкконена и выиграл первую гонку в карьере. Кроме того, это трасса возможностей. Только здесь можно на огромной скорости бесстрашно выехать за пределы полотна сразу двумя колесами и умудриться совершить обгон.
В Монце никогда ни в чем нельзя быть уверенным. Только здесь гонщик занимает третью позицию за один круг до финиша и умудряется не доехать до подиума. Льюис Хэмилтон не даст соврать.
Первый поворот здесь поистине коварен. В разное время в «Формуле-1» случалось немало стартовых завалов, но опасность вдребезги разбить машину сегодня переносится и на другие гоночные серии. Иногда можно ненароком выбить напарника с трассы...
Что с вами, Берни Экклстоун? У вас чернила закончились? Почему вашей подписи под новым контрактом с автодромом нет до сих пор? Вы всерьез хотите лишить болельщиков такого зрелища, как гонка в Монце?
И плевать, что туда надо из Милана сначала на поезде, потом автобусе, потом пешкодралом километра полтора-два. Монца - это Монца. Это надо видеть.
------------------------------------------
Вот с этим не согласен
На самом деле, ну чему удивляться-то? Берни поставлен, чтобы приносить прибыль. И Канаду в свое время выкидывал, и, невзирая на всеобщую ругань, Спа...
Не секрет, что Берни считает, что платить должны все - команды, спонсоры, трассы, болельщики (привет, Турция), телекомпании (вот откуда 550 фунтов) - только он должен получать. Проблема в том, что самая большая аудитория до сих пор сидит в Европе, а самые большие деньги (шейхов и бизнеса) - в Азии. В итоге, если в 94-м в Европе проходило 11 ГП, а вне её - 5, то сейчас счет 7:12.
Немецкий этап (это при богатейшей экономике) чередуется, французский вообще выкинули, Сильверстоун переделали исключительно потому, что на старой стартовой прямой невозможно было соорудить Paddock Club.
Зато будет Азербайджан и Мексика. :)
С другой стороны, если сравнить картинку Индикара 80-х с нынешней, она почти не изменилась - пыльные трассы, хилые трибуны, унылый паддок, подиум из трейлера.:) Итог: сезон с 30 марта по 30 августа, то есть получается некое локальное мероприятие. Берни же требует развития - шоу должно продолжаться, шоу должно продаваться.
А Монца, скорее всего, останется. Итальянские тиффози - это вам не немецкие судьи.