Дмитрий Агапов
Автор

Вопреки жадности. Почему автодром в Монце должен остаться в календаре «Формулы-1»

Пока Лука ди Монтеземоло ставит юбилейный ультиматум руководству ФИА, оправдывая импотенцию Скудерии рассуждениями о «загнивающей «Формуле-1», гонки всерьез рискуют лишиться легендарной трассы.

«Аутодромо Национале» – трасса с именем и богатой историей, регулярно принимающая «Формулу-1» с 1950 года, входит в неписанный список Гран-при, которые в принципе нельзя отменять. К сожалению, для промоутера на первом месте идет резаная бумага с характерным запахом, а уж потом все остальное.

Контрактные истории

Основная причина, по которой Экклстоун всерьез рассматривает возможность исключения итальянского трека из календаря — экономическая. Организаторы Гран-при уже несколько лет не могут договориться с 83-летним бизнесменом по условиям нового контракта.

Срок действующего соглашения истекает только в 2016 году, но и текущий договор Берни не устраивает. «Формула-1» выходит на новые рынки, количество этапов в календаре все-таки должно быть ограничено какой-то здравой цифрой, а потому наиболее скупые на выплату гонораров трассы должны чемпионат мира покидать. В качестве примера можно привести историю с Гран-при Турции. Да, проблема с посещаемостью серьезно давила на организаторов этапа, но кроме того Экклстоун требовал и двукратного увеличения ежегодных выплат. Итог известен.

Пытаясь отбить понижение интереса итальянских зрителей к «Формуле-1», недовольный Берни ужесточил экономические требования к организаторам Гран-при

Сейчас судьба турецкого этапа дамокловым мечом зависла над треком в Монце. Судя по всему, пытаясь отбить понижение интереса итальянских зрителей к «Формуле-1» и без того недовольный Берни ужесточил экономические требования к организаторам Гран-при. Те, в свою очередь, уповают на репутацию легендарной трассы и не желают платить столько, сколько отстегивают остальные этапы. К примеру, по условиям контракта на проведение Гран-при Австралии дань Мельбурна увеличивается на 5 процентов ежегодно. Чтобы получить право провести гонку в 2015 году, организаторы Гран-при должны выплатить Экклстоуну 38 миллионов долларов, в то время как в 2011 году сумма составляла на 7 миллионов меньше.

Мельбурн устраивают такие условия — как признаются сами австралийцы, «Формула-1» далеко не самый затратный вид спорта для тринадцатой экономики мира. А как быть кризисной Италии, к примеру? Почему великолепные автодромы должны покидать чемпионат только потому, что организаторы олдскульных Гран-при не в состоянии окупить непомерные аппетиты старины Берни?

Корень проблемы

Давайте посмотрим правде в глаза — Берни борется вовсе не со скупыми итальянцами или турками, отказывающимися возместить «Королевским гонкам» какие-то жалкие центы.

Причина, по которой предприимчивый промоутер с каждым годом неуклонно повышает требования к организаторам Гран-при — глобальное снижение интереса к «Формуле-1». За последние пять сезонов гонки лишились около 30 процентов прежней аудитории. В Италии потери составили 20 процентов, в Испании — 15. На первый взгляд, объяснение достаточно простое — долгое доминирование «Ред Булл», упадок «Феррари» и восемь бестрофейных лет Фернандо Алонсо сыграли свою роль.

Но ведь и в Германии телеаудитория всего за полтора года уменьшилась на 13 процентов, несмотря на четыре титула Себастьяна Феттеля и усиление позиций «Мерседеса». Почему?

Сегодня «Формула-1» все больше переходит на платное телевидение. Для того чтобы получить доступ к полной трансляции уик-энда, британский болельщик должен платить минимум 552 фунта в год. 421 фунт стерлингов стоит просмотр «Ф-1» в Германии, 285 — в Италии. Процесс сокращения аудитории не останавливается, и это должно наводить владельцев коммерческих прав на определенные мысли. Если так продолжится дальше, то скоро даже «рента-фанаты» перестанут приносить устойчивый доход.

Берни считает, что отчасти снижение зрительского интереса объясняется возросшим влиянием социальных сетей. Впрочем, по мнению промоутера, это временное явление. Скоро владельцы аккаунтов в фейсбуке и твиттере отлипнут от злосчастных планшетов и ноутбуков и мигом кинутся обратно к телевизору. Естественно, сейчас же «Формулу-1» показывают! Всего за 552 фунта в год.

В общем, телеаудитория стремительно сокращается, а проблему надо как-то решать. Значит, надо взвинтить цены на проведение Гран-при — будем отбивать экономические потери на организаторах гонок. Отсюда и 26 миллионов для Турции, и 5 процентов для Австралии, и дорогие во всех смыслах этапы в Бахрейне, Абу-Даби и Сингапуре.

Монца выглядит легкой мишенью для того, чтобы требовать дополнительной финансовой отдачи от итальянцев. Самые высокие потери телеаудитории — на Апеннинах. «Феррари» прекратила побеждать — болельщики перестали приходить на трибуны. Словом, от вас, ребята, одни проблемы. Хотите и дальше принимать «Формулу-1» – платите дополнительные дивиденды. Что? У вас карманы совсем пустые? Тогда до свидания.

Жаль, правда, что за всей этой экономической составляющей известный мастер над монетой совершенно не пытается разглядеть реальную ценность автодрома. И выражается она отнюдь не в бумажках и килограммах золота.

Есть трассы и скучнее

Если отвлечься от экономики и начать рассуждать с точки зрения простого болельщика, то Монца обязана остаться в календаре. А вот некоторые другие треки вполне можно было бы исключить из чемпионата вообще.

Что заставляет фаната приходить на трибуны или включать телевизор раз в пару недель в 12:00 по Гринвичу? Обгоны. Зрелище. Интересные Гран-при обычно проходят на зрелищных трассах. Монца – одна из таковых.

Если уж резать календарь чемпионата, то можно найти массу куда более заманчивых кандидатов на сокращение, чем Монца или «Спа-Франкоршам»

Почему бы, скажем, не отказаться от этапа в Сингапуре? В самом деле, кому интересны заезды с минимальным количеством обгонов и известными еще после квалификации победителями? Под такое описание, кстати, отлично подходит и Монако. Если у Пастора Мальдонадо хорошее настроение и не находится смельчака, обгоняющего в шпильке «Казино», то в Монте-Карло обычно не на что смотреть. Правда, и здесь доминирует экономический фактор: Монако никто отменять не будет — в княжестве платят исправно и заключают контракты с «Формулой-1» на десятилетия вперед.

Трижды проводился Гран-при Индии и трижды он не оставил впечатления зрелищной гонки, несмотря на наличие длиннющей прямой и интересную конфигурацию трассы. Точно такие же впечатления от гоночного кольца в Абу-Даби.

Словом, если уж резать календарь чемпионата, то можно найти массу куда более заманчивых кандидатов на сокращение, чем Монца или «Спа-Франкоршам». И если сделать все правильно, то финансовые потери не будут катастрофичны, а со временем приток в чемпионат интересных трасс позволит с лихвой окупить былые затраты.

За что мы любим Монцу

Мало кто знает, но во время Второй Мировой автодром использовался для военных нужд. А 14 мая 1945 года союзники провели парад Победы прямо на гоночном полотне «Аутодромо Национале»! Что стало с хрупким асфальтом после проезда всей бронетехники и артиллерии, думается, упоминать излишне.

Итальянский автодром фартовый не только для «Феррари», но и для Себастьяна Феттеля. Только в Монце возможно, чтобы юнец на слабой машине в лютейший дождь оставил с носом Хэмилтона, Массу и Райкконена и выиграл первую гонку в карьере. Кроме того, это трасса возможностей. Только здесь можно на огромной скорости бесстрашно выехать за пределы полотна сразу двумя колесами и умудриться совершить обгон.

В Монце никогда ни в чем нельзя быть уверенным. Только здесь гонщик занимает третью позицию за один круг до финиша и умудряется не доехать до подиума. Льюис Хэмилтон не даст соврать.

Первый поворот здесь поистине коварен. В разное время в «Формуле-1» случалось немало стартовых завалов, но опасность вдребезги разбить машину сегодня переносится и на другие гоночные серии. Иногда можно ненароком выбить напарника с трассы...

Что с вами, Берни Экклстоун? У вас чернила закончились? Почему вашей подписи под новым контрактом с автодромом нет до сих пор? Вы всерьез хотите лишить болельщиков такого зрелища, как гонка в Монце?

34 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Тому, кто никогда не висел на заборе над толпой у подиума во время награждения, сложно понять, что такое Монца. Умирать буду - не забуду прошлогоднюю гонку. Черт, это было прекрасно...
И плевать, что туда надо из Милана сначала на поезде, потом автобусе, потом пешкодралом километра полтора-два. Монца - это Монца. Это надо видеть.
+10
0
+10
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пусть тогда Ф1 закрывает вообще. Скоро останутся сплошные тилькодромы по которым будут ездит 1.5 литровые пылесосы пожирающие резину. Нахер такую формулу.
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
то в Монте-Карло обычно не на что смотреть.

------------------------------------------

Вот с этим не согласен
+7
-1
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Все же интересно, зачем одному человеку столько денег? Что ему с ними делать? Ну яхты, самолеты там, понятно, замки во Франции. Ну а дальше что покупать? Архипелаг в океане? Небольшую ближневосточную страну? Видимую сторону луны? Все равно же скоро в колумбарий, пора бы и о вечном подумать. Или может, он надеется, что если набрать определенную сумму, то дадут дополнительную жизнь?
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Монца, Монако, Спа - те особенные трассы, которые смотрятся "на другом дыхании", чувствуется их легендарность. Будет очень жаль лишиться такого зрелища
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ф-1 становится скучнее из-за засилия тупых тилькодромов, где почти нет контактной борьбы и из-за постоянного изменения правил в угоду безопасностиэкономии, чему угодно, но во вред зрелищу. 5 лет назад с дозаправками и борьбой шинников гораздо интереснее было смотреть.
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ заблокированному пользователю
Аудитория F1 сократилась в последние годы из-за Феттеля. Он всем надоел своей ездой на самовозе. Скучный, истеричный, унылый никому не интересный чемпион. Аудитория стала терять интерес к гонкам. В этом году палец, лишившись самовоза, перестал побеждать и сдулся, проиграв даже Рикьярдо. И аудитория ещё уменьшилась. Так как люди поняли, что F1 это цирк, шапито. И что все предыдущие пять лет их кормили постановочным неправдимым сериалом, где даже такой слабый пилот как Феттель легко брал титулы на самовозе. Берни всё это режиссировал, делая из РБР ещё одну топ команду и пытаясь вылепить из Феттеля то чем он не является. Но старик в этот раз здорово просчитался... Люди больше не верят в правдивость этой постановки. И теперешнее доминирование Мерса им кажется таким же наигранным и не настоящим и не хотят на это смотреть.
Ну, отлично, в проблемах Монцы виноват Феттель, БРАВО. Все еще намного круче, Феттель виноват во всем, что происходит в Ф1. БРАВО,БРАВО,БРАВО!!! Не удивлюсь, если в проблемах Алонсо в МакЛарене тоже виноват Феттель.
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Что за бред насчет Монако? Интересные гонки бывают везде, а если условная Монца не готова платить, то придется уйти. Правда, если Монца уйдет ей на смену придет другая трасса. Гонки по центру Рима? Имола? Совершенно новый автодром где-нить в центре полуострова. Или как Спа, пару лет без гонок, возможно перестройка и снова вернутся.
+4
-2
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
Самый интересный и мой самый любимый этап!!!!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
Аудитория F1 сократилась в последние годы из-за Феттеля. Он всем надоел своей ездой на самовозе. Скучный, истеричный, унылый никому не интересный чемпион. Аудитория стала терять интерес к гонкам. В этом году палец, лишившись самовоза, перестал побеждать и сдулся, проиграв даже Рикьярдо. И аудитория ещё уменьшилась. Так как люди поняли, что F1 это цирк, шапито. И что все предыдущие пять лет их кормили постановочным неправдимым сериалом, где даже такой слабый пилот как Феттель легко брал титулы на самовозе. Берни всё это режиссировал, делая из РБР ещё одну топ команду и пытаясь вылепить из Феттеля то чем он не является. Но старик в этот раз здорово просчитался... Люди больше не верят в правдивость этой постановки. И теперешнее доминирование Мерса им кажется таким же наигранным и не настоящим и не хотят на это смотреть.
+4
-3
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Думается, что Берни решил просто взять больше денег за возможность принимать ГП Италии. Ведь эта информация появилась чуть больше чем за месяц перед ГП Италии. Как раз Берни дал время организаторам ГП подумать и предложить ему более выгодные условия. Не думаю чтобы Берни все-таки откажется от Монцы, просто он таким образом ведёт бизнес, делая нужный вброс информации в нужное время.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
>Только здесь гонщик занимает третью позицию за один круг до финиша и умудряется не доехать до подиума.
Фигня это по сравнению с канадским "Только здесь гонщик лидирует на последнем круге с отрывом в минуту и умудряется не доехать до подиума". Лучше бы поставили "Только здесь гонщик уступает лидеру круг, но вырывается в лидеры".
>на слабой машине
>в лютейший дождь
>Только в Монце
Зачем делить на ноль? Алсо, слабые машины в дождь любят побеждать в упомянутом скучном Монте-Карло.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Не ссать, никуда Монца не денется )
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Соглашался с автором ровно до того момента, когда он назвал этап Монако скучным...
Борьба за первую позицию в Монако не обязана быть зрелищной (хотя в этом году даже это удалось). Гонка, где до финиша добираются только 60-70% машин не может быть скучной.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Монца должна остаться. Я бы с превеликим интересом посмотрел на 10-километровую Монцу, или на ’4 прямых - 3 поворота’, но увы.

На самом деле, ну чему удивляться-то? Берни поставлен, чтобы приносить прибыль. И Канаду в свое время выкидывал, и, невзирая на всеобщую ругань, Спа...

Не секрет, что Берни считает, что платить должны все - команды, спонсоры, трассы, болельщики (привет, Турция), телекомпании (вот откуда 550 фунтов) - только он должен получать. Проблема в том, что самая большая аудитория до сих пор сидит в Европе, а самые большие деньги (шейхов и бизнеса) - в Азии. В итоге, если в 94-м в Европе проходило 11 ГП, а вне её - 5, то сейчас счет 7:12.

Немецкий этап (это при богатейшей экономике) чередуется, французский вообще выкинули, Сильверстоун переделали исключительно потому, что на старой стартовой прямой невозможно было соорудить Paddock Club.

Зато будет Азербайджан и Мексика. :)

С другой стороны, если сравнить картинку Индикара 80-х с нынешней, она почти не изменилась - пыльные трассы, хилые трибуны, унылый паддок, подиум из трейлера.:) Итог: сезон с 30 марта по 30 августа, то есть получается некое локальное мероприятие. Берни же требует развития - шоу должно продолжаться, шоу должно продаваться.

А Монца, скорее всего, останется. Итальянские тиффози - это вам не немецкие судьи.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Все же думаю, что Берни лукавит..
Если не сможет выбить больше денег, чем могут физически дать итальянцы - никуда не денется, останется трасса..
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
"No money no honey" - жизненный принцип Берни, о который разобьётся любой аргумент
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
Монако хороша тем, что требует от всех максимальной концентрации и умения. Чуть расслабился - сход. Да и колорит гонки в городе никуда не делся.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Формула всегда брала больше своей атмоферой, чем непосредственно событиями на трассе (по сравнению с каким-нибудь Наскаром их тут не очень мало). Поэтому гонки типо Монако, Монцы, Спаи т.д. нужно сохранять любой ценой. Лучше поднимите в три раза цену на проведение гран-при Бахрейна. А корейцы пусть вообще платят девственными девушками, как в сказках
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Монца- мекка для Феррари
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
это Росберг что ли лидировал на ГП ИТА?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
"Неписанный список" - тавтология, может быть лучше "негласный список"??? Мммм..????
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Как можно отменить Монцу?! У меня это даже в голове не укладывается..
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Берни все мало бабла. А не слипнется?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ заблокированному пользователю
Вы из тех, кто смотрит фотки в интернете и проникается ДУХОМ ВЕЛИКОЙ И ГЛАМУРНОЙ ТРАССЫ? Шоу от этого ярче не становится.
Нет, я из тех кто видел Гран-При Монако с 1992 года (хоть и в повторах), и поверьте там за эти 20 лет почти все гонки были интересными. Гламур трассы меня не интересует
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий