Алые ведра. Почему «Феррари» рискует вновь провалить чемпионат
Когда в «Феррари» появится повод для радости? Фото: Fotobank/Getty Images/Lars Baron
Нынешняя форма Скудерии не стала сюрпризом ни для экспертов, ни для болельщиков. Вопросы по скорости новой машины появились еще на предсезонных тестах, а выступление пилотов в Мельбурне лишь подтвердило догадки Бахрейна. За последние шесть сезонов «Феррари» четырежды начинала чемпионат в качестве отстающей. Проблемы итальянского коллектива отнюдь не локальны, они повторяются из года в год и приводят к незавидно постоянному результату — отсутствию титулов. Каковы же причины нынешнего кризиса Скудерии?
Управленческий кризис
Корни проблем Скудерии лежат в слабом руководящем составе команды. В наиболее мощной кадровой структуре конюшни прошлых лет фигурировали сильный конструктор Рори Берн и технический руководитель Росс Браун, с которыми «Феррари» и достигла главных успехов двухтысячных. Но Берн уже давно ушел на заслуженный покой, хотя по-прежнему консультирует инженеров, занимающихся разработкой новых болидов, а Браун где-то рыбачит в ожидании стоящего предложения.
Когда вся структура команды повязана на нескольких людях, а равнозначной замены им нет, успехи не могут длиться вечно. Со временем важные личности уходят, их места занимают, мягко говоря, не самые выдающиеся специалисты, и результаты постепенно идут вниз. Нечто похожее произошло в «Макларене», и только возвращение к власти Рона Денниса помогло как-то переломить ситуацию. Рон поступил очень умно: если компания не имеет возможности приглашать специалистов топ-класса, поможет реструктуризация состава коллектива. Так, обязанности не справлявшегося на нескольких фронтах Мартина Уитмарша сегодня поделены между Деннисом, Нилом и Булье.
Ресурсы и амбиции Скудерии позволяют провести чистку кадрового состава в целях усиления коллектива
У «Феррари» два варианта: пойти по временному бюджетному способу реструктуризации или провести чистку кадрового состава в целях усиления коллектива. Ресурсы и амбиции Скудерии вполне позволяют выбрать второй вариант.
Начать можно с достаточно спорной фигуры руководителя команды. Стефано Доменикали за семь лет работы на этой должности не доказал, что при его руководстве легендарная конюшня в один прекрасный момент вдруг начнет выигрывать титулы один за другим. Росс Браун сейчас без работы, а в современной «Формуле-1» руководителя сильнее британца найти сложно. Или другая идея: «оставить с носом» сразу двух конкурентов, перехватив у «Макларена» главу аэродинамического отдела «Ред Булл»? И зачем такому талантливому инженеру, как, например, Джеймс Ки, до конца своей карьеры строить машины для команд из середины пелотона, если можно пригласить его в «Феррари»? В общем, Луке ди Монтеземоло стоит хорошенько призадуматься: стратегия косметического ремонта дивидендов не приносит. Возможно, настало время заняться серьезной реформаторской деятельностью?
Кризис идей
После Берна в «Формуле-1» остался всего один конструктор, способный создавать машины, наголову опережающие конкурентов, но этот человек в данный момент трудится в «Ред Булл». В последние годы многие упрекали инженеров «Феррари» в излишнем консерватизме, отсутствии новых идей и вечном отставании в области аэродинамики. Можно ли назвать сходу хоть одну прорывную технологию, разработанную инженерами Скудерии и скопированную ошарашенными соперниками? Воздуховод, выдувной диффузор, гибкие антикрылья, специальная картография мотора — в списке авторов этих изобретений нет имен конструкторов итальянских болидов.
Кстати, кто разрабатывал шасси «Феррари» в последние годы?
Альдо Коста, бывший правой рукой Берна, после ухода южноафриканца на пенсию утвердился в статусе главного конструктора Скудерии. Безусловно, его F2005 и F60 были полными провалами, однако на болиде образца 2006 года Шумахер боролся за титул, а следующие две машины принесли «Феррари» чемпионские кубки. Неплохой была и концепция F10 – шасси уступало в скорости творениям Ньюи, однако обладало определенным потенциалом и до последней гонки позволяло Фернандо Алонсо бороться за титул.
Коста теперь главный конструктор в стане прямых конкурентов и, надо сказать, его работа приносит плоды, в отличие от трудов Фрая
После неудачного начала сезона-2011 Косту уволили, и на повышение пошел Пэт Фрай. Англичанину не удалось кардинально исправить ситуацию с излишне консервативной F150, а агрессивная концепция болида следующего года оказалась неудачной. F138 образца 2013 года поначалу приносила команде победы, однако слабая квалификационная форма и капризность шасси в отношении резины и аэродинамических обновлений стоила Алонсо и «Феррари» еще одного потерянного сезона. Вот и сейчас Скудерия вновь начинает чемпионат в качестве отстающей.
В минус руководству итальянской конюшни можно поставит тот факт, что Коста в итоге оказался главным конструктором в стане прямых конкурентов и, надо сказать, его работа приносит плоды, в отличие от трудов Фрая. В общем, результаты Скудерии могли бы быть лучше, не поторопись ди Монтеземоло и Доменикали с увольнением Косты.
Приглашение опытного Джеймса Эллисона на пост Фрая и смещение Пэта на административную должность — безусловный шаг вперед, однако Джеймс пришел в «Феррари» только в сентябре прошлого года и существенного влияния на разработку F14T оказать просто не успел. И пока он не освоился в новой должности, кризис инженерных идей в Скудерии все так же ощутим.
Техническая сторона
У болидов «Феррари» последних лет есть характерная особенность, мешающая гонщикам команды сражаться с конкурентами. Это — низкая квалификационная скорость. Судите сами — за последние пять сезонов итальянская конюшня завоевала всего четыре поула, а средняя стартовая позиция у Алонсо заметно хуже, чем у Хэмилтона и Феттеля. Да, отставание по субботам Фернандо частенько удавалось отыграть за счет фирменных стартовых рывков, но когда у соперников просто более быстрая машина, никакие героические прорывы с третьего-четвертого ряда на подиум не спасут от проигрыша в личном зачете.
Причин у подобных результатов «Феррари» по субботам несколько. Это и недостаточный уровень прижимной силы, генерируемой задней частью болида, и медленный прогрев резины, и недостаток сцепления с трассой. Теперь к этим факторам добавились проблемы с силовым агрегатом — мало того, что моторы из Маранелло уступают в мощности «Мерседесу», так они еще и слишком тяжелые — 13 лишних килограммов приводят к потере 0,3 – 0,4 секунды на круге. Инженерам Скудерии давно пора признать, что крен в сторону высокого темпа на длинной дистанции с принесением в жертву позиций в квалификации не слишком неэффективен — доказано «Ред Булл» и «Мерседесом».
И если раньше Скудерии удавалось отыгрываться по воскресеньям благодаря высокому гоночному темпу относительно соперников, то теперь команда уступает и по этому показателю. Еще на предсезонных тестах в Бахрейне темп F14T на длинных отрезках, откровенно говоря, не впечатлял, а в Мельбурне опасения только подтвердились — на симуляции гонки Алонсо проигрывал «Мерседесу» по секунде с круга. Трудно сказать, как быстро относительно конкурентов мог ехать Фернандо в воскресенье, если бы не проблемы с ERS. Но, судя по всему, сейчас «Феррари» медленнее «Уильямса» и «Ред Булл» и находится примерно на одном уровне с «Маклареном», который, к слову, о сражении с парнями из Штутгарта пока даже не помышляет.
«Феррари» срочно нужно прибавлять во всех областях — от скорости на одном быстром круге до темпа на длинной дистанции
Этот год мог бы стать прорывным для Скудерии с точки зрения нового регламента, снижающего значение аэродинамики и повышающего роль технологий, связанных с двигателями. Нельзя сказать, что в этом компоненте «Феррари» добилась заметного прорыва по сравнению с конкурентами, но и упрекнуть инженеров конюшни язык не повернется. Воздушно-водяное охлаждение интеркулера позволяет уменьшить объем боковых понтонов, а система экономии бензина поможет Алонсо и Райкконену на топливозатратных трассах. Правда, пока не совсем понятно, не сказывается ли подобная технология на темпе болида в средне и высокоскоростных поворотах, особенно с учетом того, что моторы «Мерседеса» куда меньше, чем их соперники, страдают от так называемого эффекта «турбоямы».
«Феррари» срочно нужно прибавлять во всех областях — от скорости на одном быстром круге до темпа на длинной дистанции. Нынешняя конфигурация шасси чересчур консервативна и нуждается в прорывных технических решениях — иначе Скудерия вновь рискует растерять все шансы на успех.
Перспективы
Конечно, болельщики итальянской конюшни могут возразить в ответ: концепция шасси достаточно надежна и, в отличие от машин других команд, позволяет финишировать в гонке обоими болидами. Но хотелось бы напомнить, что проблемы с надежностью — временные трудности для всех коллективов. Подобно Юрию Андропову, не знавшему общества, в котором он живет, команды пока не до конца понимают свои новые творения, но как только разберутся с «детскими проблемами» турбомоторов, болиды «Формулы-1» станут не менее надежными, чем их предшественники.
При сегодняшней расстановке сил в пелотоне перспективы «Феррари» в этом сезоне неутешительны. Если в ближайшие два-три месяца Скудерии не удастся кардинально повысить скорость F14T относительно конкурентов, то чемпионские трофеи разыграют между собой представители других команд. Конечно, сейчас рано кричать: «Шеф, все пропало!» – гипс пока никто не снимает, но тому же Алонсо, например, на пятый год карьеры в «Феррари» может окончательно надоесть однообразная работа по героическому затаскиванию медленной машины на подиум. А ведь явные признаки недовольства командой появились у испанца еще в прошлом году.
Вот читаешь иногда статью, пусть даже пустую, без особого анализа, ну и ладно, вроде как старается автор, что-то по делу пишет. А вот это вот про что, показать определенным кругам "я свой, я определенные вешки расставил..."? Без этого не возьмут на уютную диссидентскую кухоньку играть в нарды и устраивать чад кутежа с гражданскими активистками? :)
Очень печально все это конечно, но будем смотреть, а ну как в Малайзии полетим!
В том абзаце все вполне прозрачно написано. Команды, как они сами и признавались, пока не до конца знают разработанные ими же болиды. Андропов, по его собственным признаниям, будучи руководителем страны, ничего не знал об обществе, которым управлял.
Согласен, сравнение получилось немного тяжеловесное. Но это уже кому как больше нравится/не нравится. Кому-то не нравится, когда спорт сравнивают с политикой, кто-то к этому вполне нормально относится. Всем не угодишь.
А по поводу подмены предмета обсуждения... Тут люди уже писали, что я не знаю, кто такой Андропов и приплел его сюда от своего огромного незнания. При этом они искренне удивлялись, почему именно Андропов, а не какой-нибудь Сталин или Хрущев. Увы, не все руководители СССР публично расписывались в собственной некомпетентности, как это делали Андропов с Горбачевым.
Мы закончили обсуждать ненужные частности? Есть что аргументировано возразить по самой статье?
Андропов, как раз, лучше любого знал в каком обществе живет.
А уж о том, кем в действительности был Андропов - вопрос, извините, не ко мне. Об этом до сих пор историки спорят.
удивлен, что Доменикали не дали пинка мод зад в конце прошлого сезона
\\
Вы думаете, он в собственной некомпетентности расписался?
"Ювелир" Юрий Владимирович "Андропов" был человеком с серьезным послужным списком, непрозрачной биографией, (при этом гениально откосил от фронта), но вот в собственной некомпетентности он не расписывался и ни о чем подобном не думал.
А вот именно за этим риторическим оборотом стоял как раз вскрытый "первый конверт" из анекдота про три конверта.
Один считает, что фраза "Мы не знаем страну, в которой живем" была признанием некомпетентности генсека СССР (хотя, это была констатация проблем с социологической практикой и разрыва между советскими народными массами и управленцами, устранение которых было одной из программных задач Андропова). Другие на голубом глазу заявляют "Видимо автор очень молод и имел в виду Брежнева. Хотя причём тут Брежнев тоже непонятно..."
И только doctor.morge традиционно являет образчик здравого смысла посреди этой буффонады.
ПОВЕРЬТЕ в него!!!
получается,что Скудерия в бол-ве в равных условиях проигрывает
как тот Реал
ни Баварию,Барселону(Ливерпуль или Милан) в финалах ЛЧ(КЕЧ) обыгрывал...а Валенсии,Ливеркузены,Айнтрахты вечноневезучие (у Юве тоже карма такая в еврокубках
последних не могу назвать достойными...скорее заслуженными соперниками на то время
50-60s
Фанхио и Лотус Колина
ПИКОВЫЕ СОПЕРНИКИ!
Где Феррари?
2 титула Аскари,год Сёртиса... не густо за 2 десятка лет
итого: проиграна дуэль
70ые Стюарт(роонни Петерсон) ...Фиттипальди...Лауда(Жиль)...Хант,Андретти
итого: с небольшим перевесом за итальянской конюшней (пилоты примерно равны друг другу были
Джекки-Ники(Марио-Джоди,Карлос-...)....самая ровная эра...равная по классу (умениям-навыками) без перегибов как в посл. Эру НА БОГОВ(КОРОЛЕЙ) СРЕДНИЙ КЛАСС И НИЩИХ
80s
Биг4
10ок подряд побед Проста-Сенны 1984-1993 на ГП Монако
Франция,Британия(топовые ГП) за Простом
ГП Бельгии за МакЛаренистами
Уильямс божил на ГП Германии
Альборетто - КРАСЕВЕЦ,но против Гуру Спорта не попрёшь...
Итого: итого: проиграна дуэль
-------------------------------------------
со второй половины 90ых
противостояния 50%50%
в первой половине 00ых понятно было,что Уильямс и особенно МакЛарен просядет...плюс Феррари собрало МОЩНЫЙ КУЛАК
НАШИ ДНИ:
против Лучшего Рено?
против Лучшего Брауна?
против Лучшего РедБулл??
против Лучшего Мерседеса???
МИСТИКА КАКАЯ_ТО
канешна,вы ждете спада ...и дождетесь(это умение лучшайших в Истории Спорта - - -
ПЕРЕЖДАТЬ
дайте ему юбилей справить =))
5 десятков лет Карьерых разменять в Феррари
Нигде не видно утверждений о том, что Андропов такого не говорил. Но видны утверждения о том, что вы непонятно для чего притянули это к своей статье, в кот. речь вроде бы идет о сугубо технических, спортивных и каких угодно вещах, а не о социально-политической обстановке в СССР времен Анлропова.
Насколько мне известно, в первом случае была неплохая машина, которая проигрывала только из-за ужасной резины. Ну а во-втором, если вспомнить сезон, КЕРСовые болиды поначалу не ехали вообще.
БЕЗ ВОПРОСОВ!!!
не просто божил,а застолбил за собой этот этап на многие десятилетия вперёёёёёттт
не удивлюсь,если Масса в этом году возьмет первое место
будет МегаСимволично(в лучших традициях реваншей)
ФЕРРАРИ С ЮВЕНТУСОМ ЭТО РОДНИТ!!!
Победитель
Луиджи Фаджиоли
Хуан Мануэль Фанхио
Alfa-Romeo
2 место
Хосе-Фройлан Гонзалес
Альберто Аскари
Ferrari
3 место
Луиджи Виллорези
Ferrari
такое в теперешней ф1 возможно?))
итд
по тексту(Масса,Баррикелло,..,Ал(до ГП Испании 2013/магия какая-то)-Кими...)
ОБЩИЙ ФОН НЕ УТРАТИТСЯ
не всегда же по 2 десятка ГП За сезон выигрывать в среднем
Есть хорошие идеи в этом году.
Думаю в Испании они уже будут на уровне с лидерами.