5 мин.

Звезды зимой ярче

Как же мы порой небрежно относимся к нашей истории. Зная наизусть зарубежных чемпионов, о наших соотечественниках не вспоминаем. Особые интеллектуалы от фанатского движения уверены, что в СССР гонок не было. Обидно за наших пилотов, команды, которым иногда не достает внимания болельщиков. Хотя многие «болельщики автоспорта» могли спокойно прийти в праздничный день 23 февраля на трибуны и насладиться схваткой профессионалов высочайшего уровня – Гонкой звезд.

История этого соревнования на призы журнала «За рулем» насчитывает уже более четверти века. По ней можно проследить линию жизни автоспортивного движения в нашей стране: противостояние раллистов, кольцевиков и кроссменов, борьбу отечественных заводов. К сожалению, времена, когда ВАЗ, ИЖ, АЗЛК могли выставлять свои сборные канули в Лету. Да и выжил из всех троих только волжский завод. Теперь его продукции приходиться отвоевывать у импортных машин места на подиуме, и на этот раз целых четыре «Калины» приняли участие в двухчасовом заезде.

Сам статус гонки обязывает, чтобы на старт выходили исключительно известные пилоты – сейчас организаторы приглашают действующих чемпионов различных гоночных серий и многократных победителей всевозможных соревнований. Но и двадцать лет назад заводские команды состояли из первоклассных гонщиков. Первую гонку, которая прошла в 1978 году на центральном московском ипподроме, выиграл Анатолий Козырчиков, чемпион СССР по мотокроссу. Победы на этой трековой гонке одерживали и Николай Больших, чемпион СССР по трековым гонкам, ралли, Владимир Козанков, чемпион СССР по кольцевым гонкам, великие раллисты Владислав Штыков и Сергей Успенский.

Гонка звезд не раз меняла прописку. В 1982 году ее провели на коротком треке «Измайлово», причем, тогда впервые машины были обуты в шипованные шины. Через два года прошел весьма интересный старт на льду озера в городе Гусь-Хрустальный. А с 1986 года гонка за редким исключением проводилась на республиканском ипподроме в Раменском.

Интересно проследить и развитие техники в нашем автоспорте через призму Гонки звезд. Первые заезды – борьба Москвичей-412 и их ижевских братьев-близнецов. Затем приход 1600-кубовой «копейки». 1987 год – эпохальный дебют гоночной «восьмерки» до сих пор грозной в умелых руках. На Гонке звезд также впервые появилась и зарубежная техника: в 1994 год Владислав Штыков вывел на старт маленький автомобильчик «Опель-Корса», и с тех пор на главной трековой гонке страны побеждали исключительно заграничные автомобили.

А какой звездный состав в этот раз умудрились собрать организаторы! Многоопытные пилоты со стажем выступлений на международной арене Алексей Васильев, Сергей Успенский, Фирдаус Кабиров, опытнейшие Виктор Казанков, Михаил Ухов, Владимир Черевань, те, кто защищает цвета российского флага сейчас: Кирилл Ладыгин, Владимир Лобазов. А есть еще Виталий Петров, Евгений Новиков, присутстовавшие в предварительной заявке, и Иван Самарин, Тимур Садрединов, Виктор Шайтар, которые не смогли принять участие в заезде. И это только те фамилии, что на слуху. Разве можно, перечитав этот список, продолжать стенания на тему, что нет в России автоспорта? Скорее всего, его просто не хотят разглядеть.

Главной инновацией юбилейной гонки стала, конечно, конфигурация трассы. Проектирование ее поручено было Игорю Ермилину, не скрывающему своей любви к «кольцу». Так появился первый в истории Гонки звезд правый поворот. Ширина трассы составила более 20 метров. По внешнему радиусу тянулся снежный бруствер, за которым располагалась снежная целина, призванная по задумке организаторов выполнять роль зоны безопасности.

В двухчасовой гонке среди 23 экипажей должна была определиться шестерка лучших, которая прожолжила борьбу в суперфиналах. Как и во всех марафонских гонках, старт давался сходу, и Алексей Дудукало, уходивший в бой первым по итогам квалифкации, быстро создал солидный задел. Он уверенно лидировал, но лишь до первого выезда автомобиля безопасности, который случился буквально спустя несколько минут после старта: на скоростной дуге автомобиль Бориса Шульмейстера выдавили на внешний радиус, «Фольксваген» уперся боком о бруствер и совершил впечатляющие «уши».

После возобновления гонки интересно было наблюдать, как пилоты ищут оптимальную траекторию. Опытные гонщики без размышлений выбирали внешний радиус, умело используя снежный бруствер в качестве опоры. Такое пилотирование требует высочайшего уровня управления машиной – неверное движении рулем, и та может зарыться носом в сугроб или даже перелететь через него. Многие пилоты проходили один и тот же вираж каждый круг по-разному, выискивая удобный для себя стиль.

По истечению первых тридцати минут экипажи могли, наконец, переобуть машины в настоящие зимние шины с вылетом шипа 1,5 миллиметра. Первыми это сделали Сергей Успенский и Виктор Козанков, что позволило им выйти в лидеры заезда – к тому моменту на машине Алексея Дудукало случилась поломка, и один из фаворитов откатился за пределы первой десятки. Вскоре из-за неисправности в двигателе сошел прошлогодний победитель соревнования Алексей Васильев. Напряжение в лидирующей группе от этого, впрочем, не упало. Теперь все без исключения пилоты проходили повороты в одном ключе: траектория проходила ближе к середине трассы. Скорости заметно возросли, а шипы позволяли порой нескольким машинам идти боком борт-в-борт на протяжении всего поворота.

Ровно на середине дистанции лидировал с солидным отрывом Успенский. Но и опытнейшему раллисту не суждено было довести дело до победы – вылет в третьем повороте, и лидерство перешло к Козанкову, которого стремительно догонял Кирилл Ладыгин. Последний так увлекся преследованием, что переборщил со скоростью в последнем повороте и, по личному признанию, совершил внеплановый пит-стоп, а попросту вылетел на дорожку к гаражам. Ничего не оставалось делать, как медленно проехать мимо механиков и продолжить погоню. Тут жителю Екатеринбурга повезло – автомобиль Козанкова неожиданно потерял скорость, и Ладыгину ничего не оставалось, как спокойно финишировать первым…

Суперфинальные заезды на «Рено-Логан» также остались за Ладыгиным. Победа в основной гонке позволила ему выбрать стартовую дорожку, и, естественно, Кирилл стартовал с внутренней. Два заезда он выиграл без проблем, и лишь на последнем старте его обогнал Аркадий Жарков. Впрочем, Ладыгин через круг восстановил статус-кво, набрав максимально возможное количество баллов по итогам суперфиналов.

Ну, а в дуэли с Нельсоном Пике-младшим все было решено на первых сантиметрах дистанции. Бразилец выучил трассу, а вот технику старта отработать не успел. Как потом рассказал Кирилл, ему показалось, что бразилец провернул колеса на страте. В дальнейшем Нельсон попытался сократить отставание от Ладыгина, на третьем круге из семи он подобрался на расстояние 1,5 секунды, но Кирилл ехал в полную силу, и обогнать его в этот день было просто нереально. Впрочем, наш пилот признался, что без везения и помощи внешних сил не обошлось. Однако везет обычно сильнейшим.

Но и Пике-младшего стоит отметить. Так быстро адаптироваться к незнакомой трассе, неизвестному покрытию – до сих пор ему еще не доводилось управлять автомобилем по снегу, в жесточайших для себя условиях – серьезный минус на градуснике, может только профессионал. Он приехал, чтобы отыграться за прошлый год, но, видимо, придется еще подучиться, и совершить третью попытку…