Письма счастья
В последнее время от идей спасения чемпионата «Формулы-1», выдвигаемых коммерческим и спортивным руководством серии в лице Берни Экклстоуна и Макса Мосли, отдает отчаянным популизмом на грани здравого смысла. Но идея введения стандартных моторов, претерпевшая некоторые изменения в последнем письме президента ФИА (чуть было не затерявшемся в вызванной уходом «Хонды» буре), кажется, начинает обретать больший конструктивный смысл, чем все документы, подписанные на площади Согласия за прошедшие несколько лет.
В своем письме командам Мосли объявил об окончании тендера на производство унифицированного двигателя для участников чемпионата мира и начале эксклюзивных переговоров с компанией «Косуорт» о поставках силовых агрегатов, начиная с 2010 года. Цена готовых мотора и трансмиссии – чуть больше 8 млн долларов в год. Для сравнения, в 2002-м клиентские двигатели Скудерии предлагались команде Алена Проста за 25 млн долларов, а нынче цена возросла – «Феррари» и «Рено» обходятся «Торо Россо» и «Ред Буллу» в 30 млн евро за сезон.
После первых попыток критики неожиданный реализм предложенному Мосли варианту придал новый факт: сегодня Федерация больше не настаивает на использовании произведенного третьей стороной двигателя абсолютно всеми командами королевского класса. Указанная цена будет действительна в случае поставок двигателей уже четырем командам. В письме есть и оговорка о том, что в случае, если желающих будет, например, не четыре, а восемь, стоимость снизится до суммы в 5,8 млн долларов с конюшни. Кроме того существует и возможность дальнейшей экономии в случае обсуждаемого ФОТА снижения планки нынешнего тестового километража (30 000 на команду).
Если вернуться к предыстории переписки, то ФИА уже давно видит решение более чем острой проблемы сокращения расходов в унификации максимально возможного количества деталей и узлов гоночных машин. Сложно упрекать в этом Федерацию, ведь лучшее, до чего пока удалось договориться самим командам, – ограничение тестового километража, которое многими было с успехом (и дополнительными затратами) компенсировано за счет компьютерного моделирования. При этом участники чемпионата в штыки воспринимают любые предложения, отдающие, по их мнению, не только излишней «уравниловкой», но и прямыми маркетинговыми потерями. Последним предложением такого рода как раз и стала идея использования единого двигателя.
Понятна позиция конюшен, сходу отвергших этот вариант. Сама философия «Феррари» еще со времен Коммендаторе была построена именно вокруг моторостроения, а долгие годы Скудерия и вовсе была единственной, осуществлявшей весь цикл разработки своих болидов самостоятельно. «Мерседес», вкладывающийся в «Макларен», платит за то, чтобы именно трехлучевая звезда сияла во вспышках фотокамер после побед пилотов английской конюшни, а «Тойота» пытается продемонстрировать всему миру способность успешно создавать любые типы автомобилей и двигателей к ним. Ну как можно заставить эти и подобные им команды, имена которых прочно обосновались наверху первой сотни самых узнаваемых брэндов мира, укротить свои амбиции и превратиться в эдакий автогоночный «Макдоналдс»?
В хоре возмущенных голосов маркетологов и технарей, так гордящихся уникальными наработками, утонуло молчание тех, кто никогда не производил собственных моторов. Но именно при взгляде на команды вроде «Уильямса», начинает казаться, что в ФИА действительно нащупали верный путь решения проблемы: вместо ведения долгой политической борьбы с заводскими командами – поддержать команды частные. По сути, на этом и заострено внимание в письме Мосли. При описании преимуществ предложенной схемы, в первую очередь упоминаются «предоставление возможности выживания независимых команд в нынешнем сложном финансовом климате», и «облегчение замены заводской конюшни в случае, если (что представляется вероятным), нас ждут дополнительные потери».
С такой расстановкой акцентов предложение президента Федерации позволяет в ином ключе взглянуть на саму идею единого двигателя, многими раскритикованную как очередной шаг в направлении превращения «Формулы-1» в монокласс. Сейчас же создается ситуация, при которой командам предлагается три варианта: использовать «Косуорт», строить двигатели самостоятельно по разработанной «Косуорт» модели, или использовать нынешние моторы при условии соблюдения запрета на доработку. Итого, полной стандартизации не получится, в силу того, что останутся те, кто воспользуется последней опцией.
В связи с этим уместно было бы вспомнить о временах, когда имя «Косуорт», сплав фамилий замечательных конструкторов Майкла Костина и Кита Дэкуорта, гремело на гоночных трассах. Двигатель «Форд-Косуорт» DFV с незначительными модификациями устанавливался на машины «Ф-1» в период с 1967 по 1983 годы. Среди тех, кто принес этим моторам победы в 176 Гран-при были Джим Кларк и Грэм Хилл, Брюс Макларен и Джеки Стюарт, Йохен Риндт и Ники Лауда, выступавшие за «Лотус», «БРМ», «Тирелл», «Матра» и «Макларен». И никому не приходило в голову в те времена называть «Формулу» моноклассом! Как тут не вспомнить разговоры о том, что королева автоспорта, дескать, всегда была на острие технического прогресса, а сама идея унификации узлов и агрегатов этому противоречит и превращает спорт в фарс… В 60-е, 70-е и 80-е никто не мешал использовать и изобретать новые технологии, просто технологии эти касались в основном работы с шасси.
Итак, идея увидела свет. Что будет дальше? Сейчас мяч на стороне команд. Если попытаться представить, кого может заинтересовать предложение Мосли, то вычеркнуть из списка, пожалуй, следовало бы «Феррари», «Макларен», «БМВ», «Рено» и, с меньшей долей вероятности, «Тойоту». «Уильямс», две команды «Ред Булла» и то, что, возможно, останется в чемпионате после ухода «Хонды», однозначно могут заинтересовать предложения ФИА в перспективе 2010 года. Особняком стоит «Форс-Индия» из-за своих многообещающих отношений с «Маклареном» и «Мерседесом», но, как знать, может быть, Виджаю Маллье уже довелось задаться вопросом: «А не поторопился ли я?».
Макс Мосли ждёт ответов до четверга, 11 декабря, а ФОТА тем временем заготовила на прошедшей неделе встречное предложение, которое, судя по заявлениям Луки ди Монтеземоло, сократит расходы на силовые агрегаты до 5 млн долларов в год.
Признавая наличие разумного зерна в предложении Мосли, нельзя не заметить как минимум двух очевидных проблем. Во-первых, двигатели, являются хотя и важной, но не самой затратной частью бюджета команд, поэтому возможный эффект от изменения регламента в этой части может оказаться сильно переоцененным. Во-вторых, с учетом того, что предложения могут вступить в силу только с 2010 года, неизбежно возникает вопрос о том, все ли нынешние частники доживут до этого момента?
Вот и где я это говорил? Во время дискуссии я ни разу не упомянул имя Мосли.
>При запрете на доработку двигателей? С интересом на это посмотрю
Смотрите во все глаза! Чем занимается сейчас Рено?Доработкой своего двигателя при запрете на доработки двигателей :) А ПОЧЕМУ? Потому что кто-то поумнее смог это сделать раньше :)
>А Вы много знаете технических регламентов, просуществовавших 15 лет?
Смотря где. В машиностроении, особенно отечественном - масса. (Это буквальный ответ на поставленный вопрос) А если по делу: я привел пример из другой отрасли, где каждый раз говорится «Ну все, в следующий раз никаких продлений, все в public domain. Но воз и ныне там.
Допустим, Cosworth не сможет построить двигатель равный Феррари и Мерседес в относительно честных условиях. Зачем ФИА разом отсекать 3/4 команд от возможности победы, это не выгодно с точки зрения зрелища. Если Макларен сильно уступит Феррари (или наоборот) в разработке шасси, то уже никого (Рено) не будет на подхвате, чтобы создать интригу. Значит надо добить Cosworth до разумного уровня, близкого к топ командам. Это опять же либо траты, либо подпольный фаворитизм. В общем, при таком раскладе единоличники на своем моторе будут центром возмущения, а кому оно нужно?
Наконец, я просто полагаю, что ФИА сделает всё чтобы Cosworthовский двигатель был не хуже чем двигатели лидеров. Потому что сделать конкурентноспособный движок - лучший способ привлечь к нему потребителя. Пряник, а не кнут...
Но какими средствами будет достигнута т.н.» конкурентноспособность»? Обрезанием очередных инноваций? Условная Феррари разработала нечто, что дает +20 лошадок на выходе двигателя. Но конкуренты, вместо того, чтобы воткнуть своим инженерам паяльник в ж... и заставить их поднять выходную мощность на те же 20 лошадок, бегут к руководству серией и требуют запретить любые инновации на -дцать лет вперед. Это не ведет к прогрессу. Более того, это ведет к упадку. Потому что в итоге все сядут на доску с четырьмя подшипниками и унифицированным движком от электродрели.
В краткосрочной перспективе, чтобы выжить, неплохо иметь надежный и дешевый двигатель не хуже, чем у всей массы. А в среднесрочной когда появляюся амбиции, понимаешь, что прыгнуть выше головы не сможешь. В старые времена в таких случаях бросали все и изобретали турбонаддув или граунд-эффек, а теперь не получится.
\Наконец, я просто полагаю, что ФИА сделает всё чтобы Cosworthовский двигатель был не хуже чем двигатели лидеров. Потому что сделать конкурентноспособный движок - лучший способ привлечь к нему потребителя. Пряник, а не кнут...
А это уже то, о чем я говорю, какие-то искуственные манипуляции.
Во-вторых, я не вижу пока досок с четырьмя подшипниками. И не вижу даже предпосылок для этого. И в этом суть антикризисных мер.
И в третьих, Вам же не предлагают заморозиться на веки вечные. Сейчас идёт обсуждение регламента на двигатели на 2010-2013 годы.
Что касается манипуляций - а когда половина паддока вслух говорит о том, что Рено разрешили в конце 2008-го доработать двигатель - это не искуственные манипуляции?
Я-то говорил о технических консультациях... =)
Во-вторых, не видите сейчас и не увидите в 2013-м - это «две большие разницы».
В-третьих, где гарантия, что в 2013 году ФИА в ультимативном порядке не продлит «заморозку» еще лет на 15? Мне это напоминает ситуацию с авторскими правами на изображения Микки Мауса и Винни Пуха у студии Диснея. Вместо того, чтобы изобретать новые рисунки и истории, Дисней все силы кладет на лоббирование изменений в законе об авторском праве. А где прогресс? В юр.отделе?
При запрете на доработку двигателей? С интересом на это посмотрю.
«Во-вторых, не видите сейчас и не увидите в 2013-м - это «две большие разницы».»
Ну, я в 2013-й заглянуть не в силах. Если Вы можете - давайте спишемся в привате, есть пара вопросов относительно капиталовложений.
«В-третьих, где гарантия, что в 2013 году ФИА в ультимативном порядке не продлит «заморозку» еще лет на 15? » А Вы много знаете технических регламентов, просуществовавших 15 лет?
В целом подход понятный, Макс Мосли негодяй чтобы они ни делал заведомо и вовеки веков... Ну что, тоже позиция...
Наши взгляды, видимо, просто отличаются степенью пессимизма.
Нет. Мы говорим о бредовой, на Ваш взгляд, идее монодвигателя в Формуле 1. (С)
А давайте оглянемся на последние три года. Просто проанализируем, что появилось нового и хорошего за это время. А теперь попытаемся как-то связать это с тем, что происходило на трассах.
Сходу вспоминается шинный вопрос (комплект на всю гонку). Что нам это подарило? На мой взгляд, ничего особенного (если не считать чем-то особенным ГП США 2005). Чего лишило? Ну, конкретно Райкконена - победы на Нюрбургринге.
Трэкшн-контроль, который то есть, то нет... На мой взгляд - вообще самая переоценённая техническая составляющая «Ф-1» последних лет. Как не привнесло ничего нового его появление, также не сыграла сколь-нибудь важной роли его отмена.
Идти по списку можно долго, и если у Вас есть примеры - я с удовольствием почитаю. Просто я считаю, что лучшее, чем радовала зрителей «Ф-1» в последние годы происходило не благодаря техническому прогрессу. А иногда даже вопреки ему.
Я поэтому и говорю, что у нас с Вами просто разная степень пессимизма прилагается к обсуждению тех регламента. Это как люди, которые любят ГП Монако и говорят «ух ты, как красиво они между отбойников носятся» и те, кто говорит «скука, ни одного обгона». Я не увязываю технический прогресс с плотнотсью или качеством борьбы на трассе.
Например?
«Да, DFV был де-факто двигателем-монополистом в Ф1 более 15 лет.»
Во-первых, не был, во-вторых в статье об этом не говорится.
«Но приэтом никто не запрещал той же Феррари (или любой другой команде) разрабатывать, доводить и улучшать в рамках регламента ДРУГОЙ двигатель.»
Совершенно верно, но в нынешних условиях в регламенте уже прописана «заморозка». Прямой связи с введением двигателя от стороннего поставщика здесь нет.
«Если бы в конц 70-х команды играли по правилам Мосли, озвученным в 2008-м, то никогда бы не появился турбонаддув у Рено, например. Потому что «или как все, или не смей развивать своё».
Не будет гонки технологий - не будет Формулы 1.»
+5 баллов за мысль!
Но только вопрос: а почему все (Вы в том числе) так уцепились за идею технологического прогресса, воплощённого в моторе? Вы вспомните сколько потрясающих идей рождала «Ф-1» в области конструкции шасси! А тут по-прежнему «непаханное поле». С известными ограничениями...
Но только вопрос: а почему все (Вы в том числе) так уцепились за идею технологического прогресса, воплощённого в моторе? Вы вспомните сколько потрясающих идей рождала «Ф-1» в области конструкции шасси!
-----
Поле, по-моему уже на половину распахано, как минимум...Это в 70х были автомобили-крыло, автомобиль-пылесос Бребхем, шестиколесные Тирелл и Марч... Хоть век их был недолог, все быстро запрещалось но все же, новшества аналогично этим уже вряд ли будут....
Отбросив определенные условности, можно сказать что ИРЛ уже де-юре быстрее Ф-1. Посмотрите на показатели средней скорости на финише гонок (не забыв перевести мили в километры). Другое дело, что объясняется это, конечно же природой трасс (овальных). Это второе.
Ну и мои извинения Вашим коллегам =)
Техническая невозможность обгонов по вине аэродинамики тоже чрезмерно раздута. Уже к первой трети дистанции пелотон растягивается так, что бОльшая часть пилотов даже не приближается к зоне воздушных потоков позади впереди идущего соперника. Часты ли ситуации когда один болид довольно быстро настигает другой и , находясь позади, теряет возможность обгонять?
Так что ничего не изменится, какой бы облик болиды не приняли. Обгоны возможны только в ситуации подобной Монце этого года, когда лидеры оказались в хвосте по стечению обстоятельств. Или при оперативной замене покрышек небольшой группой пилотов в момент начала дождя (финал Спа этого года)
Итак, вывод очевиден:БЗ можно доверять писать незадачливые статейки с соответствующей тематикой, но все, что касается непосредсвенно гонок и пилотов, ЗАСЬ !
2 Дмитрук,
----------------
Вот это Борискино, а-ля разборняки ФОТА-ФИА, возможность введения «единого» двигателя и т.д.
О гонках и пилотах пишите вы и Герчиков, БЗ плавает в элементарных вещах.