Как мотогонщики справляются со стрессом
Первый инструмент - осознанность
Владимир Карзаев - пилот и руководитель команды “Chrome Racing Team”, директор мото- и картинг школы “Академия”, в Российском Супербайке с 2011 года. Во время нижегородских этапов чемпионата Владимир разрывается между паддоком, где организует активность в зоне своей детской мотошколы, и боксами, где кипит работа команды по подготовке к гонке. Напряжение не ослабевает весь день и к моменту старта достигает своего пика. Что помогает гонщику в такие моменты?
“Перед заездом я концентрируюсь на трассе и заезде, визуализирую как проведу старт, проеду круг. Если чувствую, что состояние не входит в состояние повышенной концентрации, то я делаю дыхательные упражнения. После этого остается "накрутить" себя в физическом состоянии с помощью разминки - и еще раз проверить состояние концентрации, чтобы найти баланс необходимый мне на гонку.
Если я перевозбужден от организационной беготни, как это бывает на Нижегородском кольце, то перед заездом я больше времени уделяю дыхательным упражнениям, как и визуализации. Во время разминки делаю менее активные упражнения - на растяжение, до того самого состояния, которое нужно мне для гонки.
Нужно найти баланс своего состояния, который помогает достигнуть наилучшего результата. Каждый раз я разными методами вхожу в то состояние, которое я "зафиксировал" как наилучшее”.
Второй инструмент - дыхание
Михаил Шумилин участвует в спортивных соревнованиях уже больше 25 лет. За его плечами старты в самых разных дисциплинах: и “кольцо”, и опаснейшие дорожные гонки, которые объединяют скорость шоссейно-кольцевых гонок с опасностью городских трасс, и даже скоростной спуск с горы - тот еще экстремальный набор. Будучи руководителем команды “RLS Сборная Санкт-Петербурга”, которая в 2019 году заняла второе место в зачете RSBK, Михаил уделяет теме борьбы со стрессом особое внимание.
“Если ты взволнован, ни о каком успешном старте речи быть не может. Я применяю следующую технику дыхания: делаю серию очень глубоких вдохов и выдохов в спокойном темпе непосредственно перед стартом. В это время кровь перенасыщается кислородом до «потемнения в глазах» и некой эйфории. Это помогает сосредоточиться и полностью отключиться, войти в состояние, когда я вообще ничего не слышу и не вижу, сбить меня в этот момент абсолютно невозможно. Внешнего мира просто нет”.
Третий инструмент - визуализация
Макар Юрченко, пилот команды “SPB Racing Team”, первый гонщик из России, который смог пробиться в младший класс мирового чемпионата по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Он единственный российский пилот, выступавший в мировой серии Гран-При в 2019 году. Для Макара это был сезон колоссальной ответственности - перед командой, спонсорами, болельщиками. Поэтому борьба с эмоциями на стартовой решетке была для него как никогда актуальна.
“Мандраж - это нормальное состояние гонщика перед стартом, его не нужно бояться, но его нужно уметь контролировать. По сути, мандраж нужно просто пережить. В целом он длится 4-5 минут. Гаснут огни и тебя охватывают уже совсем другие эмоции. На стартовой решетке я иногда предпочитаю находиться в шлеме с немного опущенным визором. Это помогает мне на пару минут абстрагироваться от суеты вокруг, настроиться на гонку, не дать эмоциям начать управлять разумом и телом, позволяет прокрутить в голове старт, первые повороты и еще раз обдумать стратегию гонки”.
Подробнее: https://radiokp.ru/sport/kak-rabotat-so-stressom-motogonschiki-professionaly-nazvali-3-prostykh-instrumenta_nid10583_au5696au