Письма счастья
В последнее время от идей спасения чемпионата «Формулы-1», выдвигаемых коммерческим и спортивным руководством серии в лице Берни Экклстоуна и Макса Мосли, отдает отчаянным популизмом на грани здравого смысла. Но идея введения стандартных моторов, претерпевшая некоторые изменения в последнем письме президента ФИА (чуть было не затерявшемся в вызванной уходом «Хонды» буре), кажется, начинает обретать больший конструктивный смысл, чем все документы, подписанные на площади Согласия за прошедшие несколько лет.
В своем письме командам Мосли объявил об окончании тендера на производство унифицированного двигателя для участников чемпионата мира и начале эксклюзивных переговоров с компанией «Косуорт» о поставках силовых агрегатов, начиная с 2010 года. Цена готовых мотора и трансмиссии – чуть больше 8 млн долларов в год. Для сравнения, в 2002-м клиентские двигатели Скудерии предлагались команде Алена Проста за 25 млн долларов, а нынче цена возросла – «Феррари» и «Рено» обходятся «Торо Россо» и «Ред Буллу» в 30 млн евро за сезон.
После первых попыток критики неожиданный реализм предложенному Мосли варианту придал новый факт: сегодня Федерация больше не настаивает на использовании произведенного третьей стороной двигателя абсолютно всеми командами королевского класса. Указанная цена будет действительна в случае поставок двигателей уже четырем командам. В письме есть и оговорка о том, что в случае, если желающих будет, например, не четыре, а восемь, стоимость снизится до суммы в 5,8 млн долларов с конюшни. Кроме того существует и возможность дальнейшей экономии в случае обсуждаемого ФОТА снижения планки нынешнего тестового километража (30 000 на команду).
Если вернуться к предыстории переписки, то ФИА уже давно видит решение более чем острой проблемы сокращения расходов в унификации максимально возможного количества деталей и узлов гоночных машин. Сложно упрекать в этом Федерацию, ведь лучшее, до чего пока удалось договориться самим командам, – ограничение тестового километража, которое многими было с успехом (и дополнительными затратами) компенсировано за счет компьютерного моделирования. При этом участники чемпионата в штыки воспринимают любые предложения, отдающие, по их мнению, не только излишней «уравниловкой», но и прямыми маркетинговыми потерями. Последним предложением такого рода как раз и стала идея использования единого двигателя.
Понятна позиция конюшен, сходу отвергших этот вариант. Сама философия «Феррари» еще со времен Коммендаторе была построена именно вокруг моторостроения, а долгие годы Скудерия и вовсе была единственной, осуществлявшей весь цикл разработки своих болидов самостоятельно. «Мерседес», вкладывающийся в «Макларен», платит за то, чтобы именно трехлучевая звезда сияла во вспышках фотокамер после побед пилотов английской конюшни, а «Тойота» пытается продемонстрировать всему миру способность успешно создавать любые типы автомобилей и двигателей к ним. Ну как можно заставить эти и подобные им команды, имена которых прочно обосновались наверху первой сотни самых узнаваемых брэндов мира, укротить свои амбиции и превратиться в эдакий автогоночный «Макдоналдс»?
В хоре возмущенных голосов маркетологов и технарей, так гордящихся уникальными наработками, утонуло молчание тех, кто никогда не производил собственных моторов. Но именно при взгляде на команды вроде «Уильямса», начинает казаться, что в ФИА действительно нащупали верный путь решения проблемы: вместо ведения долгой политической борьбы с заводскими командами – поддержать команды частные. По сути, на этом и заострено внимание в письме Мосли. При описании преимуществ предложенной схемы, в первую очередь упоминаются «предоставление возможности выживания независимых команд в нынешнем сложном финансовом климате», и «облегчение замены заводской конюшни в случае, если (что представляется вероятным), нас ждут дополнительные потери».
С такой расстановкой акцентов предложение президента Федерации позволяет в ином ключе взглянуть на саму идею единого двигателя, многими раскритикованную как очередной шаг в направлении превращения «Формулы-1» в монокласс. Сейчас же создается ситуация, при которой командам предлагается три варианта: использовать «Косуорт», строить двигатели самостоятельно по разработанной «Косуорт» модели, или использовать нынешние моторы при условии соблюдения запрета на доработку. Итого, полной стандартизации не получится, в силу того, что останутся те, кто воспользуется последней опцией.
В связи с этим уместно было бы вспомнить о временах, когда имя «Косуорт», сплав фамилий замечательных конструкторов Майкла Костина и Кита Дэкуорта, гремело на гоночных трассах. Двигатель «Форд-Косуорт» DFV с незначительными модификациями устанавливался на машины «Ф-1» в период с 1967 по 1983 годы. Среди тех, кто принес этим моторам победы в 176 Гран-при были Джим Кларк и Грэм Хилл, Брюс Макларен и Джеки Стюарт, Йохен Риндт и Ники Лауда, выступавшие за «Лотус», «БРМ», «Тирелл», «Матра» и «Макларен». И никому не приходило в голову в те времена называть «Формулу» моноклассом! Как тут не вспомнить разговоры о том, что королева автоспорта, дескать, всегда была на острие технического прогресса, а сама идея унификации узлов и агрегатов этому противоречит и превращает спорт в фарс… В 60-е, 70-е и 80-е никто не мешал использовать и изобретать новые технологии, просто технологии эти касались в основном работы с шасси.
Итак, идея увидела свет. Что будет дальше? Сейчас мяч на стороне команд. Если попытаться представить, кого может заинтересовать предложение Мосли, то вычеркнуть из списка, пожалуй, следовало бы «Феррари», «Макларен», «БМВ», «Рено» и, с меньшей долей вероятности, «Тойоту». «Уильямс», две команды «Ред Булла» и то, что, возможно, останется в чемпионате после ухода «Хонды», однозначно могут заинтересовать предложения ФИА в перспективе 2010 года. Особняком стоит «Форс-Индия» из-за своих многообещающих отношений с «Маклареном» и «Мерседесом», но, как знать, может быть, Виджаю Маллье уже довелось задаться вопросом: «А не поторопился ли я?».
Макс Мосли ждёт ответов до четверга, 11 декабря, а ФОТА тем временем заготовила на прошедшей неделе встречное предложение, которое, судя по заявлениям Луки ди Монтеземоло, сократит расходы на силовые агрегаты до 5 млн долларов в год.
Признавая наличие разумного зерна в предложении Мосли, нельзя не заметить как минимум двух очевидных проблем. Во-первых, двигатели, являются хотя и важной, но не самой затратной частью бюджета команд, поэтому возможный эффект от изменения регламента в этой части может оказаться сильно переоцененным. Во-вторых, с учетом того, что предложения могут вступить в силу только с 2010 года, неизбежно возникает вопрос о том, все ли нынешние частники доживут до этого момента?
Вот и где я это говорил? Во время дискуссии я ни разу не упомянул имя Мосли.
>При запрете на доработку двигателей? С интересом на это посмотрю
Смотрите во все глаза! Чем занимается сейчас Рено?Доработкой своего двигателя при запрете на доработки двигателей :) А ПОЧЕМУ? Потому что кто-то поумнее смог это сделать раньше :)
>А Вы много знаете технических регламентов, просуществовавших 15 лет?
Смотря где. В машиностроении, особенно отечественном - масса. (Это буквальный ответ на поставленный вопрос) А если по делу: я привел пример из другой отрасли, где каждый раз говорится «Ну все, в следующий раз никаких продлений, все в public domain. Но воз и ныне там.
и желания ФИА войдут в противоречие с желаниями/ возможностями Косуорта.
потому, что для этого надо затратить офигенных денег (чтобы не хуже Феррари и Мерседеса) и при этом продавать его за оговоренные 8 млн. Это с одной стороны. А с другой... а нафига? Если из производителей останутся только Феррари и Мерседес, то третье место в КК обеспечено.
Может получиться так, что будет два в одном. Четверка Феррари и Макларен со старта уезжает и разбирается между собой, остальной пелетон со стандартными моторами ведет свою, офигенно зрелишную и плотную борьбу с обгонами, столкновениями и прочими атрибутами настоящей борьбы в круге от лидеров.
Если Ф1 перестанет быть собой, Феррари с Маклареном могут вообще уйти из нее и получим новый чемпионат.
Главное привыкнуть. Или забыть старое
Техническая невозможность обгонов по вине аэродинамики тоже чрезмерно раздута. Уже к первой трети дистанции пелотон растягивается так, что бОльшая часть пилотов даже не приближается к зоне воздушных потоков позади впереди идущего соперника. Часты ли ситуации когда один болид довольно быстро настигает другой и , находясь позади, теряет возможность обгонять?
Так что ничего не изменится, какой бы облик болиды не приняли. Обгоны возможны только в ситуации подобной Монце этого года, когда лидеры оказались в хвосте по стечению обстоятельств. Или при оперативной замене покрышек небольшой группой пилотов в момент начала дождя (финал Спа этого года)
Да, DFV был де-факто двигателем-монополистом в Ф1 более 15 лет. Но приэтом никто не запрещал той же Феррари (или любой другой команде) разрабатывать, доводить и улучшать в рамках регламента ДРУГОЙ двигатель.
Если бы в конц 70-х команды играли по правилам Мосли, озвученным в 2008-м, то никогда бы не появился турбонаддув у Рено, например. Потому что «или как все, или не смей развивать своё».
Не будет гонки технологий - не будет Формулы 1.
Это мы с Вами знаем, что Ф-1 - вершина автоспорта. Я действительно так считаю. А в штатах, например, все имеют об «Ф-1» то же полупрезритлеьное мнение, что большинство собравшихся здесь о серии А1. А люди, не сильно разбирающиеся в гонках, например, включают по телевизору гонку А1 и говорят: о, Формула Один!
И что отличает Ф1 от остальных, скажите мне?
Визуально - да, можно врубиться в то, что концепция дизайна болида Ф1 отличается от всяких Ф3, ГП2 и А1, как бы те ни старались. Но количество обгонов за гонку, если уж брать такой показатель, в Ф1 не на высоте.
Ф1 - это деньги и PR в больших количествах. Вот это заметно отличает её от остальных гоночных серий. Но это не даёт зрителям какой-то разительно отличной картинки и качества самих гонок.
Для меня Ф1 - это в первую очередь история. И здесь вровень с Ф1 стоит только НАСКАР.
Вот Вы можете мне объяснить так, как надо было бы объяснить маленькому ребёнку: чем так отличаестя Ф1 от всех остальных серий? Я не могу. Этот какой-то подсознательный уровень восприятия. Я об этом к тому завёл разговор, что никак не пойму, потери какой составляющей Ф-1 Вы боитесь? Превращения в юношескую серию? По сравнению с 50-ми годами это уже настоящий детсад. Превращения в моносерию? Ф-1 никогда ею не была, не станет и сейчас. А потом, что считать моносерией? Если резина у всех одинаковая - это моносерия? (утрированно)