
Прошедший сезон для Скудерии был наполнен почти шекспировскими страстями. Сюжетных поворотов в нем хватило бы на пару-тройку лет любой команде поменьше да что там поменьше, просто любой команде. Самое интересное, что итоги закончившегося чемпионата плавно перетекают в описание ожиданий от следующего. Все, чего «Феррари» добилась за 2009 год, стало лишь заделом на будущее, попыткой избавиться от оставленного предшественниками наследства и построить нечто новое. Но обо всем по порядку.
К старту чемпионата команда по обыкновению подходила с позиций одного из лидеров, претендента на всевозможные титулы и трофеи. Испытания, по заверению руководства и пилотов, прошли нормально, основным моментом, на котором акцентировалось внимание, была надежность видимо, сказывался не самый удачный опыт сезона-2008. Тем не менее, на барселонских тестах Доменикали обратил внимание на нового неожиданного конкурента: «Не хочу, чтобы вы подумали, что ухожу от ответа про сравнение с соперниками, но сейчас действительно крайне сложно делать какие-то предположения. Всего несколько дней назад было достигнуто определенное равновесие между всеми командами. Вдруг появилась конюшня Росса Брауна, и характеристики их машины оказались совершенно неожиданными. За «Брауном» нужно внимательно следить». Опасения в связи с темпом бывшей «Хонды» выражал и Фелипе Масса.
На первом же Гран-при сезона стало ясно, что в Скудерии не зря волновались и за надежность, и за скорость болидов
Старт чемпионата для «Феррари» получился обескураживающим. Уже на первом Гран-при сезона стало ясно, что в Скудерии не зря волновались и за надежность, и за скорость болидов. Ни Райкконен, ни Масса не смогли добраться до финиша в Австралии, причиной неудачи Доменикали назвал низкий темп в сравнении с выстрелившими конкурентами. В последующих двух гонках опасения только подтвердились команда действительно сильно отставала от новых лидеров. Среди причин неудач назывались технические проблемы, неверная стратегия на гонку, в конце концов, небезызвестные двойные диффузоры. Но основной идеей, которая чуть позже станет лозунгом всех интервью и пресс-релизов команды, было потерянное в борьбе за прошлогоднее чемпионство время. «Мы сражались с «Маклареном» в 2008 году и были полностью сконцентрированы на борьбе за титул. В этом отношении мы его завоевали. Естественно, это повлияло на нынешнюю ситуацию, ресурсы были ограничены. Нельзя получить все сразу. Мы бросили много ресурсов на доводку машины 2008 года», оценивал ситуацию Доменикали.
Как бы то ни было, в первых трех гонках команда не набрала ни одного очка, коллективный протест против двойных диффузоров был отклонен, а конкуренты из «Брауна», «Ред Булл» и «Тойоты» очевидно не собирались сбрасывать темп. Пожалуй, единственным утешением могло послужить то, что «Макларен» также оказался в чрезвычайно тяжелой ситуации вероятно, по той же, упомянутой Доменикали, причине. Примерно в это же время наметилось легкое расхождение в оценке положения пилотами если Масса в тон руководству пытался оставаться оптимистичным, то Райкконен наоборот чаще говорил о проблемах и недостатках. Болельщики, разумеется, воспринимали эти интервью по-разному кто-то поддерживал Массу в его оптимизме, кто-то говорил, что Кими просто реальнее смотрит на вещи. Но это, думается, было не самой серьезной проблемой «Феррари» на тот момент.
Тем временем, пока в «Формуле-1» начинал разгораться политический скандал, пока Макс Мосли вещал о том, как «этот спорт проживет и без «Феррари», команда начала постепенно идти на поправку. По три очка удалось набрать в Бахрейне и Барселоне, Вполне приличный результат в Монако 3 и 4 места позволял надеяться на дальнейший прогресс. Но кризиса доверия Доменикали избежать не удалось. Именно этот период стал для итальянца самым психологически сложным, больше всего ему пришлось отвечать на вопросы о том, не собирается ли он покидать свой пост, чтобы спасти положение. Определенную долю давления с руководителя Скудерии снимали постоянные взаимные выпады Луки ди Монтеземоло и Макса Мосли в прессе и только набиравший оборот слух о скором переходе Алонсо. Но напряженность в поведении Доменикали все же оставалась.
После Гран-при Венгрии единственным новостным поводом «Феррари» на некоторое время стал Фелипе Масса
За всей закулисной борьбой результаты гонок как-то ушли в тень, вероятно потому, что результаты эти были достойны скорее крепкого середняка, а не команды, позиционировавшей себя претендентом на титул. Но отношение «Феррари» к собственным неудачам плавно поменялось Фелипе Масса уже радостно сообщал о возможности финишировать в очках, Райкконен по-прежнему говорил о проблемах, но, кажется, положение уже не казалось ему столь безнадежным, а руководство конюшни уже начало смотреть в следующий сезон Алонсо все настойчивее сватали в Маранелло, а Доменикали и ди Монтеземоло прямо говорили о скором начале работы над новой машиной.
После Гран-при Венгрии единственным новостным поводом «Феррари» на некоторое время стал Фелипе Масса. Тяжелая травма, полученная в квалификации, заставила бразильца пропустить всю оставшуюся часть сезона, а болельщиков изрядно поволноваться за его здоровье. Три недели, отделявшие Гран-при Венгрии от Гран-при Европы, кажется, вместили настоящую новостную бурю. Сразу после инцидента на «Хунгароринге», разумеется, посыпались различной степени правдоподобности предположения о том, кто же заменит Фелипе за рулем. Первым кандидатом в сменщики оказался, как ни странно, Михаэль Шумахер. Немец исправно поставлял поводы для всяческих дебатов на протяжении почти двух недель. Но так же внезапно было принято решение не рисковать чемпионским здоровьем и посадить в Валенсии за руль второго болида Луку Бадоера.
Вряд ли итальянец с теплым чувством будет вспоминать те два Гран-при, которые он провел в сезоне-2009, хотя у болельщиков определенно появилось много поводов для добрых и не очень добрых шуток в его адрес. Мало того, что вечный тест-пилот «Феррари» так и не смог приспособиться к машине и добиться какого-либо результата, он успел поучаствовать в паре достаточно забавных инцидентов, таких, как четыре раза превышенная скорость на пит-лейн в Валенсии или пропуск Хейкки Ковалайнена опять же на пит-лейн в Спа. Не выдержав, «Феррари» решила воспользоваться услугами более привычного к гоночной обстановке пилота и переманила Джанкарло Физикеллу из «Форс-Индии». Итальянец сразу же воспылал энтузиазмом уж он-то точно сделает все возможное, чтобы помочь команде.
За вторую половину сезона Кими набрал больше очков, чем вдвоем с Массой в его начале
Но Физикеллу ждало то же разочарование, что и его соотечественника начиная с Гран-при Венгрии очки Скудерии приносил только Райкконен. Что за метаморфоза произошла с финном после аварии Массы, сказать сложно. Факт в том, что за вторую половину сезона Кими набрал больше очков, чем вдвоем с Массой в его начале. Здесь кроется самое большое противоречие, которое не позволяет однозначно оценить проведенный командой чемпионат. Финн добился впечатляющих результатов, практически в одиночку завоевал для команды четвертое место в Кубке конструкторов (и лишь чуть-чуть ему не хватило для того, чтобы удержать ее на третьем), на машине, работа над которой встала в середине чемпионата. Не этого ли ожидала команда от чемпиона мира 2007 года, когда Доменикали на старте сезона говорил о будущем гонщика: «Кими выглядит мотивированным, он похудел на три килограмма. Он чувствует, что для него и как пилота, и как сотрудника «Феррари», это будет важный сезон. Этот год определит его будущее». Но в то время как Кими набирал обороты, выигрывал Гран-при Бельгии, который стал единственной победой обладателя последнего Кубка конструкторов, набирали силу и разговоры о том, что Фернандо Алонсо займет его место в следующем сезоне.
Сложно сказать, чем руководствовались в Маранелло, принимая решение о досрочном расторжении контракта с Райкконеном и приглашении Алонсо, но ясно одно: команда твердо встала на путь кардинальных перемен и реорганизации, а в такие моменты обычно приходится чем-то жертвовать ради достижения целостности картины. С уходом всех ключевых фигур, сделавших возможными прошлые успехи Михаэля Шумахера, Росса Брауна, Рори Берна и Жана Тодта, попрощавшегося со Скудерией аккурат перед стартом сезона, необходимы были качественные перемены. И «Феррари» начинает все заново, строит абсолютно новый коллектив, о чем кроме всего прочего говорят и перестановки ключевых фигур по ходу чемпионата: перемещение Луки Балдиссерри на закулисную позицию, уход главного аэродинамика Джона Айли, замена Жиля Симона на Луку Марморини. С этих позиций прошедший год смело можно назвать переходным, и для переходного сезона «Феррари» выступила вполне достойно. Метания с гонщиками вполне объяснимы неопределенностью, царившей в паддоке и в самой команде. В итоге крайне неудачные выступления Физикеллы и Бадоера говорят о том, что болид изначально имел не самую удачную концепцию не зря жалобы пилотов относились не к какой-то определенной области, а к общей нехватке скорости и разнообразным мелким проблемам.
Предсказывать возможную форму «Феррари» в следующем сезоне занятие неблагодарное. Итальянская конюшня поставила на карту все, а открытое объявление о прекращении работы над болидом отрезало путь к отступлению. В будущем году оправдание недостатка скорости нехваткой времени из-за борьбы за чемпионство по очевидным причинам не сработает. Несмотря на свою конкурентоспособность, пара пилотов Алонсо Масса по определению не является самой спокойной, и, хотя проблем может и не возникнуть, с той же вероятностью может произойти что-то неожиданное. В конце концов, Доменикали совсем не доказал свою состоятельность в качестве руководителя команды, и «Феррари», возможно, придется сделать и его жертвой на пути к былым успехам.
Комментарии