Стиляга из Овьедо
За основание для анализа изберем оригинальный стиль пилотирования испанца. Специфичность подхода к управлению болидом, если верить многочисленным воспоминаниям представителей автоспортивной индустрии, у нашего героя в полной мере проявилась уже к 17 годам, когда пиренеец стал сильнейшим по итогам сезона «Формулы-Ниссан». Последовавшие тесты в «Минарди», сотрудничество с «Бенеттоном», стремительное развитие гоночной карьеры и, как итог, триумфальное покорение элитного класса лишь подтверждали: уникальность Алонсо кроется не только в природных задатках – скорости, превосходной реакции и способности сохранять предельную концентрацию на протяжении продолжительных периодов времени, – но и в мастерстве вождения.
Итак, попробуем проследить за нюансами движения Фернандо по трассе. Прежде всего, обратим внимание на процесс торможения. Перед входом в вираж складывается ощущение, что испанец стремится выжать из машины максимум – скорость, предшествующая маневру, обычно весьма высока. Далее он, словно приноравливаясь, несильно нажимает педаль тормоза, после чего делает вторую, «зачетную», попытку. Последняя традиционно оказывается резкой и агрессивной, способствует импульсивному замедлению кара. «Ну, и что здесь нового? – резонно спросите вы. – Вон, Льюис Хэмилтон всю дистанцию работает в режиме позднего брэйкинга, причем порой действует куда эффектнее напарника». Замечание уместное, однако справедливое лишь отчасти. Британец рискует, делая ставку на предельно оттянутый момент торможения. В случае помарки неизбежна блокировка передней оси и «убийство» компаунда, ведь выловить машину из заноса после «пролета» мимо точки брэйкинга за счет работы рулем катастрофически сложно.
Алонсо использует тактическую хитрость, отличающую его стиль от манеры дебютанта и дающую пилоту возможность исправить ошибку, коли таковая случается, в процессе движения без критических последствий. Едва чемпион начинает ослаблять давление на педаль тормоза после глубокого втопления, как в ту же секунду (при случае обратите внимание на диаграмму throttle&brake) включает работу рук – выкручивает руль, причем делает это очень четко и глубоко, делая траекторию кривой довольно крутой. Зачем?
«Фишку» маневра пару лет назад раскрыл технический директор «Рено» Пэт Симмондз. При подобном подходе шасси избавляется как от недостаточной, так и от избыточной поворачиваемости (проявление последних чревато потерей времени и ускоренной деградацией компаунда). Нейтральность же, провоцирующая более высокое боковое ускорение, дает возможность оперативно проскочить к точке смены направлений, где Фернандо применяет еще один любопытный ход.
После непосредственно поворота пиренеец очень мягко начинает прибавлять газ (изначально – процентов на 25-30) и лишь затем следует разгон, сопровождающийся предельной акселерацией. Нюанс заключается в следующем: ход болида на всем пути второй составляющей витка мастерски корректируется рулем. Алонсо по сравнению с манерой соперников разом убивает двух зайцев – страхуется от заноса, а заодно стабилизирует машину. Не будем забывать и о том, что стиль пиренейца позволяет болиду на протяжении виража не терять сцепления с трассой. В финальной стадии маневра сей факт особо ценен: игра дросселем и отменное использование преимуществ трэкшн-контроля (да-да, чемпион не брезгует «электронными» наворотами, при этом извлекает из дополнительной навигации уйму дивидендов!) превращают процесс набора скорости Фернандо в образец для подражания.
Последователей, к слову, у нашего героя немало. Взять того же Ковалайнена. Весенний отрезок чемпионата мира агрессивные атаки виражей финна до боли напоминали действия экс-напарника. Разница заключалась в том, что испанец, искушенный в работе над настройками, скорректировал свою манеру сообразно требованиям компаундов «Бриджстоун». Хейкки же с трудом приноравливался к особенностям японской резины, чутко реагирующей на жесткие маневры, из-за чего зачастую оказывался в щекотливых ситуациях. Возможно, северянин куда быстрее вошел бы в гоночный ритм, ориентируйся специалисты «Рено» в вопросах развесовки столь же расторопно, сколь инженеры «Макларена»… Хотя, стоп! Это уже совсем другая история.
Рискнем навлечь на себя гнев фанов Хэмилтона, но заметим: Льюис также пытался примерить элементы испанских лекал на собственные гоночные модели. Но быстро понял: игра не стоит свеч. Британцу не хватало синхронности действий. После пары серьезных перетормаживаний (заметьте, в каком положении находилось в момент блокировок оси рулевое колесо и в результате какого маневра оно там оказалось!) вундеркинд вернулся к привычному поведению на трассе.
Завершим описание стиля Фернандо парой штрихов. Экс-чемпион невероятно стабилен: скорость, которую он демонстрирует по ходу воскресенья, не претерпевает перепадов. Несмотря на то, что деградируют шины, изменяется уровень загрузки топлива в баках, разнится температура асфальта, очевидно: наш герой уверенно контролирует поведение машины и при надобности корректирует рисунок вождения (переходит в щадящий режим либо же более активно атакует поребрики). Также он превосходно совершенствует настройки по ходу уик-энда. Заметьте, ни разу в сезоне Алонсо не жаловался на возникновение в суперпоуле какой-либо из поворачиваемостей – судя по квалификационным пресс-конференциям, бич пилотов, не позволявший им показывать добротные результаты в Q3 после долива топлива. Да что «Макларен» – в «Рено» он периодически попадал в технический аврал, но с честью выходил из ситуаций (неважно был то отказ электроники или механические недоработки) за счет рациональных решений.
Сейчас главный вопрос, волнующий поклонников Фернандо, заключается в следующем: в кокпите какой из машин проведет их кумир сезон-2008? Дать ответ мы не рискнем, но одно знаем наверняка: уникальный стиль пилота не позволит ему затеряться даже за рулем невыразительного середняка…
Как-то непривычно видеть рядом с «чемпион мира в Ф1» приставку «экс». Я думал, что здесь, как и на олимпиаде, экс-чемпионов не бывает.
Ну а это - перл, даже если без намеков :) «Алонсо использует тактическую хитрость, отличающую его стиль от манеры дебютанта».
Посредством тротландбрэйк в свое время заметил у Шумахера-ст. интересную особенность: в конце торможения он всешда начинал педалировать газ, т.е. когда еще не отпустил тормоз. Интересно, что из этого он извлекал?
Очень хочеться на это посмотреть! Как себя поведет Алонсо, когда победить хочеться, а не можеться. Хоть бы осталься Фернандо в Макларене, а то по плану у них кризис намечается=)
Более ровную кривую крутящего помента при понижении передач вниз. В принципе близко к тому, что можно увидеть здесь - http://www.youtube.com/watch?v=A8-zbfdPfRg. Это запись того, как Сенна пилотирует Хонду NSX на Сузуке. Обратите внимание, как при торможениях, где требуется понижение более чем на одну передачу, он работает правой ногой и по педали тормоза и по педали газа. Так называемая перегазовка. Одним из дополнительных преимуществ такой работы газом при переключениях яляется то, что машина в меньшей степени подвержена оказыватся клевку, который возникает при переключениях, следовательно, вес машины остаётся более равномерно распределён по осям, следовательное, лучшее сцепление в поворотах, лушее распределение сцепления между всеми колёсами, следовательно, меньше риск блокировки колес, или их быстрого износа и т.д и т.п....
По квалификациям Алонсо уступает Льюису, не помню точно, счет примерно 6:11.
Но его стиль более надежен для гонки..
«Ну, и что здесь нового? – резонно спросите вы. – Вон, Льюис Хэмилтон..." Построение фразы странное - все-таки, в отличие от Алонсо, Льюис без году неделя в ф1, странно сылаться на него таким образом :)
А статья интересная и познавательня, за что, как всегда, спасибо :)
Очень толково все объяснили, спасибо.
Плюс к тому же синхронизирует обороты двигателя и коробки передач.