5 способов сделать «Формулу-1» интереснее

Ограничение бюджетов, изменение управляющей структуры, поддержка философии «Пирелли» и отказ от рента-драйверов – Sports.ru называет способы сделать «Формулу-1» интереснее.

О том, какие еще меры поспособствуют повышению интереса к «королевским гонкам», кажется, не высказался только ленивый. Действительно, за последние годы в ФИА что только не перепробовали: резкая метаморфоза технического регламента, смена поставщика резины, введение DRS и KERS. Где-то преуспели, где-то – не очень, а между тем регламент вскоре вновь изменится до неузнаваемости.

Но как сделать чемпионат не только в меру зрелищным, но и эффективным, создать качественно лучшую систему управления всей «Формулой-1»? Тони Парнелл, бывший технический консультант Международной автомобильной федерации, помогает нам в этом нелегком деле.

Административные меры

Многие сходятся во мнении, что структура управления «Формулой-1» нуждается в реформировании. Тони Парнелл считает, что ФИА должна претерпеть существенные изменения, чтобы решить сегодняшние проблемы: «Гораздо важнее тот факт, что финансовое положение команд оставляет желать лучшего, а в следующем году коллективам предстоит потратить в два раза больше на новые моторы (порядка 20 миллионов евро). Это настоящая катастрофа для большинства участников чемпионата, но мягкотелая ФИА только за псевдомонополию топ-команд».

Еще одна беда для конюшен – массовый уход спонсоров из «королевских гонок». Конечно, в большинстве своем эта проблема характерна для середняков и аутсайдеров пелотона, но иногда случаются казусы, например, постепенный закат многолетнего сотрудничества «Макларен» и Vodafonе. Многие спонсоры также сторонятся коррупционных скандалов, подрывающих имидж не только Берни Экклстоуна, но и всей «Формулы-1». Бывший руководитель «Ягуара» предлагает свое решение проблемы: «Популярные потребительские бренды, такие, как Pepsi, Macdonald`s, Apple могли бы найти спорт достаточно привлекательным».

«Финансовое положение команд оставляет желать лучшего, а в следующем году коллективам предстоит потратить порядка 20 миллионов евро на новые моторы»

Естественно, что для достижения положительного результата должен измениться не только кадровый состав, но и сама структура Международной автомобильной федерации. Тони Парнелл умалчивает, как именно должна выглядеть новая ФИА, зато приводит достаточно подробный список обязанностей для обновленного руководства автоспорта: «Новая ФИА должна решить все эти проблемы. Она обязана указывать курс на правильное направление «Формулы-1», защитить его от угроз в будущем, добиться максимальных результатов уже сегодня. Чтобы этого добиться, нужно такое руководство, которое возьмет контроль над поведением обладателей коммерческих прав, руководство, которое не допустит доминирования одной или двух команд и четко осознает – кто нужен «Формуле-1», а кто – нет, а также будет следить за популярностью этого спорта».

Равные бюджеты – равные шансы

Надо сказать, что идея введения потолка бюджетов в «Формуле-1» отнюдь не нова и восходит еще к 2004 году. Но тогда подавляющее большинство представителей команд раскритиковали идею, и к разговорам об ограничении расходов вернулись только несколько лет назад. И снова не смогли добиться компромисса среди конюшен. Попытка «ограничить ресурсы» закончилась выходом «Ред Булл», «Феррари» и «Заубера» в 2011 году из состава Ассоциации команд «Формулы-1» (ФОТА), которая по своей эффективности все больше начинает напоминать пресловутую Лигу Наций.

Попытки ввести потолок бюджетов предпринимались и в прошлом году, но вновь не удалось добиться единогласия. Последний проект предусматривал не только ограничение расходов, но и постепенное послабление бюджета участников чемпионата: в 2013 году цифра должна была составить 175 миллионов на команду, в 2014-м – 150, в 2015-м – 120 миллионов. В эту сумму не должны входить расходы на пилотов, маркетинговые и административные затраты, также потолок не должен зависеть от контроля за расходами на идеи, связанные с разработкой трансмиссий.

«Есть две вещи, которые будут получены от использования подобной системы. Первая заключается в том, что автомобильные компании не будут рисковать быть пойманными на нарушении регламента. Вторая – в том, что они смогут использовать своим успехи в «Формуле-1» в качестве рекламы, опираясь на то, что именно они выигрывают гонки в условиях наличия у всех конкурентов одинаковых ресурсов», – отмечает журналист Джо Сейвард в своем блоге.

«При ограничении бюджетов мы могли бы видеть, как «Уильямс» и «Заубер» сражаются за победу, а «Феррари» и «Макларен» прозябают в середине пелотона»

«Мне нравится идея, так как в этом случае победа будет доставаться самой умной, эффективно работающей команде, а не конюшне, победившей в соревновании бюджетов. Это сделало бы «Формулу-1» интересным соревнованием, в котором вам предстояло бы добиться максимально возможного результата в условиях ограниченного бюджета. Данное нововведение определенно произвело бы революционный эффект. К тому же, я не вижу сложностей с контролем затрат, на которые ссылаются многие другие руководители», – Тони Парнелл был единственным, кто поддержал идею в 2004 году, и сейчас не поменял свое мнение:

«При таком раскладе сегодня мы могли бы видеть, как «Уильямс» и «Заубер» сражаются за победу в то время, как «Феррари» и «Макларен» прозябают в середине пелотона. А может, статус-кво сохранится, и «Ред Булл» и «Феррари» по-прежнему будут лидировать, кто знает. В любом случае, определить иерархию пелотона до начала сезона будет невозможно. Но будет непредсказуемо – а значит, интересно. Однако пока мы не добились установления бюджетного потолка, в 2014 году представляется совершенно ясная картина: ни «Уильямс», ни «Торо Россо», ни «Заубер» или «Форс-Индия» не окажутся в лидерах. В следующем году в группе лидеров будут «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл», так как они располагают достаточным количеством денег».

Конечно, здесь есть свои «подводные камни». Например, кто и как будет обеспечивать эффективную и безошибочную систему судебно-бухгалтерской экспертизы бюджетов коллективов? Марк Зурер считает, что это невозможно, и «команды всегда будут умнее правил». Джо Сейвард и Тони Парнелл утверждают, что все не так уж и сложно. Хочется верить, что «новая ФИА» будет заинтересована в разработках по улучшению концепции чемпионата в целом и в повышении интереса как спонсоров, так и болельщиков к «Формуле-1».

Поддержка философии «Пирелли»

Сегодня идут упорные дебаты по поводу того, стали ли гонки несколько искусственными из-за DRS и шин «Пирелли». Нужно принять во внимание, что система DRS – реакция на особенность аэродинамики болидов, нивелировавшую значение слип-стрима. Можно вспомнить, как Фернандо Алонсо в далеком 2007-м в Индианаполисе на протяжении большей части дистанции Гран-при на длинной стартовой прямой не мог обогнать Льюиса Хэмилтона, хотя и обладал преимуществом в скорости. Или эпизод в Абу-Даби, где тот же Алонсо с преимуществом в темпе не мог обойти Виталия Петрова, несмотря на наличие сразу двух длинных прямых. И насколько гонка на «Яс-Марине» два года спустя была богаче на обгоны благодаря использованию регулируемого заднего антикрыла.

Конечно, это только одна сторона медали. Многие болельщики негодуют, что в той же Венгрии обгон воспринимается как «манна небесная», а в Китае или Бельгии выглядит как-то искусственно – «нажал на кнопку и объехал». Может, дело в специфических особенностях трасс? Есть примеры автодромов, где даже использование волшебной кнопки, по сути, не решает проблемы обгонов. Насколько велико значение DRS в повышении зрелищности гонок? Тони Парнелл приводит конкретные цифры: «Один из моих бывших студентов провел исчерпывающее исследование, доказав, что, несмотря на заметно увеличившееся с появлением DRS число обгонов, на 85 процентов этот прирост связан с характеристиками резины».

«Жалобщиков в «Формуле-1» всегда хватало. Не стоит обращать на них внимание; что-то я нечасто встречал болельщиков, которые бы просили вернуть гонки, напоминающие процессии»

После прихода «Пирелли» в 2011 году число обгонов увеличилось в два раза по сравнению с уровнем прошлых лет. Только за половину того сезона было совершено больше обгонов, чем за все 19 гонок чемпионата-2010. Парнелл подтверждает, что основным мотивом для смены поставщика шин стала смена концепции роли резины в «Формуле-1»: «Питер Райт, который в то время работал в ФИА и был всегда готов предлагать толковые идеи и давать умные комментарии, поделился своими наблюдениями, сказав, что можно взять курс на использование шин, специально разработанных для повышения зрелищности гонок, а не для скорости. И это было действительно очень верное наблюдение. В «Бриджстоуне» же решили, что если компания будет производить шины, не вполне соответствующие лучшим инженерным стандартам, это навредит ее имиджу».

Итак, гонки стали на порядок интереснее. Но не перегибают ли палку в «Пирелли»? За три неполных сезона случались курьезы: командам приходилось совершать экстремально большое количество пит-стопов, а в последнем британском Гран-при слишком мягкие шины и вольная трактовка коллективами некоторых технических тонкостей привели не к одной преждевременной смерти покрышек. Необходимо найти определенный баланс – иначе есть риск сделать гонки искусственными.

«По-моему, с гонками сейчас все в порядке, и это подтверждают телевизионные рейтинги. Не сомневаюсь, если кому-то из лидеров не удается выигрывать все поулы и гонки подряд, найдутся люди, которые обязательно начнут сетовать. Жалобщиков в «Формуле-1» всегда хватало. Не стоит обращать на них внимание: что-то я нечасто встречал болельщиков, которые бы просили вернуть гонки, напоминающие процессии. Подумайте об этом», – резюмирует Тони.

Возвращение дозаправок

Здесь мнения поклонников «королевских гонок» обычно расходятся. Часть их недоумевает, как возврат дозаправок отразится на зрелищности гонок. Что, мало оторванных шлангов и фонтанирующего во все стороны топлива? Другая когорта болельщиков парирует: мол, мало вам что ли летающих колес на пит-лейне? Ведь именно из-за спешки и необходимости установления нового рекорда по скорости проведения пит-стопа происходят происшествия, в которых, между прочим, уже есть пострадавшие.

Как ни крути, а с точки зрения психологии механикам будет куда комфортнее иметь дополнительные четыре-пять секунд в запасе, нежели расшибаться в попытках уложиться в требуемые 2,5-3 секунды. Следовательно, и инцидентов на пит-стопах, связанных с человеческим фактором, должно стать на порядок меньше. А придумать безопасную систему отсоединения заправочного шланга не составит большого труда.

Разумеется, у публики свои аргументы «за» и «против». Можно долго и упорно рассуждать, во вред или в пользу пойдет возвращение к истокам, ведущим свое начало еще с 1994 года, но есть один важный момент, который может привести к вынужденному возврату к дозаправкам по ходу гонки.

Несоответствие моторов необходимым техническим нормам может повлечь за собой множество последствий, и, в итоге, поднимет вопрос о возвращении дозаправок

Все упирается в новый регламент на моторы. Нынешние силовые установки выдают около 750 л.с. при 28 процентах эффективности. Новые двигатели должны сжигать топливо куда медленнее, при тех же 28 процентов КПД они бы выдавали всего 450 л.с. Даже с учетом значительного усиления мощности системы KERS этого явно недостаточно. Чтобы избежать потери скорости, новые силовые агрегаты должны серьезно прибавить в эффективности – КПД необходимо довести до 35 процентов, при этом ни на йоту не увеличив расхода топлива. Всем ли поставщикам моторов удастся подобная затея?

Если нет, то многим болельщикам придется запастись сильнодействующими успокоительными – их любимцы частенько будут беречь топливо, а это, с одной стороны, сделает гонки некоторых пилотов более консервативными, а с другой – до неприличия упростит обгоны в конце заездов. И то, и другое явно придется не по душе зрителям.

Несоответствие моторов необходимым техническим нормам может повлечь за собой множество других последствий, и, в итоге, возможно, поднимет вопрос о возвращении дозаправок. В этом случае у ФИА будет всего два пути: либо уйти от нынешних «бензовозов» и «заморозить» любые изменения касаемо двигателей, либо выделить производителям моторов дополнительное время на доработку новых V6, что предполагает решение проблемы в максимально сжатые сроки.

Итак, дозаправочный камбэк, возможно, уже не за горами. Выиграет ли «Формула-1» от этого? С точки зрения безопасности пит-стопов – да. С точки зрения повышения зрелищности гонок – большой вопрос, ответ на который будет напрямую зависеть от того, справятся ли разработчики новых двигателей со своими задачами.

Больше талантливых гонщиков

Не стоит забывать, что гонки – штука дорогая, и не каждый может себе ее позволить. Если вам на голову периодически не падают с неба чемоданчики с миллионами, то ваша автоспортивная карьера, скорее всего, закончится очень быстро. Да-да, нынешние чемпионы мира тоже не случайно оказались в «Формуле-1», без серьезной поддержки они бы не дотянулись до таких высот. Но эти пилоты добились впечатляющих результатов, и теперь уже не они работают на репутацию, а наоборот. Например, Себастьян Феттель в конце года не вываливает крупные купюры на стол владельцу «Ред Булл», чтобы тот соизволил оставить только что завоевавшего титул гонщика в команде.

Но не все так гладко. В «королеву автоспорта» зачастую попадают и не самые одаренные пилоты. Не достигая особых успехов в гонках, они, тем не менее, удерживают свое место в команде, ведь их присутствие в пелотоне хорошо оплачивается. Рента-драйверов не встретишь в финансово благополучных топ-командах, зато в остальных коллективах их хоть отбавляй.

Будь у большинства команд меньше финансовых проблем, чемпионат стал бы куда интереснее в плане борьбы на трассе

Пожалуй, лучше всего с выбором «высокооплачивающего гонщика» справились в «Уильямсе». Пастор Мальдонадо перестал притягивать к себе аварии и уже имеет на своем счету победу в Гран-при, а Валттери Боттас в целом не уступает своему напарнику. Виталий Петров также неплохо провел свои три года в кокпите болида «Формулы-1». Подиум в Австралии и несколько других удачных гонок надолго запомнятся российским болельщикам, но как только у Виталия не оказалось аванса на следующий сезон, он остался без работы. «Катерхэм» неожиданно принял решение сменить опытных гонщиков на более платежеспособных, и, надо сказать, с точки зрения результатов стало только хуже.

Совсем неудивительно, что у общественности, жаждущей лицезреть максимальную конкуренцию в пелотоне, в целом отношение к рента-драйверам отнюдь не положительное. Трудно избавиться от мысли, что будь у большинства команд меньше финансовых проблем, чемпионат стал бы куда интереснее в плане борьбы на трассе.

Такого же мнения придерживается Парнелл:

«Я считаю ужасным то, что рента-драйверы сегодня пользуются куда большим спросом, чем более одаренные гонщики, так как позволяют сводить концы с концами командам второго эшелона».

Возможно, именно вмешательство ФИА в схемы спонсирования команд приведет к качественным изменениям финансовой стороны «Формулы-1». А это, в свою очередь, поспособствует менее предвзятому и однобокому отбору кандидатов на роль, возможно, будущих легенд автогонок.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Форс-Индия», «Макларен», «Торо Россо», «Заубер»

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Уильямс», «Маруся», «Катерхэм»

39 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ничего этого не случится. Приятного просмотра.
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
«При ограничении бюджетов мы могли бы видеть, как «Уильямс» и «Заубер» сражаются за победу, а «Феррари» и «Макларен» прозябают в середине пелотона» - И многим бы понравилось наблюдать за тем, как победу 10 гонок подряд делят Заубер и Форс-Индия, например ? Конечно появлялись фаны у БраунГП, но миллионы болльщиков Феррари с МакЛареном были бы в ярости, т.к. смотреть в гонках будет нечего.
Вы удивитесь, но люди, симпатизирующие Зауберу и Форс-Индии есть и сейчас.
+5
0
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
/...Необходимо найти определенный баланс – иначе есть риск сделать гонки искусственными./
Как всё сложно и запутанно. Лучшие решения всегда просты и очевидны.
1. вернуть дозаправки,
2. резину сделать быстрой и неубиваемой,
3. вернуть старую систему начисления очков,
4. DRS разрешить всегда и везде,
5. KERS оставляем,
6. учитывая мнение камрада Alboreto - запускаем табачных спосоров
ну вернуть Палыча в Williams. И гонки будут на несколько порядков интереснее.
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
я скажу как-вернуть большинство обгонных европейских трасс в календарь вместо тилькодромов типа ОАЭ Сингапура и так далее,убрать ДРС, никаких ограничей на ресурсы
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
РБ хоть всемирно известный бренд, который светится и на Ралли, и на X-Games в США. Для большинства потенциальных фанов Ф1 ( новых ) Заубер - это ноу нэйм. И если ноу нэйм будет выигрывать у легенарных команд Ф1, это скорее всего приведет к падению рейтингов до восстановления привычной расстановки сил. Т.к. только самые преданные фаны будут постоянно тратить 2-3 часа жизни на унылое созерцание своего любимца на 16-м месте каждую гонку. имхо конечно.
Если люди после пары-тройки гонок все еще будут считать Заубер нонэймом, то им не стоит смотреть F1. Потенциальные фаны (по моему опыту) приходят незнайками и выбирают по результатам. Если у них есть какие-то предпочтения к проваливающимся командам, то да, либо терпеть, либо бросать смотреть.
Но по такой логике если у Заубера или Форс-Индии будет самовозка, но фанаты Феррари, Макларена и Ко просто бросят гонки. Если опасаться именно этого, то надо заранее свыкнуться с тем, что никто, кроме них, вообще побеждать не должен. Как по мне, это в перспективе повлечет еще большее падение рейтингов.
Ну и, в конце концов, в чемпе должна быть борьба. Причем если она настоящая, то это лучше даже для рейтингов.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Использовать весовой гандикап. За каждое набранное очко добавлять 1 кг к весу машины. Т.е. при победе к следующему этапу победителю добавиться 25 кг, занявшему второе место 18 кг, и т.д.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Вы удивитесь, но люди, симпатизирующие Зауберу и Форс-Индии есть и сейчас.
Они-то есть, но посмотрите на трибуны каждого гран-при: 40% красные и около 30% - белые, за Мак-Мерседес. И если начнут доминировать ЗауберФ-ИМаруся, а их любимцы болтаться вне очковой зоны - будут ли они приходить на гонки?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Если Williams налепит Rothmans, может снова закурю. Когда-то пришлось с Camel на Rothmans перейти. Носил бы и Oris, но бюджет не тот. С камрадом Kill the blue согласен на все 100500 - машина должна оставаться машиной, а не самолётом.
Камраду ральф шумахер огромное спасибо - напомнил о тех временах, когда Williams привозил остальным по два круга. Конечно такого не повториться.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Полностью согласен с Дашей. Не смотрел Формулу с 4-го чемпионства Шуми, недавно опять начал - спокойненько болею себе за Лотус, хотя раньше 10 лет топил за Уильямс. Никаких проблем.

Пара мыслей по теме.
1. Большие производители заинтересованы в оплачиваемой и пиар-выгодной обкатке новых технологий - прежде всего, в Ф-1.
2. Маркетинг - штука весьма инерционная, крупным рекламодателям всегда нужна "правильная" лошадка. Если Эппл налепит свой огрызок на команду, которая вдруг займет 10-е место - это провал и катастрофа. Поэтому - чем меньше предсказуемости, тем хуже для рекламодателей.
3. Табачные спонсоры не вернутся. Ребята, дело не в хотелке Берни, Жана или Дитера - существуют законы, запрещающие рекламу яда в большинстве цивилизованных стран (если это не этанол, конечно).
4. Для того, чтобы контролировать бюджеты достаточно контролировать доходы, с чем чудненько справляются налоговые службы большинства стран западной Европы (по подсчетам - в тени не более 10% экономики, кроме Испании и Португалии - там 17-20%). Тем более никто не запретит пилотам иметь личных спонсоров.
5. КЕРС, ДРС создают возможность более быстрому болиду набрать больше очков, а не тащиться за Катаямой пол-трассы до следующего пит-стопа. Разве плохо? А КЕРС сейчас потихоньку в серийные машины вводят.
6. И да, ничего этого не случится, пока есть рейтинги и ФИА моет ручки миллиардерам топ-команд.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
«При ограничении бюджетов мы могли бы видеть, как «Уильямс» и «Заубер» сражаются за победу, а «Феррари» и «Макларен» прозябают в середине пелотона» - И многим бы понравилось наблюдать за тем, как победу 10 гонок подряд делят Заубер и Форс-Индия, например ? Конечно появлялись фаны у БраунГП, но миллионы болльщиков Феррари с МакЛареном были бы в ярости, т.к. смотреть в гонках будет нечего.
ничего, что уже четвертый год то же самое, что тут пророчат Уильямсу и Зауберу, делает один РБ?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
так это тут отдел фантастики?

Феррари выставляет 4 болида
пилоты Феттель Алонсо Хем Кими
а команды которым финансово затруднительно выставляют по одному болиду
КК в топку
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Снять все ограничения, дать конструкторам полную волю - вот это будет интересно)
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Serg Petroff
Использовать весовой гандикап. За каждое набранное очко добавлять 1 кг к весу машины. Т.е. при победе к следующему этапу победителю добавиться 25 кг, занявшему второе место 18 кг, и т.д.
херню предлагаешь....
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Manuel Calavera
/...Необходимо найти определенный баланс – иначе есть риск сделать гонки искусственными./ Как всё сложно и запутанно. Лучшие решения всегда просты и очевидны. 1. вернуть дозаправки, 2. резину сделать быстрой и неубиваемой, 3. вернуть старую систему начисления очков, 4. DRS разрешить всегда и везде, 5. KERS оставляем, 6. учитывая мнение камрада Alboreto - запускаем табачных спосоров ну вернуть Палыча в Williams. И гонки будут на несколько порядков интереснее.
Гонки станут такими же как в начале 2000-х) То есть УГ редкостное. Многие фаны скучают за ними разве только из-за ностальгии. Но 80% обгонов на пите это ересь полная.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я бы ввел доп. очки, по одному: за поул и за лучший круг в гонке. И если бы дозаправки вернули, тогда и вероятнось увидеть ЛК в середине дистанции сузественно увеличилась. А там, где едут на пределе, там значительно увеличивается вероятность ошибки или поломки, что положительно скажется на зрелищности.
Баласт кстати тоже вариант. Например можно ввести эдакую майку лидера- т.е лидер чемпионата получает 10-20 килограммовую шайбу и прикручивать её сверху болида где антена. Феттель бы правда её переплавил бы в палец и перекрасил бы в золотистый с блестяшками, чтоб все видели. Зато у других будет больше шансов догнать по очкам лидера к концу сезона. В последней гонке баласт можно будет снять, чтоб все по честному:)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Насчет балластов и подобного, кмк, бред. Реальнее после квалификации решетку перевернуть, но от махинаций и в этом случае не убежишь. Неа, товарищи, все в равных условиях.
Вот я бы избавилась от правила, по которому после квал нельзя настройки менять. Это интрига, но иногда эта интрига может и кошмарами для иных команд оборачиваться.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Правильно: McDonald’s
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А что всем неинтересно? :) А меня вот все устраивает :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Формульная ветка, обсуждается будущий сезон. Казалось бы причём здесь Петров. Все эти "меры" - бред, за исключением дозаправок.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
да мне и так интересно. Хотя грустнота о былых времен дозаправок имеется, конечно.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Все фигня и нереализуемо.
лучшее что было сделано в последние годы - drs
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Хотя нет, вру, было бы гораздо интересней, если бы болиды летали по воздуху :))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
точнее ограничение на ресурсы можно оставить-но равные бюджеты-надеюсь команды Ф-1 никогда не согласятся на это
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Имхо любая система очков, где не все финишировавшие получают очки неадекватна, тем более, когда очки зарабтывает только первая 10-ка и они становятся, по сути, роскошью. Если я болельщик Бьянки, Пика, Петрова в 2012, Боттаса или кого-нибудь другого из тех ,кто не попадает в Топ10, как я должен оценивать их выступления? Кто лучше - Петров или Ковалайнен, если у них везде стоят нули? Система, подобная той, которая применяется в НАСКАРе (да и вообще много где), была бы куда более справедливой.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
С дозаправками, ДРС и КЕРС будет интереснее, однозначно. На следующий год их могут не ввести, т.к. 2014-й будет своего рода показательным годом и даст огромную пищу для размышлений, а вот на 2015 все может быть.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий