Загрузить фотографиюОчиститьИскать

7 лучших британских гонщиков в истории «Формулы-1»

В преддверии Гран-при Великобритании Sports.ru называет семерку самых ярких и быстрых представителей Туманного Альбиона.

7. Джеймс Хант

Годы карьеры: 1973 – 1979
Старты: 92
Победы: 10
Чемпионские титулы: 1 (1976)

Этот гонщик прожил короткую, но яркую жизнь. Природа наградила Джеймса потрясающим талантом и внешностью, и он нисколько не стеснялся ими пользоваться.

Гоночная карьера Ханта в «Ф-1» началась в 1973 году – за рулем болида «Марч» команды «Хескет». Команда была молодой и веселой – шампанское по утрам, красивые девушки в боксах, жизнь на полную катушку. За три года выступлений в «Хескете» Джеймс приобрел репутацию быстрого парня, но при этом бунтаря. На его нашивках на комбинезоне частенько было написано: «Секс – самая прекрасная вещь» или «Секс – завтрак для чемпионов». Он увлекался алкоголем, наркотиками, девушками, много курил. Он работал как бык, но безумно отрывался за пределами трассы – участвовал в тусовках и вовсю морально разлагался.

«А как бы вы поступили, будь у вас такая внешность?» – говорил о соотечественнике Стирлинг Мосс.

Джеймс Хант увлекался алкоголем, наркотиками, девушками, много курил, но и много работал

После ужасной аварии Ники Лауды в 1976-м Хант включился в чемпионскую гонку, и выиграл ее на залитой дождем трассе «Фудзи», однако даже при подготовке к решающему событию в карьере не изменил себе – Джеймс устроил двухнедельный загул, перепробовав более 30 стюардесс «Бритиш Эйрвей».

После окончания карьеры он с трудом привыкал к обычной жизни. По-прежнему пил, совершенно не готовился к репортажам на новой работе на телевидении и часто страдал от депрессии. В 1993 году сердце чемпиона не выдержало.

Эту противоречивую личность ненавидели и обожали, но даже сегодня, спустя 30 с лишним лет после ухода Джеймса из гонок, он остается одним из самых популярных гонщиков «Формулы-1» – о его противостоянии с Лаудой на трассах снимают фильм, а Кими Райкконен называет Ханта любимым пилотом.

6. Льюис Хэмилтон

Годы карьеры: с 2007-го
Старты: 98
Победы: 18
Чемпионские титулы: 1 (2008)

За пять полных лет выступлений в «Формуле-1» Льюис заработал репутацию очень быстрого гонщика, способного выжать максимум из любой машины.

Он мог выиграть титул в год дебюта, в 2007-м, но неудачно провел заключительные гонки сезона и уступил Кими Райкконену лишь один зачетный балл, однако в 2008-м после драматичной борьбы с Фелипе Массой все же стал чемпионом.

Льюис весьма напорист в гонках, и не боится говорить то, что думает, и иногда это его подводит на трассе или за ее пределами. Более того, в прошлом году проблемы в личной жизни помешали спортсмену сосредоточиться на выступлениях и отрицательно повлияли на результаты. Однако в сезоне-2012, несмотря на плотную борьбу в чемпионате и частые ошибки команды, Хэмилтон выглядит собранным и уверенным в своих силах. Нет сомнений, если он получит достойную машину, то вновь станет чемпионом.

5. Стирлинг Мосс

Годы карьеры: 1951 – 1961
Старты: 66
Победы: 16
Чемпионские титулы: 0

Если бы сэр Стирлинг Мосс выступал в более поздние годы, то наверняка стал бы неоднократным чемпионом мира, однако в 50-е техника была капризной, да и среди главных соперников числился сам Хуан-Мануэль Фанхио. Другая проблема состояла в том, что, будучи настоящим патриотом, Стирлинг частенько предпочитал выступать за родные, английские конюшни – которые, как правило, находились в начале своего развития.

С 1955 по 1957 годы англичанин уступал в чемпионате только легендарному аргентинцу, а в 1958-м проиграл Майку Хоторну всего один зачетный балл.

Мосса обвиняли в том, что он слишком жестко работал с техникой, однако на самом деле гонщик просто неустанно развивал машину, пусть и в ущерб ее надежности.

Сэр Стирлинг стал первым англичанином, который выиграл Гран-при на английском болиде, а также принес первую победу знаменитой команде «Лотус», однако в памяти болельщиков так и остался самым невезучим из всех потенциальных чемпионов.

4. Грэм Хилл

Годы карьеры: 1958 – 1975
Старты: 175
Победы: 14
Чемпионские титулы: 2 (1962, 1968)

Отец Дэймона Хилла, чемпиона мира 1996 года, никогда не считался таким же одаренным пилотом, как, например, Джим Кларк, однако талант – не единственная составляющая успеха. Всемирное признание Грэм заслужил своим трудолюбием и упорством, стремлением разобраться в технике, сделать лучше и ее, и себя.

После не слишком успешного дебюта в медленном и ненадежном «Лотусе» Хилл перешел в «БРМ» – в те времена казалось, что это тоже плохой выбор, – однако британец личным примером быстро поднял боевой дух новой команды и в 1962-м стал чемпионом мира.

Хилл танцевал стриптиз на столах, бегал нагишом вокруг бассейна, отчаянно флиртовал с дамами

Однако у всего есть обратная сторона. Грэм любил славу, он совершал странные выходки, широко освещаемые в прессе: танцевал стриптиз на столах, бегал нагишом вокруг бассейна, отчаянно флиртовал с дамами. Его непростой характер убил прогресс «БРМ», и в 1967-м честолюбивый гонщик решил вернуться в «Лотус». После смерти Джима Кларка он стал лидером коллектива, выиграл второй чемпионский титул, а через год в пятый раз одержал победу на трассе в Монако. После тяжелой аварии в конце 1969-го Хиллу нужно было завершать карьеру, однако он продолжил выступать в гонках, и, как многие считают, тем самым повредил своей репутации – ведь уже не был таким быстрым, как раньше.

Не исключено, что Хилл добился бы успехов с новой, уже собственной командой, однако в 1975 году вместе с перспективным гонщиком Тони Брайзом и еще несколькими членами коллектива англичанин погиб в авиакатастрофе.

3. Найджел Мэнселл

Годы карьеры: 1980 – 1995
Старты: 187
Победы: 31
Чемпионские титулы: 1 (1992)

Если бы чемпиона мира 1992 года нужно было бы описать только одним словом, то мы бы сказали «бескомпромиссный», однако раскрыть характер и талант этого гонщика только одним прилагательным невозможно: он был невероятно быстрым и напористым, однако частенько завершал гонки в отбойниках, любил славу и эпатаж, привлекал к себе внимание прессы дешевыми трюками, и при этом оставался склочной и мнительной личностью, видевшей в коллегах врагов. Однако его любили болельщики, и было за что.

Практически вся карьера Найджела овеяна легендами: ради гонок он бросил работу ракетного инженера и распродал практически все имущество, но уже через три недели попал в аварию на тестах, в результате которой чуть не свернул себе шею. Врачи сказали, что ему больше нельзя садиться за руль спортивной машины, однако Мэнселл сбежал из больницы и снова отправился на гонки.

Пытаясь пробиться в «Формулу-1», он часами ходил за Колином Чепменом, уговаривая того дать ему шанс. В конце концов, шанс представился, и на тестах в «Сильверстоуне» англичанин поразил команду очень быстрым кругом. В 1980-м Мэнселл дебютировал в «Лотусе», однако первая победа пришла не сразу – лишь когда в него уже практически перестали верить, в 1985 году, причем уже в составе другой команды. С момента слез Найджела на подиуме в Брэндс-Хэтче началась совсем другая история: за 18 месяцев Мэнселл одержал 11 побед, был дважды близок к чемпионскому титулу, но оба раза проигрывал.

В попытке заполучить лучший автомобиль Мэнселл уходил из «Уильямса» и возвращался обратно – в него вновь не верили, но он не сдавался. И это отличительная черта Найджела – идти до конца, до аварии и поражения или победы.

«Как гонщик он был природным феноменом, диким и безумным. Он действительно мог применить ту силу, которая выражалась даже в его телесном сложении»

«Как гонщик он был природным феноменом, диким и безумным. Он действительно мог применить ту силу, которая выражалась даже в его телесном сложении.

То, что именно этот буйвол стремился продемонстрировать всему миру приступы слабости и ложился на носилки чаще любого другого гонщика, очень всех веселило. Он любил театральные жесты. Если он получал маленький порез, то не просил залепить его по-быстрому пластырем, а поднимался на подиум и кровоточил для камеры. Он также любил вылезти из машины и упасть без сил. Каждый раз это было гигантское шоу, и английские журналисты только еще больше его раздували», – рассказывал о Найджеле его напарник по «Феррари» Герхард Бергер.

В конце концов судьба (в лице Патрика Хэда и Эдриана Ньюи) предоставила англичанину еще один шанс: «Уильямс» образца 1992 года был быстрым и надежным, и на этот раз Мэнселл стал чемпионом.

2. Джеки Стюарт

Годы карьеры: 1965 – 1973
Старты: 99
Победы: 27
Чемпионские титулы: 3 (1969, 1971, 1973)

«Летучий шотландец» выигрывал почти в каждой третьей гонке в «Формуле-1», и с тремя чемпионскими титулами он остается одним из самых успешных гонщиков в истории.

Во времена карьеры Стюарта смерть пилотов на трассах была нередким событием, и авторитетный спортсмен сделал все, чтобы повысить безопасность: благодаря Джеки в гонках внедрили шлемы, полностью защищавшие лицо, на автодромах появились медицинские службы и автомобили, он ратовал за возведение специальных защитных барьеров и расширение зон безопасности в самых опасных поворотах, заботился не только о коллегах, но и о зрителях.

Популярность, авторитет и ум Джеки помогли ему объединить гонки с бизнесом (и это несмотря на то, что он страдает дислексией) – еще до завершения карьеры шотландец стал настоящей суперзвездой и миллионером. Стюарт часто появлялся на телевидении и в рекламе, а также успешно привлекал в гонки спонсоров.

За стремление повысить безопасность гонок Джеки обвиняли в трусости, однако подобные высказывания критиков были как минимум глупыми. На Гран-при Германии 1968 года на убийственном «Нюрбургринге» Стюарт продемонстрировал исключительную храбрость и скорость. Под дождем, на окутанной туманом трассе он промчался быстрее всех – и на финише привез ближайшему сопернику более четырех минут.

1. Джим Кларк

Годы карьеры: 1960 – 1968
Старты: 72
Победы: 25
Чемпионские титулы: 2 (1963, 1965)

Поначалу гонки для Джима были лишь средством развлечения, хобби, однако после первоначальных успехов скромный паренек с холмов Берикшира решил стать спортсменом.

Его уверенные выступления в младших гоночных сериях поразили Колина Чепмена, и знаменитый инженер и владелец команды «Лотус» не раздумывая пригласил Кларка в собственную конюшню.

Стюарт признавался, что ничему не мог научиться у Кларка – просто потому, что было непонятно, откуда у того вообще бралась скорость

Шотландец был настолько талантлив, что ему не требовалось быть технически подкованным гонщиком – он мог быстро ехать практически на любой машине. Джеки Стюарт признавался, что ничему не мог научиться у соотечественника – просто потому, что было непонятно, откуда вообще у Джима бралась скорость. Кларк мог проигрывать конкурентам более круга, но затем догнать и обогнать их, и единственным препятствием на пути к победе была только ненадежность гоночной техники.

Победы и чемпионские титулы принесли ему славу и богатство, однако Джим оставался скромным парнем – он не любил пресс-конференции, был стеснительным и нерешительным.

Выиграв первую гонку 1968 года, Кларк добился эпохальной отметки в 25 побед, побив тем самым рекорд Фанхио, однако это было его последнее достижение – 7 апреля того же года он погиб из-за прокола покрышки в гонке «Формулы-2». Мир был в шоке, а Колин Чепмен с горечью признался, что потерял лучшего друга.

Фото: Fotobank/Getty Images/F. J. Hughes/Express Newspapers/Central Press/Baron

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы