Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    В десятку

    Легендарный автомарафон «24 часа Ле-Мана» вновь порадовал болельщиков бескомпромиссной борьбой заводских команд «Ауди» и «Пежо» – даже по истечении суток на самом финише гонки сохранялась интрига. Sports.ru рассказывает о том, как ингольштадтская марка добилась успеха, а заодно подводит итоги двух североамериканских гонок – NASCAR в Поконо и «Индикар» в Техасе.

    В десятку
    В десятку

    Множество интриг закрутилось накануне 79-го старта «24 часов Ле-Мана», но важнейшей из них безусловно стала дуэль заводских команд «Пежо» и «Ауди». В прошлом году французы потерпели сокрушительное фиаско – после первых четырех позиций в квалификации ни один из прототипов 908 HDi-FAP не добрался до финиша.

    Победу тогда одержал, может быть, чуть менее быстрый, но куда более надежный прототип R15. К 2011 году команда из Ингольштадта подготовила новую машину – R18, которая стала первым за последние 12 лет купе «Ауди».

    «Пежо» продолжили развивать прошлогоднюю концепцию с учетом уроков гонки 2010 года – на этот раз французские машины были призваны продемонстрировать надежность вкупе со скоростью. Кроме того, новая 908-я модель опередила R15 в «12 часах Себринга» и выиграла гонку «1000 километров Спа», прошедшую за месяц до Ле-Мана.

    К гонке 2011 года команда «Пежо» значительно повысила надежность своих прототипов

    Другие команды, среди которых «Астон Мартин» с баркеттой-недоразумением, «Орека Матмут» с прошлогодним 908 HDi-FAP, гибридный автомобиль конюшни «Хоуп» и полузаводская «Ребейон» о борьбе за места на подиуме могли только мечтать.

    Первую линию стартовой решетки заняли экипажи «Ауди», вслед за которыми квалифицировались все три заводских «Пежо», опередив третье купе из Ингольштадта, заявленное в составе «Ауди Спорт Норт Америка».

    На старте победители квалификации сохранили свои позиции, но гонщикам третьей «Ауди» отыграть что-либо не удалось – Аллан Макниш оказался позади «Пежо» Франка Монтаньи и терял время относительно лидеров. Макниш предпринял попытку отыграться, опередил француза и даже догнал своих партнеров по команде, но при обгоне Тимо Бернхарда на пути немецких купе оказалась «Феррари» одного из классов категории GT. В результате Макниш под списание разбил свой автомобиль, а на трассу выехала машина безопасности.

    После рестарта обе оставшиеся «Ауди», которые в тот момент вели Бенуа Трелуйе и Тимо Бернхард, продолжили отрываться от «Пежо» Себастьяна Бурдэ и Александра Вурца, тогда как Монтаньи, жалуясь на баланс тормозов, заехал в боксы и уступил автомобиль Стефану Сарразену – француз начал свой отрезок с восьмого места.

    «Ауди» уходили в отрыв, но гонщики «Пежо» благодаря экономичности 908-й периодически резко сокращали отставание. Однако это не помешало французам потерять около 40 секунд, когда на четвертом часу гонки Симон Пажно вылетел в повороте «Арнаж». Но и представители немецкой команды совершали ошибки – на исходе пятого часа вылетел с трассы Роман Дюма.

    «Ауди» уходили в отрыв, но гонщики «Пежо» благодаря экономичности 908-й периодически резко сокращали отставание

    Борьба впереди приобретала тактический характер – разница в длине «стинтов» то выводила во главу пелотона «Пежо», то возвращала в лидеры «Ауди». Первая четверть гонки завершилась в пользу немцев – Марсель Фесслер на R18 «вез» минуту Марку Жене на 908.

    Статус-кво сохранялся вплоть до наступления темноты, когда Майк Рокенфеллер разбил вторую «Ауди» – на девятом часу немец столкнулся еще с одной машиной «Феррари», после чего R18 разлетелась в дребезги, а Рокенфеллер был госпитализирован. Позже врачи сообщили, что серьезных травм у гонщика не обнаружено.

    Маршаллы восстанавливали трассу на протяжении нескольких часов, а пилоты все это время провели позади пейс-каров. После рестарта тенденция продолжилась – гонку вела единственная оставшаяся машина «Ауди», которую преследовало трио купе «Пежо».

    Благодаря пит-стопам французы даже иногда выходили на первое место, и во время очередных желтых флагов – на семнадцатом часу произошла авария в классе GTE Pro – впереди были прототипы «Пежо».

    Регулярные появления машины безопасности угрожали поломать всю тактику пит-стопов «Ауди», поэтому утром Бенуа Трелуйе вынужден был атаковать изо всех сил – R18, казалось, быстрее 908, но вопрос был в том, хватит ли этого преимущества, чтобы компенсировать разницу в количестве пит-стопов, ведь ингольштадтцам приходилось чаще совершать дозаправки.

    К концу трех четвертей дистанции преимущество Трелуйе над тройкой «Пежо» составляло чуть более пятнадцати секунд. Машина «Ауди» начала отрываться, но ключевой момент гонки произошел перед финальным отрезком.

    Во время гонки в серьезные аварии попали Аллан Макниш и Майк Рокенфеллер

    Две лидирующие машины отправились на последние дозаправки, но если в «Ауди» провели полноценный пит-стоп, то в «Пежо» решили рискнуть и оставить старый комплект шин. Благодаря этому Симон Пажно вновь сократил отставание от Андре Лоттерера до 15 секунд, после чего начал приближаться к лидирующей R18.

    Но французский расчет оказался не очень точным – если поначалу «Пежо» приближались, то позже изношенная резина не выдержала темпа R18, и машина «Ауди» вновь ушла в комфортный отрыв, а гонщик грамотно распорядился трафиком, удерживая между собой и преследователем «подушку» из круговых.

    Таким образом, несмотря на две серьезные аварии «Ауди» довела единственную уцелевшую машину до финиша на первом месте. Для немецкой марки этот триумф стал уже десятым с 2000 года, тогда как для Марселя Фесслера, Бенуа Трелуйе и Андре Лоттерера это была первая победа в Ле-Мане.

    Машины «Пежо» по ходу всего марафона оказывали давление на гонщиков «Ауди», и хотя второе, третье и четвертое места, а также пятая позиция для клиентского автомобиля команды «Орека Матмут», вряд ли могут стать реабилитацией за прошлогодний провал, в следующем году французы попытаются вернуться на главное место Ле-Мана.

    На доезд

    В штате Пенсильвания состоялся один из самых сложных этапов в календаре NASCAR Sprint Cup. Каждый поворот триовала «Поконо» обладает своим собственным характером, в связи с чем крю-чифам необходимо найти очень сбалансированные настройки, чтобы машина не теряла времени ни на одном из участков трассы. Признанным мастером здесь является Дэнни Хэмлин – он с поула выиграл обе гонки на этой трассе в своем дебютном сезоне. Но одного мастерства на этой 4-километровой трассе не достаточно – в гонке также многое зависит от надежности и безошибочной тактики пит-стопов.

    Квалификацию второй раз подряд выиграл Курт Буш – этот поул стал уже третьим подряд для Роджера Пенске, владельца «Доджей» Буша и Кезеловски. Однако уже на втором круге пелотон возглавил Дэнни Хэмлин. К девятому кругу гонщик «Джо Гиббс» «вез» преследователям уже более двух секунд, но из-за мусора на трассе были выброшены желтые флаги.

    Каждый поворот триовала «Поконо» обладает своим собственным характером, в связи с чем необходимо найти очень сбалансированные настройки автомобиля

    Следующий «коушен» был объявлен еще через девять кругов, после чего в лидеры вышел Хуан-Пабло Монтойя, поменявший только две шины. «Гэмблинг» колумбийца не сработал, и он сразу же пропустил вперед нескольких соперников, во главе которых предсказуемо оказался Хэмлин.

    Через несколько десятков кругов начались пит-стопы под зелеными флагами. Гонщики вносили изменения в настройки машин, а крю-чифы анализировали поведение автомобилей в режиме длинных отрезков дистанции, которые в Поконо не редкость.

    Майк Форд решил основательно затянуть пит-стоп Хэмлина, в результате чего на трассу тот вернулся в нескольких секундах позади Монтойи – на изношенных шинах Дэнни не удавалось поддерживать собственный темп. На свежих покрышках гонщик взвинтил темп и отыгрывал по паре десятых с круга, но и на следующем пит-стопе пилот «Джо Гиббс» оказался позади лидера «Эрнхардт-Гэнасси».

    На 111 круге судьи в третий раз выбросили желтые флаги, мотивированные мусором на трассе. Монтойя вновь поменял только две шины – после рестарта подопечный Брайана Пэтти не мог посоперничать с лидерами, но уже довольно уверенно держался в первой пятерке. Гонку тем временем повели Курт Буш, Джефф Гордон и Дэнни Хэмлин, которых разделяли три секунды.

    Новая волна пит-стопов под зеленым флагом корректив в расстановку сил не внесла, но на 156 круге судьи опять нашли на трассе мусор. До финиша оставалась четверть дистанции, и все пилоты отправились в боксы на предпоследние пит-стопы.

    Монтойя вновь занял первое место с двумя свежими покрышками, а Дэнни Хэмлин после остановок у механиков -за проблем с тормозами проколол шину. Дэнни был вынужден еще раз заезжать в боксы, после чего «Тойота» №11 откатилась в третий десяток и в борьбе за победу уже не участвовала.

    На рестарте Монтойя ожидаемо проиграл несколько позиций, чем воспользовались вышедшие вперед Джефф Гордон и братья Буши – Курт и Кайл. Через 11 кругов гонщики начали совершать последние пит-стопы, и если механики «Хендрик» вернули Гордона лидером с трехсекундным преимуществом, то Курт Буш после дозаправки оказался позади Кайла.

    На заключительном пит-стопе механики «Хендрик» вернули Джеффа Гордона в лидеры гонки

    За двадцать кругов до финиша чемпион 2004 года реабилитировался за тактический просчет своей команды и опередил своего брата в борьбе за второе место, но Гордон остался в двух секундах впереди Бушей.

    Таким образом, благодаря неудаче Хэмлина Джефф Гордон выиграл вторую гонку в сезоне. В этом году четырехкратный чемпион выступает крайне нестабильно – учитывая две победы, он лишь пять раз финишировал в первой десятке. В связи с этим пилот «Хендрик» занимает в общем зачете 11-ю позицию, тогда как гарантированный допуск в «Чейз» получает лишь первая десятка генеральной классификации. С другой стороны, выигранные гонки могут обеспечить Джеффу один из двух «уайлд кард» для пилотов из второй десятки регулярного сезона, но двух побед может оказаться маловато. В любом случае, Алану Гастафсону и его подопечному необходимо улучшать результаты во второй половине сезона.

    Карл Эдвардс, лидирующий в общем зачете, сошел с дистанции уже на 62-м круге из-за проблем с одним из цилиндров. Лидер «Рауш Фэнвей» классифицирован 37-м – для Карла это худший за 15 месяцев результат.

    В связи с провалом Эдвардса лидирующая группа общего зачета заметно уплотнилась. Если перед стартом заезда идущий вторым Джимми Джонсон уступал Карлу 40 очков, то теперь вся первая четверка – Эдвардс, Джонсон, Эрнхардт-младший, Харвик – плотно «упакована» в 11 очков.

    Следующий этап состоится уже через неделю в Мичигане. В прошлом году победы на этой трассе одержали Хэмлин и Харвик, тогда как Эдвардс побеждал здесь в 2007 и 2008 годах. Интересно также, что это один из немногих автодромов, где ни разу не выигрывал Джимми Джонсон.

    По одному разу

    В минувшие выходные в Техасе состоялся первый в текущем сезоне ночной этап серии «Индикар», в рамках которого прошли сразу два заезда. Еще до старта сезона организаторы чемпионата объявили о том, что на «Техас Мотор Спидвей» состоятся две гонки по 114 кругов длиной, за каждую из которых будет начислено по половине очков, если сравнивать с традиционной очковой системой «Индикар».

    Поул к первой гонке выиграл Алекс Тальяни, сенсационно добившийся такого же достижения на предыдущем этапе – «Инди-500». Но и на этот раз канадцу долго продержаться на первом месте не удалось – уже на старте по внешней траектории «Даллару» «Сэм Шмидт» опередил Дарио Франкитти. Позади двух лидеров развернулась борьба между Уиллом Пауэром и Такумой Сато – японец, у которого на овалах опыта еще меньше, чем у австралийца, опередил лидера чемпионата.

    Гонщики «Гэнасси» уверенно выиграли первый заезд в Техасе

    Но Пауэр через какое-то время отыгрался и к сороковому кругу, когда подошло время первых пит-стопов, вышел на второе место. В диспозицию лидеров дозаправки изменений не внесли, но в борьбе за третье место Скотту Диксону удалось опередить Алекса Тальяни, позади которых Визо и Сато боролись с Кастроневешом и Мейрой.

    Франкитти начал уходить в отрыв и создал себе комфортное преимущество в три с половиной секунды. Скотт Диксон, под стать партнеру, тоже продемонстрировал впечатляющий темп – сразу после рестарта он опередил Пауэра в борьбе за второе место, после чего устремился в погоню за Франкитти и сократил отставание до двух с половиной секунд.

    На 88-м круге Даника Патрик и Джей-Ар Хильдебранд открыли вторую волну пит-стопов под зеленым флагом, но спустя несколько минут столкнулись Чарли Кимболл и дебютант Уэйд Каннингем. Судьи выпустили машину безопасности, а Патрик оказалась в двух кругах от лидеров.

    Под желтыми флагами все пилоты отправились в боксы, после чего за десять кругов до финиша был дан рестарт. На рестарте Франкитти, Диксон и Пауэр, а также державшийся немного поодаль Тальяни сразу же оторвались от всего пелотона и принялись бороться друг с другом. Дарио уверенно держал внутреннюю траекторию, смещаясь к стене на задней прямой, тогда как Диксон пытался найти лазейку на «аутсайде». Возможность для атаки выискивал и Пауэр, но позиции до самого финиша не изменились.

    Порядок старта во втором заезде организаторы решили определить жеребьевкой – поул достался Тони Канаану, Пауэр оказался на третьей позиции, Диксон и Франкитти стартовали с 18-го и 28-го мест соответственно.

    Опытнейший Канаан уверенно принял старт, воспользовавшись тем, что шедшие позади соперники потеряли некоторое время, обгоняя Уэйда Каннингема. Но преимущество бразильца иссякло уже через три минуты – на шестом круге Пауэр «повис» на заднем антикрыле Канаана. Тем временем гонщики «Гэнасси» сражались с трафиком, но если Диксон к 13 кругу уже вышел в первую десятку, то Франкитти отыграл только пять мест и шел 23-м.

    На 36-м круге Себастьян Сааведра открыл первую волну пит-стопов, тогда как Уилл Пауэр попытался выйти в чистый воздух – двигатель австралийца лучше работал вне трафика. По ходу нескольких кругов два лидера заезда шли бок о бок, но Пауэр все же оказался сильнее на внешней траектории и возглавил гонку.

    После пит-стопа гонщик «Пенске» имел преимущество в секунду над ближайшими преследователями, которыми стали его партнеры – Хелио Кастроневеш и Райан Бриско, опередившие Канаана на дозаправках.

    Порядок старта во втором заезде организаторы решили определить жеребьевкой – поул достался Тони Канаану

    Еще лучше сработали механики Чипа Гэнасси – Диксон вернулся в гонку на пятом месте, а Франкитти – в середине второго десятка. Диксон взвинтил темп и менее чем за десять минут опередил Кастроневеша с Бриско, бросившись в погоню за Пауэром.

    Скотт догнал лидера гонки и чемпионата, когда тот обгонял круговых, но в чистом воздухе австралиец вновь начал отрываться. Многие ожидали большого количества желтых флагов во втором заезде, однако эти прогнозы не оправдались – Пауэр сохранил преимущество в полторы секунды и выиграл свою первую «овальную» гонку. Таким образом, в прошедший уик-энд два фаворита в борьбе за чемпионский титул одержали по одной победе.

    В общем зачете преимущество Пауэра над Франкитти, который к финишу прорвался на седьмое место, выросло до 21 очка. Лучшим гонщиком двух последних этапов стал Скотт Диксон – он набрал 85 очков, больше чем в четырех дорожных гонках, отыграл пять позиций в общем зачете и поднялся на третью строчку генеральной классификации. Однако отставание новозеландца от Пауэра составляет 70 очков.

    Следующий этап пройдет в ближайший уик-энд на легендарной «Милуокской Миле». Больше всех побед в гонках машин с открытыми колесами на этой трассе одержал Пол Трейси – канадец четыре раза отправлялся на Виктори Лейн, когда этап входил в зачет серии «ЧампКар»/CART. В рамках первенства «Индикар» лучше всех в Милуоки выступает Тони Канаан, победивший в 2006 и 2007 годах. В 2008 и 2009 здесь первенствовали Райан Бриско и Скотт Диксон, а в прошлом сезоне автодром не попал в календарь.

    Тем временем…

    На трассе «Ред Булл Ринг» в Шпильберге состоялся четвертый этап альпийской двухлитровой «Формулы-Рено». Роман Мавланов, финишировав десятым и одиннадцатым, набрал очки в обоих заездах и, опередив Кристофа фон Грюнигена, поднялся на десятое место общего зачета.

    Лидерство же вернул себе Янн Циммер из «Арты Инжиниринг» – швейцарец с французским гражданством закончил оба заезда на подиуме, продолжив свою серию из восьми подряд финишей в первой пятерке.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы