6 мин.

Первый матч Абаскаля в «Спартаке»: схема 4-3-1-2, попытки высокого давления и выход Зиньковского в перерыве

Новый сезон «Спартак» начинает под руководством Гильермо Абаскаля — для многих назначение главным тренером 33-летнего испанца стало сюрпризом. Он сразу обозначил свое видение будущего стиля команды: «Я с моим штабом хочу, чтобы «Спартак» показывал доминирующую, агрессивную игру. Такой футбол должен нравиться и тем, кто его смотрит, и тем, кто в него играет. Причем «доминировать» — это не обязательно всегда владеть мячом». Гильермо принялся за перестройку и уже в первом матче попытался показать обновленную команду. «Спартак» отошел от наследия Ваноли с тремя центральными защитниками и использовал схему 4-3-1-2. Ромб в полузащите формировали Умяров, располагавшийся в опорной зоне, Зобнин и Денисов в полуфлангах и Игнатов на позиции десятки под Промесом и Соболевым. «Моя базовая схема — с четырьмя защитниками, но мы будем иметь несколько вариантов, к тому же у нас есть футболисты с разными качествами. Используя это, мы можем быть гибкими в тактическом плане», - заявлял Абаскаль.

«Спартак» стремился разыгрывать мяч коротко в начале атаки: если очевидных вариантов для паса на своей половине не было, то под давлением следовала передача вперед, где Промес, Соболев и Игнатов старались зацепиться и сохранить владение. Над центральными защитниками обычно располагался Умяров, а Зобнин или Денисов ситуативно опускались на одну линию с ним и помогали находить варианты для продолжения атаки.

Игнатов на вершине ромба получил свободную роль. Он уходил на фланги, менялся местами с Промесом или помогал выйти из-под прессинга на своей половине. Без Игнатова «Спартаку» было бы сложно в переходных фазах, на контратаках (частый сценарий в первом тайме), поскольку его расположение рядом с Соболевым позволяло цепляться за передачи в сторону форварда.  Пока теоретически интересную идею при владении Абаскаль по-настоящему не воплотил. «Спартак» еще не готов против лучшей команды лиги терпеливо разыгрывать мяч, выманивая оппонентов, чтобы затем пользоваться свободным пространством за их спинами. Причины очевидные — красно-белые не дошли до нужного уровня автоматизма внутри структуры и в текущей форме не способны быстрее принимать решения, чтобы заставить оборону «Зенита» перестраиваться.  Абаскаль и сам это прекрасно понимает. Перед матчем он уже говорил о том, что команда находится на стадии строительства: «Конечно, поставить тот футбол, в который мы хотим играть, за короткое время очень сложно. И было бы странно, если бы я рассказывал сейчас, что мы уже все выполнили. Мы лишь на начальном этапе». Без мяча «Спартак» эпизодически агрессивно встречал соперника 1v1. Главная задача — вынудить соперника отдать на фланг Сантосу или Сутормину и перекрыть ближние варианты. Накрывать участвующих в розыгрыше фулбеков должны были восьмёрки в ромбе — Зобнин или Денисов — в зависимости от того кому шла передача. Если мяч отправлялся в сторону Клаудиньо или Малкома, то Хлусевич или Рыбус выдвигались за ними и пытались сыграть на опережение.

Проблема заключалась в том, что агрессивные выпады крайних защитников «Спартака», особенно Хлусевича в средней трети, не всегда были успешными, и «Зенит» получал шанс на атаку, имея пространство слева. В обороне этот фланг/полуфланг (Денисов - Хлусевич - Чернов) был слабее, и Семак пользовался этим. У Хлусевича есть скорость, позволяющая исправлять подобные недочёты, но против техничных игроков более высокого класса вроде Клаудиньо или Вендела (объективно входящих в топ-5 легионеров РПЛ) она не дает особого преимущества.

Чернову приходилось разрываться между бразильцами и Сергеевым, а подстраховка работала слабо. Хлусевич может играть и в центре обороны, как мы видели эпизодически при Ваноли, но в нынешнем «Спартаке» его оптимальная роль — вингбек в схеме с тремя центральными защитниками или вингер в вариациях 4-3-3 или 4-4-2. Похожая ситуация и с Мозесом. Не зря и на сборах, и в матче за Суперкубок Литвинов вышел справа в обороне. Это запасной вариант, который может стать основным, если атакующие фулбеки «Спартака» не будут справляться с задачами в защите или, по крайней мере, не начнут компенсировать ошибки на своей трети вкладом в атаку на чужой. 

Когда «Зенит» проходил давление и владел мячом в средней трети более терпеливо, «Спартак» откатывался ниже. Схема помогала насытить центр, вынуждая соперника играть через фланги, а в случае возможного навеса или прострела в штрафной — постоянно иметь численное преимущество после смещения оборонительного блока чуть ниже. Большая нагрузка ложилась на восьмерок. Зобнин и Денисов активно помогали Рыбусу и Хлусевичу обороняться против треугольников «Зенита» на флангах. Иногда даже Умяров смещался в данную зону и страховал партнеров. И это тоже заканчивалось это обычно появлением свободного пространства перед штрафной.

Частично «Спартак» реализовал план на игру: закрыл центр и справлялся с большинством передач, направленных в штрафную с флангов, пытался затруднить «Зениту» выход из обороны и использовал пространство в контратаках. Но индивидуальные ошибки в обороне и адаптация к новым требованиям не позволили безошибочно закончить первый тайм. В атаке же не получалось доставить проблемы на скорости из-за грамотной подстраховки от игроков «Зенита» (исключение — момент Денисова с ударом из штрафной).  В перерыве Абаскаль выпустил Зиньковского вместо Игнатова. Быстрый гол Вендела окончательно закрепил владение за «Спартаком» — схема приобрела очертания 4-3-3 с Антоном левее и Промесом правее от Соболева (ближе к концу игры они поменялись флангами). Гильермо опирался на их дриблинг в полуфлангах и последующую доставку мяча штрафную после удачной обводки.

Они часто уходили со своей позиции и опускались за мячом ниже, иногда даже в среднюю треть. Квинси, к слову, весь первый тайм смещался глубже, чтобы помогать Умярову в продвижении атаки. Это связано скорее с тем, что после перерыва «Спартак» с трудом находил варианты для передачи в финальной трети. Кардинально изменить ситуацию не удалось. «Зенит» справлялся с навесами и прострелами с флангов, не позволяя пробить из опасной позиции. Только в последние 10 минут Джикия (после углового) и Промес имели голевые моменты, но эти удары не стали закономерным итогом действий «Спартака» в атаке, а скорее выбивались из общей картины на фоне усталости «Зенита».

***

Абаскаля точно стоит похвалить за то, с какой уверенностью он после небольшого периода в клубе в первом же матче против топового соперника рискнул и пытался навязать свой стиль. Если у него есть полноценное видение дальнейшей работы и реальное понимание возможностей этого состава, то, возможно, уже в этом сезоне мы увидим совершенно новый «Спартак» . Вопрос в том, насколько быстро футболисты адаптируются к требованиям испанца (РПЛ начинается через неделю).

Подписывайтесь на мой телеграм канал «Футбольное обозрение», где я выкладываю небольшие рецензии на актуальные события.

Текст написан для сайта «Реджиста».