5 мин.

Побочный эффект наших успехов или о болельщиках фигурного катания

Я из тех болельщиков, которые были счастливы, когда  Маша Бутырская принесла нам первое золото ЧМ, такое долгожданное всеми, плакали вместе с Ирой Слуцкой на обеих ее олимпиадах, наблюдали за титаническим противостоянием Плющенко и Ягудина, битвой Юны Ким и Мао Асады в Ванкувере. Мы наслаждались целой эпохой российского парного катания, когда наши спортсмены не сходили с пьедесталов всех без исключения турниров. Наши танцоры были образцом для подражания, и весь мир был в роли догоняющих. 

О побочном эффекте.

Культура боления, как я всегда считала, соответствует эпохе. Но как же я заблуждалась. Мы дождались российской эры женского одиночного катания. С появлением Лизы Туктамышевой и Аделины Сотниковой - наших первых девчонок-звездочек, в болельщики потянулось все больше и больше народа. Разного. Но та истерия, которая началась с появлением Юлии Липницкой, дошедшая до Сочи2014 закрутила в себе целую прослойку совершенно неадекватной публики, с пеленой на глазах, через которую объективная реальность почему-то совершенно размывалась. Женский турнир Сочи, судейство на котором, как это часто было на олимпиадах, стало политизированным, закончился тонной негатива и скандалов в кругах ценителей фигурного катания. Всенародная истерия по Липницкой привела ее к известным последствиям. Безусловно, причин падения этой гениальной спортсменки было несколько, но приведенная - одна из ключевых. Залюбили, что называется. 

Интересно, что ничему история людей не учит. И люди любят выбрать объект обожания, вознести его до небес, нагнетая давление на спортсмена с каждым стартом все больше и больше... Еще острее эта любовь, если спортсмен оказался, по мнению большинства, несправедливо обижен, задвинут, брошен... Сошедшие с ума болельщики Ильиных и Жиганшина сметали все на своем пути и прочили тем минимум медали в Корее. Чем закончилась история, снова известно.

Сейчас эта истерия на Алине Загитовой, и я безмерно надеюсь, что Этери Георгиевна сумеет оградить ученицу от этого болельщицкого удушья. Хочется, чтобы наша олимпийская чемпионка просто спокойно тренировалась и планомерно набирала форму к главным стартам сезона без страха не соответствовать ожиданиям тысяч людей, погрузивших на ее детские плечи ответственность за всю нашу женскую одиночку.

Теперь о хейте.

Он был всегда. В дуэли Плющенко-Ягудина были те, кто обожал первого и недолюбливал второго. В противостоянии Ким и Асады были те, кто плакал после короткой программы в Ванкувере, понимая, что Мао намеренно придержали, чтобы расчистить дорогу Юне. Было негодование. Было непонимание. Но никогда я не видела ненависти к спортсменам, к тренерам. То, что творится сейчас, на мой взгляд - отражение того, как далеко может зайти человеческая глупость и недальновидность. А хейт и пожелание поражений собственным спортсменам - это вообще за гранью. Просто за гранью. Мы так долго ждали стабильную спортсменку. Такую, которая не будет падать. Такую, за которую не страшно. Такую, которая не сорвет на нервах всю программу. После Ким таких не было в мире в принципе. Мы дождались. Двукратную чемпионку мира, которая не дрогнула там, где попадали все остальные. Но меня поразило, да что там, убила реакция той самой прослойки, о которой я уже написала. Нашлись недовольные. Недовольные баллами, недовольные ребром на лутце, недовольные высоким местом.

Появились авторы, которые устраивали "компетентные обзоры". Причем большинство из них фигурное катание до Сочи не видели и не интересовались его историей, историей системы оценивания. Они нагуглили правила ИСУ и теперь стали рассказывать о том, что мировая рекордсменка прыгает лутц не с того ребра, ай-яй-яй, не гоже это, и все в таком духе. Поражало то, что люди искренне верили в то, что человек, который выступает на сто голов выше остальных, несправедливо занимает свое место. Получает не те оценки. Греет, пожалуй, что те, кто умеет мыслит своей головой, понимали, что когда спортсмен на верхнем и на нижнем пиках своей формы катает чисто - это само по себе уникально. Это уже гениальность. Гениальность спортсменки, гениальность ее характера. Это гениальность тренера, сумевшего довести стабильность фигуриста до совершенства, а элементы - до полного автоматизма.

После Пхенчахана, когда Женя покинула группу Тутберидзе, начался какой-то адский хейт, прежде всего, Медведевой. Появились даже "специальные" блоги для этого дела. Я думаю, все эти имена знают. Когда задаешь автору прямой вопрос: почему ты позволяешь себе оскорблять чемпионку, ее новых тренеров и друзей, тебя банят и удаляют комментарии. Это снова от комплексов, думаю. Безнаказанность в интернете и возможность не отвечать за свои слова - это бесценно, правда, Травин?)

По поводу последних высказываний, мол, к чему федерации эти траты на Канаду, Орсера и прочее, хочется напомнить вам, что на последнем чемпионате мира в отсутствии "предательницы" мы, будучи законодателями в женской одиночке, остались вне призовой тройки. Грядущий ЧМ я Японии, вчера Кихира начала писать новую страницу в истории ФК. В этом свете хочется попросить оставить в покое действующую олимпийскую чемпионку. Вы только утяжеляете груз ответственности, который к ЧМ может вновь оказаться неподъемным. Дайте спокойно тренироваться Загитовой и Медведевой, без ваших язвенных постов и сердобольных од. Дайте им приносить победы нашей стране. Они - настоящее нашего фигурного катания.

О Шоме Уно

Напоследок решила спросить у авторитетных техспециалистов местных, которые "с дивана видят недокрут и преротейшен у читера". Почему НИКТО из авторитетных специалистов не высказался о прыжках Уно? Почему никто не сказал, что его флип - вовсе не четверной? Вчера сидела Тарасова, Ягудин восхищались его прыжками. Макс Ковтун тоже отмечал уникальность этого спортсмена. Мишин не сказал ничего ни разу. Липницкая о его прыжках отзывалась только положительно. Никто из известных экспертов ничего не сказал про прерот и недокрут и ненастоящесть его четверных. Никто. Так с чего этот комплекс неполноценности его судейства? А вы видите то, чего не видят профессионалы. Это ведь странно) Или это мировой заговор?)